ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельные индивидуальные занятия, индивидуальный учебный план, другое), а задача образовательного учреждения – совместно с органами образования, социальной защиты населения обеспечить ребенку необходимую поддержку.

6. Утверждение: Обучение на дому – единственная возможность организовать обучение ребенка с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития. У нас нет образовательных учреждений для него.

Комментарий юриста: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что обучение детейинвалидов на дому осуществляется при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях. При этом задача социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья поставлена в том числе и Законом РФ «Об образовании». Такая задача фактически невыполнима при обучении ребенка на дому в форме проведения индивидуальных занятий по месту проживания ребенка.

То, что государство не создало в зоне территориальной доступности к месту проживания ребенка условия для получения таким ребенком образования, т.е. не выполнило свою законную обязанность по созданию специальных классов, школ, не является основанием для ущемления права ребенка на получение образования в социуме.

7. Утверждение: Обучение на дому – это проведение учителем занятий с ребенком по месту проживания ребенка.

Комментарий юриста: Надо понимать, что индивидуальное обучение

на дому должно рассматриваться как крайний вариант организации об-

разования, когда ребенок действительно не может посещать школу по объективным причинам, а не потому, что педагоги не знают, как с ребенком заниматься, как корректировать его поведение и т.д., или в территориальной доступности просто не созданы специальные классы, школы.

Индивидуальное обучение на дому понятно и оправданно, когда ребенок в силу физического состояния (опорно-двигательных нарушений, повышенной утомляемости, необходимости регулярного проведения какихлибо медицинских процедур и т.д.) не может ежедневно посещать школу.

Однако основная цель реабилитации любого инвалида – его социализация, которая может быть достигнута только включением лица с особенностями развития в общество. Поэтому даже те дети, которые не могут присутствовать на всех уроках и посещать школу ежедневно, имеют право, исходя из своих возможностей, заниматься в классе школы (индивидуально либо в группе) по отдельным предметам или по отдельным учебным дням: возможны любые варианты сочетания различных форм орга-

8. Резюме: отношение к мифам 129


низации образования. Такую вариативность обучения должно обеспечивать образовательное учреждение, определяя индивидуальное расписание индивидуальных и/или групповых занятий в классе (что подразумевает, что ребенок будет числиться в каком-то классе и посещать уроки по расписанию занятий этого класса). При этом сохраняются и индивидуальные занятия на дому.

8. Утверждение: Та учебная нагрузка, которая установлена школой при обучении ребенка на дому, – это все, что может предоставить школа.

Комментарий юриста: Учебная нагрузка должна определяться пси- холого-медико-педагогической комиссией. То, что школа не может обеспечить условия получения образования, рекомендованные психолого- медико-педагогической комиссией, не должно ущемлять права ребенка на полноценное образование. Если школа отказывает в увеличении учебной нагрузки, несмотря на рекомендации психолого-медико-педагоги- ческой комиссии, родители вправе организовать необходимую учебную нагрузку самостоятельно, например, пригласив преподавателей за свой счет. Родители детей-инвалидов имеют право требовать компенсацию своих затрат на эти цели в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Утверждение: С таким диагнозом (например, «умственная отсталость») в нашей школе учиться нельзя, ребенок должен учиться в школе другого вида (например, VIII вида).

Комментарий юриста: Диагноз не может являться критерием для определения условий получения образования. Критерием являются педагогические характеристики ребенка, его образовательные возможности,

в том числе потенциальные. Установить такие возможности и составить рекомендации об условиях получения образования – задача психолого- медико-педагогической комиссии. Отказ школы в предоставлении образовательных услуг на основании наличия какого-либо диагноза незаконен.

10. Утверждение: Семейная форма получения образования возможна только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или по медицинской справке.

Комментарий юриста: Выбор семейной формы получения образования – право родителей, установленное Законом РФ «Об образовании».

Этот выбор основывается только на решении родителей и не требует подтверждения каким-либо органом или организацией. Т.е. для перехода на

семейную форму получения образования иных условий, помимо желания родителей, не требуется и в предоставлении каких-либо дополнительных документов необходимости нет.

130



9. Стратегия и тактика реализации прав

Почему родительское общественное движение недостаточно эффективно?

Мы говорили с вами выше о возможности и путях кардинального улучшения ситуации в сфере реабилитации, образования и достойной жизни особых детей. Однако у значительной части родителей существует тотальное предубеждение, которое активно поддерживается некоторыми чиновниками, что подобные изменения – дело очень неблизкого будущего.

Почему же тысячам общественных организаций, активно работающих в этой сфере, не удается достаточно оперативно менять ситуацию? Дело в том, что их деятельность по-прежнему не направлена на простраивание системных изменений, не побуждает востребовать и контролировать те изменения, которые уже произошли. В этом заключается серьезная ошибка родительского общественного движения. В масштабах России совершенно невозможно организовать контроль за реализацией огромного объема необходимых услуг «сверху». Единственный механизм контроля, который в такой ситуации достоверен и эффективен,

– контроль «снизу», со стороны потребителя, активно востребующего положенную ему по праву услугу и контролирующего качество ее предоставления. Это – самый быстрый способ добиться реализации права в современной России.

