ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 0
дов в Российской Федерации», так же как и в признанных Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН по правам ребенка и др., подчеркивается недопустимость какой-либо дискриминации людей вообще и детей в частности в связи с состоянием здоровья и иными обстоятельствами. Тем не менее рассмотрим некоторые последствия оформления инвалидности, встречающиеся в нашей жизни.
Единственным положением законодательства, которое можно расценить как некоторую дискриминацию инвалидов, является неопределенность в законодательстве о труде и занятости относительно понятия «трудоспособность». Если взрослому инвалиду установлена III, самая «тяжелая», степень ограничения трудоспособности и учреждения МСЭ не включают в ИПР рекомендации по трудоустройству (что на самом деле законом не установлено, но встречается сплошь и рядом), то органы занятости могут на этом основании отказать ему в содействии в трудоустройстве (вопрос «законности» такого отказа дискутируется). Это означает, что такого человека не поставят на учет как безработного, не будут обучать его какойнибудь профессии, не будут подыскивать для него рабочее место. Тем не менее никаких сомнений в том, что любой инвалид вправе работать, как и любой обычный человек, если ему удается найти работу, – не имеется. Просто органы занятости не будут ему в этом помогать.
Можно также предположить, что консульские службы иностранных государств при оформлении виз для долгосрочных зарубежных поездок (а тем более при переезде на постоянное место жительства) могут оказаться излишне пристрастными к людям, у которых оформлена (или которым оформлялась) инвалидность.
Подобной же придирчивости следует ожидать и от кредитных и стра-
ховых организаций. Конечно, закон не запрещает инвалиду получить кредит или застраховать свою жизнь и здоровье. Но сами банки и страховые компании вполне резонно ожидают от своих клиентов надежности, здоровья, долголетия, работоспособности. Наличие у человека инвалидности может склонить такие компании к отказу в кредите или страховке.
Разумеется, законодательство содержит ряд ограничений: например, для вождения автомобиля, получения разрешения на ношение оружия, на службу в государственных и силовых органах, на работу в сфере торговли пищевыми товарами и их производства, работу в медицинских учреждениях и т.п.
Однако все подобные ограничения связаны только с состоянием здоровья, но не с фактом инвалидности. Если у человека присутствует заболевание соответствующей степени выраженности, то может быть установлено одно из перечисленных ограничений; факт же наличия или отсутствия инвалидности не имеет никакого значения. Если инвалид по зрению,
Приложения к главе 5 155
не различающий цветов, попробует получить водительские права, медицинская комиссия его не пропустит; однако, если он снимет с себя инвалидность (или если ее никогда и не было) – это ничего не изменит: он все равно не сможет различать цвета и получить водительские права. И наоборот, если человек прошел медкомиссию – он вполне может получить права, даже если он и имеет инвалидность.
Часто задается вопрос: является ли инвалидность «клеймом на всю жизнь», можно ли ее «снять»? Ответ однозначен: лишиться инвалидности куда проще, чем ее получить. Достаточно не явиться на очередное переосвидетельствование – и инвалидность прекратится, справки, пенсионные удостоверения, ИПР потеряют силу, начисление пенсии и предоставление иных льгот закончится – без всяких усилий со стороны инвалида
иего законных представителей. Можно и напрямую обратиться в учреждения МСЭ и заявить, что необходимость в мерах социальной защиты отпала, – несомненно, учреждения МСЭ пойдут человеку навстречу. Однако стоить помнить, что бесплатно полученные или оплаченные государством технические средства реабилитации (коляски, слуховые аппараты и т.п.) в этом случае придется вернуть.
Никогда и никем человек не может быть принужден сообщить о том, является ли он инвалидом или имел ли инвалидность в прошлом. Не стоит забывать также, что ни в справке об инвалидности, ни в пенсионном удостоверении, ни в ИПР не указана причина получения инвалидности, ка- кие-либо «коды заболеваний» или что-то подобное. Даже если инвалид желает воспользоваться каким-нибудь своим правом или льготой, он не должен сообщать той причины, по которой ему установлена инвалидность,
иникто не имеет права этого от него требовать. Получить подобную информацию из органов социальной защиты, медико-социальной эксперти-
зы, здравоохранения имеет право лишь суд, и суд должен иметь вескую причину сделать это.
Однако надо учитывать, что практически любая база данных может пострадать от несанкционированного доступа, поэтому существует вероятность незаконного распространения этой конфиденциальной информации, противоречащего Закону «О персональных данных».
Вкаких же ситуациях информация об инвалидности может стать предметом пристального внимания? Ответ очевиден: если человек займется какой-то серьезной, публичной деятельностью – захочет стать депутатом, судьей, разведчиком, поступить на ответственную работу в какую-то очень крупную организацию или компанию. Чем в этом случае может повредить человеку его «инвалидное» прошлое? По закону – ничем. Однако не стоит забывать, что пока еще, к сожалению, явление «инвалидофобии» (неприязни и неприятия инвалидов) распространено в нашем обществе. И это не имеет никакого отношения к праву, а лишь – к уровню цивилизован-
156
ности общества. Ситуация неуклонно меняется к лучшему, и будем надеяться, что со временем изложенные аргументы потеряют свою силу.
Приложение 5.2. Об условиях признания граждан инвалидами
В соответствии с пунктом 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются:
«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил признания лица инвалидом).
Для определения наличия указанных условий для признания лица инвалидом учреждениями МСЭ используются Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-соци- альной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. № 535. Согласно им, к основным видам нарушений функций организма человека относятся:
–нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
–нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
–нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
–нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
–нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
–нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству,
Приложения к главе 5 157
аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности (их не следует путать с тремя степенями ограничения жизнедеятельности, описываемыми ниже для каждой из категорий жизнедеятельности):
1 степень – незначительные нарушения,
2 степень – умеренные нарушения,
3 степень – выраженные нарушения,
4 степень – значительно выраженные нарушения.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться
общественным транспортом:
1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и/или с помощью вспомогательных технических средств;
158
2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и/или надзоре других лиц;
г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;
2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и/или постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невоз-
можность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с
Приложения к главе 5 159