ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 396
Скачиваний: 0
государственных организациях: роддомах и детских поликлиниках, больницах, детских садах, школах, реабилитационных центрах, управлениях социальной защиты и образования, бюро МСЭ и ПМПК, органах опеки и попечительства и т.п. – должна оказаться доступная информация о том, какие нарушения развития встречаются у детей, каковы меры помощи таким детям, как организовать их реабилитацию и образование, каковы возможности их интеграции, куда можно обратиться за помощью и т.д. Необходима всесторонняя информация о правах таких детей. В разных местах обязательно должны появиться также сведения о том, что происходит с ребенком, когда он попадает в интернат. Составлять и распространять доступные и убедительные тексты такого рода, не забывая обновлять их в соответствии с реалиями, – необходимая функция общественных организаций родителей, это типичная «социально-адвокатская» деятельность.
Узнав о гарантированных законом правах своих детей, родители уже не могут не думать о реализации этих прав. Представители же социальных ведомств ведут себя по-разному. Если для определенной части госслужащих получение информации уже является мощным стимулом к действию, то для другой части работников таких ведомств, как показывает практика, одной лишь просветительской деятельности оказывается недостаточно: она не побуждает их выполнять законы.
А значит, правовое просвещение часто может быть лишь первым шагом; далее возникает необходимость защищать эти права и бороться за их реализацию – вплоть до отстаивания их в судебном порядке. И потому в этой сфере возникает и стремительно растет запрос семьи на юридическую поддержку в защите основополагающих прав своих детей. Фигурой, без которой права инвалидов в нашей стране зачастую невозможно востребовать, становится юрист.
Взаимодействие родителей, юристов и управленцев: «катализатор» – социальный адвокат
Заметим, что для эффективного востребования прав необходимо участие экспертов – специалистов, способных профессионально оценить ситуацию и предложить профессиональный же путь ее разрешения. Родительской стихии не всегда легко взаимодействовать с экспертами: юристами, педагогами и психологами, экономистами и пр. Для того чтобы облечь родительскую энергию в грамотную, профессиональную форму и тем самым сделать действия родителей эффективными, необходим тот самый посредник – социальный адвокат.
В ходе информационно-правового сопровождения родителей мы постепенно пришли к выводу, что непосредственное взаимодействие «ро-
134
дитель – юрист» во многих случаях происходит с большими затруднениями. С одной стороны, значительной части родителей не понятна логика тех или иных отдельных действий, которые предлагает юрист. В результате они не всегда доверяют рекомендациям юриста либо не могут творчески их переосмыслить и скорректировать при непосредственном общении с чиновниками. С другой стороны, юристы обычно готовы работать
суже мотивированными родителями, они редко используют аргументы гуманитарного и этического характера. Все это делает родителя пассивной стороной взаимодействия с юристом, мало способствует повышению его социальной активности и осознанию своей роли в жизни собственного ребенка, а значит, существенно ограничивает движение к поставленной цели – изменению положения особых детей в России.
Центр лечебной педагогики изначально выступал в этой деятельности
спозиций социального адвоката и правозащитника1 и лишь позднее привлек к проблеме юристов, поэтому в правовом отделе Центра естественным образом сформировался тандем «юрист – социальный адвокат». Оказалось, что наличие этого тандема многократно повышает эффективность поддержки родителей, значительно облегчает понимание родителями своих прав, придает заметный импульс их активности в защите прав детей, держит сотрудников госслужб «в тонусе» и побуждает последних постепенно реформировать эту область. Предложенная социальными адвокатами опора на прокуратуру показала себя не менее эффективным и в большинстве случаев – гораздо более быстродействующим средством по сравнению с обращением в суд (в частности, оперативно способствующим восстановлению прав детей на образование). Эта деятельность требует минимальной поддержки юристов. Пока судебная система в России столь несовершенна, громоздка и неповоротлива, что по большей части
может рассматриваться лишь как эксклюзивная мера, – подключение прокуратуры нередко позволяет значительно быстрее сдвинуть дело с мертвой точки.
Заметим, что привлекает юристов к решению задач общественной организации именно социальный адвокат, именно он (в особенности – первоначально) ставит задачу юристам. И лишь постепенно – настолько, насколько юрист проникается идеями и целями деятельности общественной организации, – последний может отчасти взять на себя функции социального адвоката.
1Особое детство: Шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. 168 с. (Опыт работы Центра лечебной педагогики). См. также: http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/ text/dimens12.doc, http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/ryskin02.doc.
