ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 377
Скачиваний: 0
не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка (см. главу 5 «Реабилитация…», раздел «Содержание ИПР: чего следует добиваться»). Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.
На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).
Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в
этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.
При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
–в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
–в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профес-
282
сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять,
вкакое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,
впорядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см. Приложение 5.16).
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих По-
ложениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Приложения к главе 6 283
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.
Приложение 6.23. Обжалование заключения ПМПК
Заключение ПМПК – это рекомендации по организации обучения для детей с особенностями развития. Родители не обязаны слепо им следовать. Но если в заключении содержится рекомендация об обучении в школе, например, VIII вида, то в школу другого вида ребенка не примут.
Если специалисты рекомендуют школу определенного вида, а психо- лого-медико-педагогическая комиссия в своем заключении указывает школу другого вида, другую форму получения образования, надомное обучение, то заключение ПМПК можно обжаловать. Для того чтобы обжаловать заключение ПМПК, надо понимать, что одного лишь мнения родителей о том, что ребенок может обучаться в других условиях (не со-
ответствующих рекомендованным ПМПК), недостаточно. Для объективной оценки возможностей ребенка необходимо иметь заключения специалистов, которые подтверждают мнение родителей о возможностях ребенка и об условиях его образования.
Обжаловать заключение можно в вышестоящую ПМПК или в орган управления образованием (Приложение 6.24). Если родители не согласны с результатом обжалования, они могут обратиться в суд.
Совершенно недопустимой является ситуация, когда на основании заключения ПМПК ребенка рекомендуют определить в психоневрологический интернат как «необучаемого». Такие учреждения ни в коей мере не являются аналогом образовательного учреждения, тогда как Закон РФ «Об образовании» в статье 5 подтверждает право на получение образования независимо от состояния здоровья. Пункт 6 этой статьи указывает на обязанность государства создать для граждан с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений
284
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Таким образом, формулировка «необучаемый ребенок» помимо ее явной некорректности является и совершенно недопустимой ввиду ее противоречия закону. Совершенно очевидна правовая «безграмотность» такого заключения, противоречащего статье 43 Конституции Российской Федерации и статье 5 Закона РФ «Об образовании», и есть все основания оспаривать подобные рекомендации как противоречащие правам ребенка.
Иногда ПМПК при решении вопроса об обучении в специальном коррекционном учреждении ребенка-инвалида с множественными нарушениями выдают заключение о направлении ребенка в учреждения социальной защиты. Родители закономерно воспринимают такие предложения комиссии как оскорбительные и кощунственные. Если они получили заключение ПМПК с «рекомендацией» о пребывании ребенка в учреждениях системы социальной защиты (иными словами – предложено сдать ребенка в интернат), они должны обратиться в орган образования с жалобой (Приложение 6.25).
Приложение 6.24. Заявление об обжаловании решения ПМПК
В психолого-медико-педагогическую комиссию название административного округа г.
Ф.И.О. законного представителя ребенка,
проживающего(ей) по адресу:
адрес законного представителя ребенка
Заявление
Мой(я) сын/дочь, Ф.И.О. ребенка, дата рождения, «__»_____20__ г. прошел(ла) обследование в наименование психолого-медико-педагогичес- кой комиссии (далее – ПМПК) с целью определения условий организации его/ее образования и направления в общеобразовательное учреждение в соответствии с его/ее образовательными потребностями.
ПМПК рекомендовала моему(ей) сыну/дочери индивидуальное обучение на дому (копия заключения прилагается). С такими рекомендациями я как законный представитель ребенка не согласен(на) и считаю, что они не отвечают его/ее интересам и возможностям.
На ПМПК мной были представлены характеристики и рекомендации специалистов, наблюдающих и занимающихся с сыном/дочерью (копии прилагаются). Согласно этим рекомендациям, моему(ей) сыну/дочери целесообразно получать общее образование в специальной (коррекцион-
Приложения к главе 6 285
ной) школе ___ вида, при этом обучение должно осуществляться в форме групповых занятий.
