ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 0
стике на мальчика МДОУ «Центр развития ребенка» детского сада № 21 (т. 2 л.д. 31–32), в письменных заявлениях Бурлаковой И.А. и Варешина В.Ю. (т. 2 л.д. 67, 68), в показаниях свидетелей: Парфеновой Ю.В. – психолога Центра психологического здоровья «Крепкий орешек», Шляхтовой Н.А. – матери истицы, Рябенковой О.П. – матери ребенка с синдромом Дауна, который посещает МДОУ № 21 г. Иваново, Леонтьевой Е.Е., работающей в интегративном детском саду № 1456 г. Москвы, а также видеосъемкой о летнем отдыхе Михаила на даче в Ивановской области, где еще отдыхали 4 семьи с детьми.
Всилу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Всоответствии со ст. 26 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12. 1993 г., «инвалиды являются членами общества и имеют право проживать
всвоих общинах. Они должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг». В Конвенции о правах инвалидов, принятой при участии Российской Федерации Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, прямо указано (п. 1 ст. 24): «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях».
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает и физическую доступ-
ность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от состояния здоровья, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Об этом же говорится в пункте 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П.
Согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.
Приложения к главе 6 257
Всоответствии со ст. 18, 50 названного Закона для детей и подростков
сотклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные Законом права.
При этом в силу ст.ст. 11, 18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии
синдивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
Таким образом, возможность совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей предусматривается законом. Возможность получения Гвоздевым Михаилом соответствующего образования в условиях пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа нашла свое подтверждение в тех доказательствах, которые были исследованы в рамках данного судебного разбирательства.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР), от
16.01.2007 года следует, что Гвоздев Михаил нуждается в психолого-педа- гогической коррекции: занятиях с психологом и дефектологом.
Доводы представителя ответчика о том, что «в садах общего типа отсутствуют условия для коррекционной работы» не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, так как обязанность создать их предусмотрена требованиями закона.
Кроме того, в силу ст. 16 Федерального закона от 16.09.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация предоставления общедоступного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Положением об Управлении образования Администрации г. Иваново, утвержденным решением Ивановской городской думы от 01.11.2006 № 265, обязанность по обеспечению реализации права граждан на образо-
258
вание возложена на Управление образования, задачами и функциями которого в соответствии с указанным положением являются в том числе:
2.1.Осуществление единой политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования.
3.1.1.Координирует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления единой политики в области образования на территории города.
3.1.3.Обеспечивает возможность выбора общеобразовательного учреждения гражданам, проживающим на подведомственной территории.
3.1.6.Разрабатывает предложения по формированию местного бюджета в части расходов на образование.
3.1.8.Организует предоставление дополнительного образования детям
иобщедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Иваново.
3.3.12.Осуществляет помощь родителям по вопросам, касающимся воспитания детей».
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Гвоздевой Л.Н. являются законными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что Гвоздева Л.Н. одна занимается воспитанием ребенка и материальное положение семьи истицы, суд находит требование о получении дошкольного образования в дошкольном учреждении общего типа, приближенном к месту его жительства, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие граж-
данину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, которое понес истец, а также период, в течение которого истцу причинялся моральные вред.
Размер, подлежащий компенсации морального вреда Гвоздевой Л.Н., суд определяет в 10 000 рублей. При этом суд учитывает, что в течение двух лет истица борется за право ее ребенка на посещение дошкольного учреждения. Доказывая возможность ее сына воспитываться и развиваться среди его сверстников в условиях детского сада, истица вынуждена была обращаться к разным специалистам, врачам г. Иваново и г. Москвы. При этом она лишена возможности устроиться на работу, завершить свое образование, улучшить материальное положение семьи.
Приложения к главе 6 259
Вместе с тем исковые требования в части взыскания морального вреда в пользу Гвоздева Михаила удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, что из-за отказа Управления образования Администрации города Иваново предоставить ребенку место в детском саду общего типа мальчик испытывал нравственные страдания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гвоздевой Людмилы Николаевны удовлетворить частично.
Обязать Управление образования Администрации города Иваново обеспечить реализацию права Гвоздева Михаила Валерьевича, 05.12.2002 года рождения, на получение дошкольного образования в дошкольном учреждении общего типа, приближенном к месту жительства ребенка, с заключением соответствующего договора, и создать все необходимые условия для его получения.
Взыскать с Управления образования Администрации города Иваново в пользу Гвоздевой Людмилы Николаевны в счет компенсации морального вреда 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.
Судья |
подпись |
И.В.Пискунова |
Приложение 6.7. Заявление о приеме ребенка в ДОУ
Руководителю ДОУ №______________
Ф.И.О. руководителя Ф.И.О. законного представителя ребенка,
проживающего(ей) по адресу:
адрес законного представителя ребенка
Заявление
Прошу принять моего ребенка Ф.И.О. ребенка, дата рождения, в государственное образовательное учреждение № ______.
К заявлению прилагаю следующие документы (копии):
_____________________________________________
_____________________________________________
260
С уставом, лицензией образовательного учреждения № _________
ознакомлен(а).
«___»________ 20__ г. Подпись |
Расшифровка подписи |
Приложение: путевка в детский сад.
Приложение 6.8. Примерный договор между родителем и ДОУ
Приложение к Письму Минобразования РФ
от 30.03.1994 № 212/19-12
Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением
и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное учреждение в Российской Федерации
город ____________ «___»___________ 20__ г.
Дошкольное образовательное учреждение № _______________
_____________________________________________, (наименование)
именуемое в дальнейшем ДОУ, в лице заведующего ДОУ _______
_____________________________________________, (фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава ДОУ, с одной стороны, и матерью (отцом, лицом, их заменяющим) __________________________
_____________________________________________, (фамилия, имя, отчество матери, отца, лиц, их заменяющих) именуемой в дальнейшем «Родитель«, ребенка ______________
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка; год рождения)
с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
1. ДОУ обязуется:
1.1. Зачислить ребенка в группу ________________________
_____________________________________________
(наименование)
Приложения к главе 6 261
на основании ____________________________________
_____________________________________________
(наименование документа о зачислении)
1.2.Обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка; его интеллектуальное, физическое и личностное развитие; коррекцию (элементарную; квалифицированную) имеющихся отклонений в развитии ребенка; развитие его творческих способностей
иинтересов; осуществлять индивидуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития; заботиться об эмоциональном благополучии ребенка.
1.3.Обучать ребенка по программе ______________________
_____________________________________________
(наименование программы; название органа, утвердившего программу)
1.4.Организовывать предметно-развивающую среду в ДОУ (помещение, оборудование, учебно-наглядные пособия, игры, игрушки).
1.5.Организовывать деятельность ребенка в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием образовательной программы.
1.6.Предоставлять ребенку дополнительные образовательные услуги (за рамками основной образовательной деятельности);
бесплатные образовательные услуги _____________________
_____________________________________________
_____________________________________________
(наименование видов услуг, оплачиваемых за счет средств спонсоров; учредителя)
платные образовательные услуги _______________________
_____________________________________________
_____________________________________________
(наименование видов услуг, оплачиваемых родителями) предоставлять «Родителю» право выбирать педагога для работы с ре-
бенком.
1.7.Осуществлять медицинское обслуживание ребенка:
лечебно-профилактические мероприятия:
_____________________________________________
(наименование, кратность) оздоровительные мероприятия:
_____________________________________________
(наименование, кратность) санитарно-гигиенические мероприятия:
_____________________________________________
(наименование)
262