ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 398
Скачиваний: 0
Удобный и качественный поиск таких книг существует на сайтах:
–www.osoboedetstvo.ru (портал «Особое детство») в разделе «Полезные книги». Здесь можно найти список книг о помощи особым детям с аннотациями (рубрика «Полезная литература»), ознакомиться с текстами книг, содержащимися в электронной библиотеке «Особый ребенок», а также посмотреть или скачать видеоматериалы о помощи особым детям. Отсюда же можно выйти в интересную быстро развивающуюся поисковую систему www.infodisability.org – сайт информационных ресурсов, ориентирующийся на современные подходы к помощи детям с нарушениями развития и их семьям. Здесь можно найти практически всю информацию о книгах, статьях, журналах, видео-, аудиоматериалах, подготовленных в Беларуси, России, Украине на эту тему. Целый раздел на портале «Особое детство» («Правовая защита») посвящен защите прав особого ребенка на образование и реабилитацию. Он включает электронный тренажер для родителей, обсуждение опыта и концептуальных подходов
кзащите прав особого ребенка, юридическую Интернет-консультацию (можно задать вопрос юристам или найти ответ на тревожащий вас вопрос в рубрике «Юридическая консультация») и правовой форум;
–www.terevinf.ru (в разделе «Литература по лечебной педагогике»);
–www.autism.ru (в разделе «Библиотека») – книги, посвященные помощи детям с аутизмом.
О содержательной оценке книги
Вы нашли книгу, которая по формальным параметрам удовлетворяет вашему требованию: она посвящена помощи детям, имеющим именно те особенности и проблемы развития, что и ваш ребенок. Однако будет ли она вам полезна? Вот тут наступает черед содержательной оценки книги, кото-
рую вы держите в руках или текст которой видите на экране компьютера.
По каким же параметрам оценивать качество книги?
Нам кажется очень важным попытаться понять при беглом просмотре, какого подхода к развитию особого ребенка придерживается автор. Например, есть книги, в которых декларируется возможность эффективной помощи особому ребенку усилиями лишь одного узкого специалиста. Тем самым отвергается командный подход к работе – согласованные действия различных специалистов, совместно строящих и выполняющих программу помощи ребенку. Обычно в таких книгах не рассматривается возможность разумного сочетания групповых и индивидуальных занятий. Такие
подходы представляются весьма сомнительными; книга, где они излагаются, вряд ли окажется полезной для ребенка.
Другие авторы открыто заявляют, что представляют только часть сложной системы помощи особому ребенку – так, советы логопеда по развитию речи могут сопровождаться ссылками на другие пособия, указания-
10. Если рядом нет специалистов 141
ми на необходимость работать также над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Такие книги нам представляются наиболее перспективными и интересными, реализующими новый подход к помощи особым детям.
Вработе с ребенком, имеющим особенности развития, очень важно
правильное распределение ответственности. Большинство «классических» трудов предлагает переложить ответственность за состояние ребенка на врача или педагога. Их авторы словно игнорируют наличие у ребенка родителей, обеспокоенных его проблемами и готовых принять активное участие в работе с ним. Неоправданно вынося за скобки то, что именно родители проводят бо€льшую часть времени вместе с ребенком и именно они наиболее заинтересованы в улучшении его состояния, авторы подробно рассказывают, что должен делать с ним врач и педагог. Обилие специальных терминов делает такую книгу практически недоступной для родителей.
Вто же время среди современной литературы появляется все больше книг, ориентированных как раз на родителей. Это не только популярные пособия, в которых приводятся конкретные приемы взаимодействия с ребенком, обучения его необходимым навыкам. Есть и книги, цель которых
–дать возможность родителям стать партнерами педагога, психолога и врача, не только выполнять их рекомендации, но и самим понимать особенности своего ребенка и выстраивать работу по преодолению трудностей. Как правило, издания такого рода написаны хорошим языком, понятным непрофессионалу; специальные термины сопровождаются объяснениями.
Наряду с аккуратным изложением теории в таких книгах даны и конкретные рекомендации, которые позволят родителям организовать взаимодействие с ребенком дома. Описанный подход делает возможным раз-
деление ответственности за развитие ребенка между родителями и специалистами, позволяет и тем, и другим внести свой вклад в общую работу. В число таких книг входят: книга Нэнси Финни «Ребенок с церебральным параличом» (М.: Теревинф, 2001) – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с ДЦП, написанное специально для родителей, воспитывающих таких детей; книга Михаэля Брамбринга «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье» (М.: Академия, 2003), прекрасно передающая атмосферу партнерства родителей и специалиста, общее стремление решить конкретные проблемы ребенка; книга Ильвы Эльнебю «Без твоего прикосновения я умру» (Минск: БелАПДИ, 2003) о тактильном взаимодействии родителей с особым ребенком, способствующем решению многих проблем малыша.