Сын/дочь прошел(ла) дошкольную подготовку в наименование организации, детского сада, реабилитационного центра. Занятия проходили в группе детей, с трудностями адаптации специалисты успешно справились. Копию характеристики прилагаю.
В специальной (коррекционной) школе ___ вида №___, территориально доступной для сына/дочери, с ним/ней провели собеседование. Педагоги считают возможным получение сыном/дочерью образования в этой школе.
Статья 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что обучение детей-инвалидов на дому осуществляется при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях. При этом задача по социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья поставлена в том числе и Законом РФ «Об образовании». Такая задача фактически невыполнима при обучении ребенка на дому в форме проведения индивидуальных занятий по месту проживания ребенка.
Исходя из вышесказанного, прошу пересмотреть рекомендации, содержащиеся в заключении ПМПК, и определить в качестве условий получения моим ребенком образования обучение в специальной (коррекционной) школе ___ вида № ____ в форме групповых занятий.
«___»________ 20__ г. Подпись |
Расшифровка подписи |
Приложения:
1.Копия заключения ПМПК.
2.Копия характеристики из название организации, в которой ребенок получал дошкольное образование.
3.Копии рекомендаций специалистов: (перечислить).
Приложение 6.25. Жалоба на рекомендацию ПМПК
опребывании ребенка в интернате
Наименование и почтовый адрес органа управления образованием
Копия: Прокуратура района (города) ___________
Копия: Аппарат уполномоченного по правам ребенка
___________ области Копия: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
286
Ф.И.О. законного представителя ребенка,
проживающего(ей) по адресу:
адрес законного представителя ребенка
Заявление
Вынужден(а) обратиться к Вам за помощью по крайне важному для моего ребенка вопросу, поскольку не нашел(ла) понимания при решении его на психолого-медико-педагогической комиссии.
Моему(ей) сыну/дочери, Ф.И.О. ребенка, сейчас __ лет __ мес. (дата рождения ребенка). У него/нее имеются нарушения развития, в частности задержка психоречевого развития.
Мой ребенок никогда не ходил в детский сад, хотя наблюдавшие его/ ее специалисты настоятельно рекомендуют посещение специального детского сада для детей с особенностями развития. Ему/ей необходимы коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом для успешной социализации и развития навыков общения. Если ребенок сейчас не получит необходимую помощь, то ему/ей в дальнейшем будет очень сложно справляться со школьной программой.
Я обратился(ась) в коррекционный детский сад (___ вида) с просьбой принять ребенка. Там мне пояснили, что для приема ребенка в подобный сад необходимо пройти пихолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
«____» _____________ 20__ г. имя ребенка прошел(ла) ПМПК по комплектованию образовательных учреждений, которая проводилась при Детской психиатрической больнице № __. По моему мнению, ребенок успешно прошел ПМПК, выполнив предложенные ему/ей специалистами задания. Однако на руки заключение о прохождении ПМПК мне не выдали. Мне было устно «рекомендовано» отдать ребенка в интернат, с чем я категорически не могу согласиться, так как я хочу решить вопрос не о проживании, а об образовании ребенка. Мне пояснили, что все рекомендации по результатам ПМПК будут в медицинской карте сына/дочери у врача ПНД № __ Ф.И.О. врача, который(ая), в свою очередь, также отказался(ась) предоставить мне соответствующую выписку из медицинской карты. На ПМПК по комплектованию образовательных учреждений мне пояснили, что могут записать ребенка на прием к специалистам городской ПМПК на «___» ______ 20___ г. Однако от данного предложения я отказался(ась) по двум причинам:
во-первых, с «___» _____ по «___» _____ 20___ г. ребенка направляют на санаторно-курортное лечение и мы не сможем пройти ПМПК «___» _____;
во-вторых, специалисты городской ПМПК в прошлом году в своем заключении (приложение 1) также рекомендовали ребенку пребывание
Приложения к главе 6 287