ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 400

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появились книги, посвященные разным этапам жизненного маршрута особого ребенка: «Опыт работы интегративного детского сада» (М.: Теревинф, 2004) – об интеграции особых детей в дошкольном учреждении; «Творческие профессии для людей с инвалидностью» (М.: Теревинф, 2009)

– детальное описание структуры и принципов работы Центра профессиональной подготовки для особых молодых людей, созданного и действующего в Москве.

«Новая» литература по-новому смотрит и на «возрастные нормы». Специальные таблицы-шкалы сенсомоторного и социального развития для разных возрастных категорий не просто констатируют, как это происходило прежде, уровень развития ребенка, вселяя тревогу в родителей, определивших, что ребенок «не вписывается» в возрастную норму. Современные шкалы позволяют увидеть слабые и сильные стороны в развитии зрительного и слухового восприятия, речи и движения ребенка, а также уровень его развития в социальной сфере. Это помогает родителям целенаправленно заниматься с ребенком. Кроме того, такие наблюдения дают родителям возможность своевременно выявить скрытые проблемы и нарушения развития и вместе со специалистами составить индивидуальную программу помощи; в таких книгах приводятся игры и упражнения, нацеленные на своевременную диагностику и коррекцию развития. Примеры таких изданий – две книги под общим заголовком «Как развивается ваш ребенок?»: «Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет» Эрнста Кипхарда и «От 4 до 7,5 лет: Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения» Хельги Зиннхубер (обе книги вышли в издательстве «Теревинф» в 2009 г.).

И, наконец, появился целый пласт невиданной прежде литературы, отражающей лучший родительский опыт воспитания особого ребенка:

«родители – родителям и специалистам». Одна из замечательных иллюстраций такого рода – книга Сары Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком» (М.: Теревинф, 2004). В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области, помогающее и родителям, и специалистам.

Итак, книг о детях с особенностями развития в последнее время появилось довольно много. Если родители особого ребенка решили найти книгу, которая поможет им разобраться в его проблемах и помочь ему, то им лучше обратиться именно к «новым» книгам. Старая литература, скорее всего, их не удовлетворит: в массе своей она предназначена для специалистов, написана непростым языком и содержит мало практических рекомендаций, которые можно начать применять сразу же по прочтении книги.

Удачи вам в выборе полезной книги!

10. Если рядом нет специалистов 145


11. Выиграют все

Правовая осведомленность в области образования и реабилитации особых детей (как со стороны родителей, так и со стороны сотрудников социальной сферы) – это залог улучшения качества жизни таких детей и их семей и, вместе с тем, важный шаг на пути формирования правового сознания в России в целом.

Наше общество и наши законы меняются, меняется и отношение к особым детям.

Существует множество органов и организаций, обязанных решать проблемы особого ребенка. Если компетентные специалисты различных государственных структур, родители и представители профильных неправительственных организаций начнут взаимодействовать конструктивно, в атмосфере толерантности и с опорой на действующие в стране законы

– это может привести к созданию качественных законодательных решений. От такого сотрудничества выиграют все: и ребенок, вовремя получивший необходимую поддержку и качественные услуги, и семья, обретшая надежду и уверенность в его завтрашнем дне, и госслужащие, обеспечившие особому ребенку надлежащую помощь и выполнившие в результате как свой профессиональный, так и человеческий долг.

Мы далеко не все можем: мы ограничены в средствах – ведомственных, материальных, правовых. Но у каждого человека всегда есть выбор. Если каждый из нас на своем месте, воспитывая ребенка с особыми потребностями или оказывая ему помощь в силу служебных обязанностей, будет делать осознанный выбор в пользу этого ребенка, то мы сможем

кардинально изменить ситуацию в этой сфере, и дети благодаря нашим усилиям получат больше шансов на достойную жизнь.

146

Приложения

Приложения к главе 5 «Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку»

Приложение 5.1.

«Плюсы» и «минусы» оформления ребенку инвалидности

I. Если ребенок имеет статус «ребенок-инвалид», государство наделяет его следующими правами:

Дополнительная материальная поддержка со стороны государства:

Социальная пенсия ребенку-инвалиду, составляющая, согласно статье 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 5124 рубля в месяц (по состоянию на апрель 2010 г.).

Ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду, составляющая, согласно статье 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1544 рубля (по состоянию на апрель 2010 г.).

Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, составляющая, согласно Указу Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», 1200 рублей (по состоянию на апрель 2010 г.).

Натуральная помощь государства в виде:

бесплатного предоставления реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;

набора социальных услуг.

147


В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенку-инвалиду предоставляется бесплатно следующий набор социальных услуг:

1)дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами1, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторнокурортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2)бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,

атакже на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Преимущества и льготы работающим родителям детей-инвалидов:

1.В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанав-

ливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю

по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или

взависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

2.Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные

1 В соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665).

148


дни возможны только с письменного согласия работника, имеющего ре- бенка-инвалида (статья 259 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.

3.Статья 263 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что коллективным договором работнику, имеющему ребенка-инвали- да в возрасте до 18 лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для него время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Если коллективный договор в организации уже заключен, но в нем отсутствует право на дополнительный отпуск родителям детей-инвалидов, то представитель работников может инициировать внесение дополнений

вдействующий коллективный договор. Обратите внимание, что в коллективном договоре может устанавливаться отпуск продолжительностью до 14 дней (т.е. коллективный договор может предусматривать и отпуск меньшей продолжительности).

4.В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьмиинвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральными законами. Эта статья вводит обязанность для работодателя предоставлять выходные

оплачиваемые дни. При этом выходные предоставляются любому работающему родителю, даже если второй родитель не работает1.

5.Расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида до 18 лет, другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуаль-

1Подробности предоставления и оплаты выходных пояснены в Разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 26/34.

Приложения к главе 5 149


ным предпринимателем), 5–8 (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей; совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы), 10 (однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей) или 11 (представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора) части 1 статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника) Трудового кодекса РФ.

Преимущества при пенсионном обеспечении:

1.Досрочное назначение пенсии. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), в том числе следующим гражданам: одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет (мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (часть 1 пункт 1)).

2.Учет периодов ухода за ребенком-инвалидом в пенсионный страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и/или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно статье 11 указанного Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и/ или иной деятельности засчитываются в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом. Рассматриваемые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и/или за ними следовали периоды работы и/или иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 упомянутого выше Закона.

150