9. Стратегия и тактика реализации прав 135
10. Если рядом нет специалистов
Рождение ребенка с нарушениями развития – это испытание не только для самого малыша. В тот момент, когда родители еще находятся во власти психологического шока и не вполне трезво оценивают происходящее, они нередко могут услышать «добрый совет»: отдать свое дитя на воспитание государству – в Дом ребенка или, в более старшем возрасте, в интернат системы социальной защиты. Однако воспитание вне семьи (в интернате) неизбежно ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую – катастрофически. Единственная возможность изменить к лучшему судьбу особого ребенка, помочь его развитию и адаптации – это воспитание в семье любящими его родными. Необходимая помощь специалистов будет эффективна только в условиях родительской любви, и «заменитель» ее не придуман еще ни наукой, ни практикой в многовековой истории человечества.
Поэтому, еcли в семье появился ребенок с нарушениями развития или ему поставили тревожный диагноз и случившееся кажется сейчас непоправимым несчастьем, – надо собраться с духом и решительно следовать путем развития, воспитания, образования и обеспечения достойного будущего для своего ребенка. Жизнь семьи должна стать нормальной, а жизнь ребенка – максимально счастливой.
Чем сложнее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в развитии, обучении, реабилитации. Своевременная и всесторонняя профессиональная поддержка, регулярные занятия способны помочь развитию и адаптации любого ребенка – даже в самых тяжелых
случаях. Для того чтобы найти именно то место, которое необходимо ребенку, требуются время и усилия, но ищущий обязательно его находит.
Как же быть, с чего начать, если рядом не видно никаких реабилита- ционно-образовательных организаций или специалистов, имеющих опыт работы с особыми детьми?
Объединение родителей
Если найти такую организацию или специалиста не удалось, то родителям придется самостоятельно взяться за развитие и обучение своего ребенка. С этой целью нужно будет приобрести и изучить соответствующую литературу, связаться с профессиональными организациями в этой области,
136
возможно, съездить посмотреть, как работают с детьми, имеющими аналогичные нарушения.
Одновременно надо постараться найти (возможно, через местный отдел социальной защиты населения или детскую поликлинику) семьи, оказавшиеся в таком же положении, и, вооружившись багажом правовых знаний, последовательно добиваться реализации прав своих детей. Семья, твердо намеренная решить эту задачу, достигнет своей цели в любых условиях, в любом «медвежьем углу». Но сделать это не в одиночку, а объединившись несколькими семьями, будет намного легче: в таком случае арсенал возможностей значительно возрастет. Каждое требование от родителей организовать развитие и образование особого ребенка является пока еще для ведомств в некоторых регионах из ряда вон выходящим событием. Если же такой случай окажется не единичным, местные власти узнают о существовании проблемы и поймут, что ее неизбежно придется решать. Кроме того, объединившись с другими родителями, семья получит больше возможностей для привлечения юристов к защите прав детей.
Очень разумно было бы устроить микросоциум для нескольких семей: ведь детям так необходимо общение! Даже если это будут 2–3 семьи, все равно кто-то из родителей согласится рисовать с детьми, кто-то – рассказывать сказки, показывать простейшие кукольные спектакли, играть на музыкальном инструменте или петь. В каком бы состоянии ни находился ребенок, он получит пользу от таких занятий, даже если поначалу будет участвовать в них пассивно. Круг его общения расширится, ребенок начнет развиваться.
Родители могут оформить занятия с другими детьми, например, как индивидуальную трудовую деятельность1 и официально оплачивать такие занятия тому, кто занимается с их ребенком. Эти занятия следует включить в соответствующий пункт карты ИПР для каждого ребенка – ведь
1Федеральный закон «Об образовании», статья 48 («Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность»):
«1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
3.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке».
137
это не что иное, как настоящая социальная реабилитация! Даже если оставить «за скобками» реальную пользу от таких занятий для детей (развитие и общение) и для взрослых (как педагогов), создание такого микросоциума даст возможность получить компенсацию на реабилитацию для всех детей, входящих в «объединение». Сложив эти средства, участники объединения смогут оплачивать еще какие-нибудь услуги для детей, требующие более высокой квалификации (например, логопеда, специалиста по
лечебной физкультуре и т.п.), либо арендовать помещение для работы со своими детьми, либо нанять юриста, оформить объединение в родительскую ассоциацию, подготовить материалы для поиска спонсоров и т.д. В любом случае, у родителей появятся средства для активной и эффективной помощи своим детям.
Полезные контакты:
родительский Интернет, книжный поиск
Интернет для родителей особого ребенка
К счастью, сегодня уже нет преград для распространения информации. Не осталось уже райцентров (а скоро, надеемся, не останется и сельских школ), где отсутствует возможность выйти в Интернет. У родителей особых детей сейчас гораздо больше возможностей понять, что в своей
проблеме они не одиноки: в «интернетной» доступности живет множество других семей, в которых растет ребенок с нарушениями развития – особый ребенок. Благодаря энергичным и хорошо информированным мамам и папам созданы и активно функционируют родительские общества и ассоциации, где семье помогут советом, сочувствием, не только душевно, но и вполне практически.
