ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 0
общего образования применительно к конкретному ребенку сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. В связи с этим, если ребенок не обучался в школе, нельзя отказать ему в приеме, какого бы возраста он ни достиг. Конечно, десятилетнему ребенку может оказаться не очень комфортно обучаться в первом классе с семилетними детьми. Но в таких ситуациях следует и школе, и родителям совместно решать, как будет обу-
чаться ребенок. Если родители понимают, что школа не справляется со сложной ситуацией взаимоотношений «большого» ученика и других учеников в классе, то возможно говорить об индивидуальном плане обучения (Приложение 6.20) или об обучении в иных формах получения образования (см. часть «Пора в школу»).
Приложение 6.20.
Обучение ребенка по индивидуальному учебному плану
Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований по индивидуальным учебным планам (пункт 4 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»).
Переход на индивидуальный учебный план возможен, если ребенок медленно усваивает определенные предметы (например, математику, физику, химию), а остальные усваивает в установленные сроки. Рекомендацию о переходе на индивидуальный учебный план может дать учитель, специальный педагог, психолог, ПМПК.
Индивидуальный учебный план позволяет определить особые сроки и способы освоения учебных предметов, включенных в учебный план общеобразовательного учреждения, особые сроки и способы прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующие особенностям индивидуального плана.
Таким образом, ребенок будет продолжать обучаться в прежних условиях, но на освоение отдельных предметов ему будет дано более длительное время, предоставлены дополнительные занятия, формы занятий могут отличаться от традиционных (иные формы могут помогать усвоению предмета).
При этом необходимо иметь в виду, что если все-таки ребенок не освоил предмет к установленным срокам итоговой аттестации, то его переход на следующий уровень образования (из основной средней школы – в среднюю (полную)) будет возможен на общих основаниях (Приложение 6.28).
Приложения к главе 6 277
Приложение 6.21. Положение о ПМПК
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2009 г. № 14145 Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРИКАЗ от 24 марта 2009 г. № 95
Об утверждении положения о Психолого-медико-педагогической комиссии
В соответствии со статьей 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2007, № 1, ст. 21; № 27, ст. 3215) и во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 34, ст. 3926) приказываю:
1.Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации прилагаемое Положение
опсихолого-медико-педагогической комиссии.
2.Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр А. ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95
Положение о Психолого-медико-педагогической комиссии
I. Общие положения
1.Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого- медико-педагогической комиссии (далее – комиссия).
2.Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию де-
278
тям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
3. Комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия создается органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
4.Состав и порядок работы комиссии определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
5.Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тыс. детей, проживающих на обслуживаемой комиссией территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории комиссии создаются исходя из иного расчета.
6.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, комиссии информируют родителей (законных
представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.
II. Основные направления деятельности и права комиссии
7. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений
Приложения к главе 6 279
социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей
сограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-соци- альной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы
снаселением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей.
8.Основными направлениями деятельности центральной комиссии также являются:
а) координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
9.Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
III. Организация деятельности комиссии
10. Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование; б) журнал учета детей, прошедших обследование; в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка (далее – протокол).
Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
11.Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и/или обучения.
12.Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
13.В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения спе-
280
циалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
14.В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
15.Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
16.Комиссию возглавляет руководитель.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
17. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.
Приложение 6.22.
Сопровождение обучения ребенка специальным помощником
Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником
(ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопро-
вождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений
Приложения к главе 6 281