Однако подавляющее большинство общественных организаций родителей особых детей, к сожалению, проявляет тенденцию целиком превращаться в «группы самопомощи». Они стараются организовать социум и досуг для своих детей, проводя регулярные «клубные» и праздничные встречи, летние выезды и лагеря, иногда – развивающие занятия. Действительно, помощь конкретным детям – важное и необходимое дело: ведь дети растут и не могут ждать... Такой деятельностью в той или иной

мере занимаются все объединения родителей детей-инвалидов; она тоже как-то изменяет ситуацию. Но эта помощь не является системной. Такая деятельность направлена в значительной степени на насущные сиюминутные нужды, но не нацелена на выстраивание грядущих этапов жизни взрослеющего ребенка и в наименьшей степени дает импульс к актив-

131

ности родителей во внешнем мире. Если такая активность и возникает

– она обычно выражается в форме «прошений» к власти о поддержке тех или иных мероприятий и программ самопомощи.

При всей необходимости деятельности по самопомощи – переход на новый уровень не произойдет, если не будет производиться работа по общему изменению ситуации. Такая работа иногда очень быстро отражается на судьбах детей-инвалидов.

Многие известные в России родительские организации тесно сближаются, даже «срастаются» с властью; в такой ситуации кажется, что вотвот все кардинально изменится – но почти ничего не меняется… В этих случаях мы наблюдаем слишком далекий отрыв от «энергетики» родительских масс. Вместе с тем такое «сращивание» отдаляет организации инвалидов от профессионалов (педагогов, психологов, реабилитологов, юристов) – носителей системного взгляда на ситуацию и пути ее изменения. Ведь власть пока еще, следуя инерции советского времени, не ищет взаимодействия с профессионалами, не реагирует на сигналы с их стороны. А это всегда, во все времена было и остается признаком того, что реальных изменений не предполагается.

Некоторые общественные организации инвалидов (обычно – в лице своих ключевых представителей) встают в позицию «глухого», непримиримого антагонизма по отношению к власти. Такие организации (или их представители) становятся для власти притчей во языцех; чиновники перестают воспринимать их как сторону в переговорах, всячески избегают общения с ними – и ситуация по-прежнему не «сдвигается».

Шаги, реально меняющие ситуацию

Ключевое условие эффективности – наличие социального адвоката

Никакая общественная организация инвалидов не способна более или менее долгий срок нести на себе в полном объеме функции, которые должно исполнять государство: не хватит ни сил, ни ресурсов (человеческих, финансовых, организационных). Со стороны общественной организации речь может идти о временном€ закрытии какой-либо «бреши», о разработке модели какого-либо вида помощи, о передаче опыта и т.п. – но не более: даже в масштабе города общественной организации, функционирующей как группа самопомощи, кардинально проблему решить не удастся. Это под силу лишь государству; государство должно исполнять свои обяза-

132


тельства, а высветить проблемы и востребовать выполнение обязательств

– это и есть функция общественного движения.

Для того чтобы общественная организация смогла эффективно выполнять эту функцию, в ней должна быть актуализирована позиция социального адвоката. Социальным адвокатом мы будем называть здесь человека, который сознательно или по ситуации взял на себя труд помочь родителям выявить и устранить нарушения прав особого ребенка на реабилитацию и образование1. Именно эта позиция, став ключевой, кардинально меняет ситуацию – в городе, в регионе, в стране! Социальный адвокат – как раз тот человек, который может вызвать к действию и поддержать эту гигантскую силу, социальную активность родителей, направить ее в правильное и эффективное «русло».

Реально ситуация изменяется в тех регионах, где начинают функционировать люди, находящиеся в позиции социальных адвокатов. И

серьезных успехов добиваются в первую очередь те организации, в деятельности которых социальные адвокаты играют ключевую роль, энергично способствуя выходу активности организаций за рамки самопомощи. Наша практика поддержки социальных адвокатов в разных регионах России показала, что эту позицию занимают преимущественно активисты родительских организаций; второй по численности группой являются пе- дагоги-подвижники, занимающиеся с такими детьми. Личная сопричастность проблеме при развитом правосознании склоняет представителей этих групп к использованию легальных, а не стихийно-революционных методов в защите прав детей.

Как реально востребовать право?

Значительная часть настоящей брошюры нацелена на формирование у родителей достаточно ясного представления о правах их особых детей. Без этого невозможно востребование прав. Работа такого плана – огромное поле деятельности для социального адвоката.

Подавляющее большинство родителей детей-инвалидов, особенно в российских регионах, а также врачей, педагогов, работников социальной и реабилитационно-образовательной сферы, функционеров этой системы находятся в девственном неведении как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Необходимо организованное массированное просвещение родителей, специалистов и представителей социальных ведомств. Во всех

1Это определение естественным образом распространяется и на взрослых инвалидов, когда речь идет о нарушении их прав.

9. Стратегия и тактика реализации прав 133