Информацию о таких организациях и способах решения проблем, так похожих на ваши, можно найти на сайтах:
www.osoboedetstvo.ru – сайт и форум, посвященные детям с особенностями развития;
www.terevinf.ru – сайт издательства, специализирующегося на лечеб- но-педагогической литературе для родителей и специалистов;
www.infodisability.org – база информационных ресурсов о помощи детям с нарушениями развития;
www.2008.childpsy.ru – сайт «Детский психолог»;
138
www.autism.ru – различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма;
www.dorogavmir.ru – сайт родительской ассоциации «Дорога в мир»; www.adhd-kids.narod.ru – сайт родителей детей с синдромом дефи-
цита внимания и гиперактивности (СДВГ);
www.acpp.ru – материалы Ассоциации детских психиатров и психологов;
www.sunchildren.narod.ru – сайт о синдроме Дауна
– и многих других. Если же необходимая организация еще не возникла, то вам помогут связаться с родителями, заинтересованными в ее создании.
Сегодня издается много полезных книг, которые могут помочь справиться с трудностями воспитания и развития ребенка, стать опорой и источником надежды. Их можно прочесть на экране или заказать через Интернет. Доступность и эффективность этого вида информационной помощи заслуживает того, чтобы остановиться на нем более подробно.
Книги о помощи особым детям: как найти нужную
Еще полтора-два десятилетия назад в России практически невозможно было найти литературу об особых детях. Это и неудивительно: ведь в конце 1930-х гг. лечебная педагогика в России была уничтожена, а дети с нарушениями развития на десятилетия были объявлены «необучаемыми» и изолированы в интернатах. На рубеже 1980-х – 1990-х гг. начался процесс возрождения лечебной педагогики в России: появились первые негосударственные организации, возродившие изначально свойственный лечебной педагогике подход. Этот подход позволил синтезировать современные знания и постепенно выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития. Стали публиковаться первые статьи и книги, предлагающие современный – комплексный – подход к занятиям с детьми, появились специализированные Интернет-ресурсы.
Однако и по сей день не только в российской глубинке, но и в крупных городах по-прежнему пока еще ощущается острый дефицит помощи детям с нарушениями развития: не хватает организаций и специалистов, занимающихся с особыми детьми. В такой ситуации своевременная комплексная информационная поддержка позволяет реализовать шанс на развитие и
достойное будущее ребенка с особенностями развития для семей в любом уголке России. Книги помогают тем, кто связывает свою жизнь с помощью особым детям: специалистам, которые еще никогда не работали с такими детьми, но хотят этому научиться; родителям, когда им самим приходится создавать организацию и помогать детям.
10. Если рядом нет специалистов 139
В последнее время на прилавках книжных магазинов появляется все больше литературы о работе с особым ребенком. Часть этих изданий продолжают традиции классической дефектологии и коррекционной педагогики, другие представляют новые подходы к организации помощи таким детям. Каким же образом семье, воспитывающей такого ребенка, не потеряться в море информации?
Для того чтобы найти книгу, которая необходима для помощи конкретному ребенку, родителям придется овладеть некоторыми приемами и принципами формальной и содержательной книжной навигации. Обсудим их более подробно.
Издательства, выпускающие литературу об особых детях
В России существует весьма ограниченное число издательств, которые занимаются выпуском подобной литературы. Наиболее известные из них
– «Теревинф» (специализируется на книгах по лечебной педагогике и помощи особому ребенку), Издательский центр «Академия» (книги по коррекционной педагогике и специальной психологии), издательства «Владос» и «КАРО» (выпускают книги специалистов факультетов дефектологии МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена). Книгам о помощи особым детям посвящены издательские программы Белорусской ассоциации помощи де- тям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ) и Санкт-Петер- бургского института раннего вмешательства (ИРАВ). Изредка книги о помощи особому ребенку можно найти в прайсах издательства «Питер». Поэтому в ожидании нужной книги имеет смысл следить за книжными новинками этих издательств. В разных издательствах периодически появляется также мемуарная литература на данную тему (родительский опыт воспитания особого ребенка).
К этой же проблеме можно подойти с другой стороны. Если вы уже знаете название книги, которую хотите приобрести, то можно через книжные поисковики в Интернете (findbook.ru, books.google.ru, bookler.ru, ebdb.ru, bookland.ru и др.) найти нужную книгу в Интернет-магазинах, определив при этом, какое издательство ее выпускает. Затем следует найти сайт этого издательства в Интернете и узнать, какие еще книги по данной тематике оно предлагает, либо посмотреть в найденном Интернетмагазине другие книги этого же издательства.
Поиск книг и другой информации о помощи особым детям в Интернете
Однако гораздо чаще бывает, что книги ищутся «с нуля»: родители знают конкретные проблемы своего ребенка и хотели бы найти качественную литературу о том, как ему помочь. В этом случае целесообразно использовать тематические поисковые возможности Интернета.
140