ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень – неспособность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности – способность осущест-

влять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и/или уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и/или с помощью других лиц;

3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Классификации и критерии крайне важны для многих граждан нашей страны, поскольку, руководствуясь именно ими, учреждения МСЭ устанавливают группу инвалидности и степень ограничения способностей к трудовой деятельности. Оставим за скобками дискриминационную подчас терминологию этого акта (типа «нарушения, обусловленные физическим уродством»). Для нас важно, что Классификации и критерии содержат такие формулировки степеней выраженности способностей к общению,

обучению, трудовой деятельности, необходимых для установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности, как «неспособность к общению», «неспособность к обучению»,

«неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности». Такие формулировки противоречат не только выводам современной науки и практики в этой сфере, но и просто здравому смыслу. Тем самым они обеспечивают нормативную возможность для закрытия для инвалидов, имеющих соответствующие степени ограничения способностей, доступа к образованию и труду, в том числе – профессиональной реабилитации. На основании ярлыков, присвоенных учреждениями МСЭ, опирающимися на данный акт, детям отказывают в реабилитации, не принимают в школы, а подростков и молодых людей – в профессиональные учебные заведения и на работу.

Подобные формулировки Классификаций и критериев противоречат конституционным нормам о «праве на труд», «праве на образование» и

160



соответствующим положениям федеральных законов «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поэтому если вашему ребенку отказывают:

вреабилитации – на основании поставленной «оценки» «неспособность к общению»;

вобразовании (не принимают в детский сад, школу, профессиональное училище) – на основании вынесенного на МСЭ вердикта «неспособность к обучению»;

впрофессиональном обучении и трудоустройстве – на основании «неспособности к трудовой деятельности или невозможности (противопоказанности) трудовой деятельности»,

– вы можете, получив письменный отказ, обжаловать обсуждаемые формулировки Классификаций и критериев и предложить взамен другие. Так, например, учитывая определение понятия «способность к обучению», приведенное в подпункте «е» пункта 6 Классификаций и критериев, а именно: «способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми)», было бы чрезвычайно полезно изменить определение 2-й степени выраженности способностей к обучению на следующее: «2 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях общего назначения или в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и техно-

логий обучения»; 3-ю степень выраженности способностей к обучению исключить. Определение 3-й степени выраженности способностей к трудовой деятельности (подпункт «ж» пункта 6 Классификаций и критериев) может быть заменено на «способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и под контролем других лиц и/или с постоянной помощью других лиц».

Заметим: успешно осуществить процесс обжалования можно только

спомощью квалифицированного юриста.

Приложения к главе 5 161


Приложение 5.3. Уплата налога при получении ребенком, не признанным инвалидом, помощи от негосударственной организации

или индивидуального предпринимателя

Помощь, полученная ребенком безвозмездно или с частичной оплатой (если речь идет о ребенке, не признанном инвалидом), является, в соответствии с действующим законодательством, налогооблагаемым доходом физического лица (статья 211 Налогового кодекса Российской Федерации)– в данном случае доходом ребенка. Реабилитационная или образовательная организация либо индивидуальный предприниматель обязаны,

всилу закона (как налоговый агент), сообщать налоговой инспекции о лицах, получивших такого рода доход. Соответственно, рано или поздно ребенок получит от налоговых органов требование об уплате налога на доходы физических лиц.

Поэтому в такой ситуации, если инвалидность ребенку не оформлена, следует составить на ребенка налоговую декларацию и уплатить сумму налога, даже если из налоговых органов пока не получено извещение. Следует помнить, что обязанности налогоплательщика не связаны с расторопностью и дотошностью конкретного налогового инспектора.

Замечание. Изменение налогового законодательства – отдельная задача для общественности и юристов. Проблема стоит того, чтобы привлечь внимание СМИ и общественности к данному обстоятельству (вменение

вналогооблагаемый доход благотворительно оказанных ребенку реабилитационных услуг в случае отсутствия у ребенка оформленной инвалидности), а также – при поддержке юриста – поставить вопрос о соответствии данных положений Налогового кодекса конституционным правам

граждан на социальную защиту и т.п. Заметим, что это решение не обязательно должно лежать в плоскости освобождения от налога любой благотворительной помощи. Можно дифференцировать налогообложение по видам полученных услуг: например, медицинские услуги освобождаются от налога, а поездка на «общий» курорт не по медицинским показаниям

– нет. Можно дифференцировать по видам источника оплаты услуг: например, помощь от благотворительной организации освобождается, а помощь от банка, где работает отец ребенка, – нет (чтобы избежать попыток сокрытия от налогообложения зарплат путем представления их в виде «помощи» членам семьи работника).

162


Приложение 5.4.

Форма индивидуальной программы реабилитации (ИПР)

(Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379н)

Форма

(Наименование федерального государственного учреждения медикосоциальной экспертизы)

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида1, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Карта № _ к акту освидетельствования №_ от «__» _____ 20 __ г.

1.Фамилия, имя, отчество:

2.Дата рождения:

3.Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации (указываемое подчеркнуть):

4.Контактные телефоны:

5.Категория «ребенок-инвалид» установлена до:

6.Фамилия, имя, отчество и место жительства (проживания, пребывания) законного представителя ребенка-инвалида:

7.Показания к проведению реабилитационных мероприятий:

Перечень ограничений Степень ограничения (1, 2, 3) основных категорий жизнедеятельности

способности к самообслуживанию способности к передвижению способности к ориентации способности к общению способности к обучению

способности к трудовой деятельности

способности к контролю за своим поведением

1

Далее – ИПР ребенка-инвалида.

 

Приложения к главе 5 163

8. ИПР ребенка-инвалида разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до:

(После предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет» и указывается дата наступления возраста 18 лет.)

9. Дата выдачи ИПР ребенка-инвалида: __________________

Мероприятия медицинской реабилитации

Перечень

Срок проведения

Исполнитель

Отметка

мероприятий

мероприятий

проведения

о выполнении

медицинской

медицинской

мероприятий

или невыполнении

реабилитации

реабилитации

медицинской

(указать причину)

 

 

 

реабилитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реконструктивная

 

 

 

 

 

 

хирургия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановительная

терапия

Санаторнокурортное лечение

Протезирование и ортезирование

Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) (нужное подчеркнуть).

164