Необходимо отметить и такую тенденцию в развитии современной литературы, как появление книг о работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (выраженные и тяжелые случаи аутизма, детского
142
церебрального паралича, тяжелые генетические синдромы и др.), а также
разными вариантами сочетанных нарушений. Раньше подобной литературы практически не существовало. Можно было найти, например, руководство по работе со слепыми или слабослышащими детьми, не имеющими при этом других нарушений; но книг о том, что делать с ребенком, у которого нарушения зрения сочетаются с особенностями интеллекта или эмоционально-волевой сферы, – в прежней литературе не было вовсе. Нельзя сказать, что спрос на книги этого профиля удовлетворен, но такие книги уже появляются. Ярким представителем данной литературы является, например, книга «Дети с синдромом Ретта» (М.: Теревинф, 2009), где наряду с советами специалистов описана жизнь семьи, воспитывающей такого ребенка, полная испытаний, преодолений и настоящих открытий. Система представленной в этой книге реабилитационной, педагогической и социально-правовой поддержки может использоваться для работы с детьми и с другими множественными нарушениями.
При работе с детьми, имеющими особенности развития, предлагается использовать большое количество разных методик. Особый интерес представляют методики, являющиеся универсальными. Так, правильно организованная арт-терапия или музыкальная терапия позволяют работать с разными группами детей – от имеющих «пограничные» нарушения до тяжелых случаев аутизма, нарушений двигательной и интеллектуальной сфер. Примером такой литературы является книга Юрия Красного «Арт
– всегда терапия» (М.: Межрегиональный центр управления и политического консультирования, 2006) – образное, доступное и увлекательное пособие, посвященное развитию особых детей средствами искусства. Сюда же можно отнести книгу Джульетты Алвин и Эриел Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (М.: Теревинф, 2004) – практическое
пособие, рассказывающее об опыте использования музыки в работе с аутичными детьми и отличающееся деликатным и уважительным отношением терапевта к ребенку.
В упомянутой выше книге ярко проявилось характерное отличие современной литературы от традиционной: авторы стали понимать важность учета эмоционально-волевой сферы ребенка. Это связано с особенностями современного подхода к помощи таким детям: если раньше лишь немногие специалисты рекомендовали установить с ребенком эмоциональный контакт, то теперь все чаще говорят о мотивации к занятиям, о личностных особенностях, интересах. Раньше вся необходимая помощь сводилась к занятиям с логопедом и дефектологом (ну и, конечно, к лечению). Теперь среди работающих с ребенком специалистов почти всегда присутствуют психологи, которые не только «отвечают» за эмоциональную сферу, но и психологически поддерживают родителей. Это позволяет достичь значительно более высоких результатов.
10. Если рядом нет специалистов 143
Специалист, видящий в ребенке не набор «отклонений», а целостную личность со своими особенностями – не только мешающими адаптироваться в обществе, но и составляющими ее достоинства, – легче сможет понять, как же помочь именно этому ребенку, воспользоваться его сильными сторонами для компенсации слабостей. Потому и качественная литература учитывает эту особенность работы с детьми: таким подходом к ребенку пронизано сериальное издание «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи» (выходит с 1998 г., М.: РБОО «Центр лечебной педагогики» совместно с издательством «Теревинф»). В этой серии вышло уже семь выпусков научно-практического сборника и книга «Педагогика, которая лечит» (М.: Теревинф, 2008).
Важное место в работе с детьми стала занимать игра. О том, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, известно давно. Теперь специалисты используют этот факт детской психологии в работе с детьми. Именно игровые методы позволяют достичь хороших результатов – в игре легче установить эмоциональный контакт, играя, ребенок легче усваивает новое, проявляет собственную познавательную активность. Замечательными примерами книг, описывающих игры, способствующие развитию ребенка и позволяющие наладить контакт с особым ребенком, являются «Волшебная дудочка» Джона Бина и Амилии Оулдфилд (М.: Теревинф, 2007) и «Игры с аутичным ребенком» Елены Янушко (М.: Теревинф, 2007), адресованные как специалистам, так и родителям.
Для литературы прежней формации был характерен медико-ориен- тированный подход к помощи особому ребенку. Современная литература характеризуется смещением акцента с медицинской составляющей помощи ребенку на психолого-педагогическую. Конечно, по-прежнему встречаются рекомендации по медикаментозному лечению детей от гипе-
рактивности, «невнимательности», отставания в развитии речи и других особенностей поведения и познавательной сферы. Но все чаще появляются книги, в которых авторы рассказывают о способах правильного взаимодействия с такими детьми и о возможностях преодоления особенностей педагогическими методами. Ярким представителем такой литературы является «Взрывной ребенок» Росса В. Грина (М.: Теревинф, 2008). В этой книге описываются методы, позволяющие помочь «взрывным» детям научиться регулировать свое поведение, справляться со вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать споры и разногласия.
По мере того как и в России стали ставиться и реализовываться задачи интеграции особого ребенка в едином образовательном пространстве и в обществе обычных сверстников, начали появляться описания
работы с особыми детьми в условиях обычного класса или группы детского сада – раньше это было невозможно, и дети с нарушениями развития неизбежно оказывались в специальной школе, саду или больнице.
144