ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вучреждениях социальной защиты города (детский дом-интернат для умственно-отсталых детей).

Рекомендация поместить ребенка в интернат системы социальной защиты населения противоречит основным принципам внутренней государственной политики Российской Федерации, противоречит интересам ребенка и нарушает его права, установленные законодательством Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что регулирование семейных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с приоритетом семейного воспитания детей. Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации определяет, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Выбор образовательного учреждения – право родителя, установленное Законом РФ «Об образовании». Заключение психолого-медико-педа- гогической комиссии носит для родителей рекомендательный характер.

Родитель вправе выбрать интернат системы социальной защиты населения, имеющий лицензию на образовательную деятельность, в качестве образовательного учреждения, в котором его ребенок будет обучаться, но незаконно принуждать его к этому.

Всоответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации гражданам России гарантируется общедоступность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством РФ, а именно пунктом 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании», «для воспитания детей дошкольного возраста… укрепления их физического и психического здо-

ровья и необходимой коррекции нарушений развития… действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные услуги и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа на основании части 3 статьи 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» в абзаце 7 пункта 1 установлено, что «дети-инвалиды…обеспечиваются местами

вдетских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке».

Обращаю Ваше внимание, что заключение и рекомендации ПМПК прямо противоречат перечисленным выше нормам права и по моему мнению являются незаконными. По своей сути, ПМПК, призванная гаран-

288


тировать доступность образования и рекомендовать адекватное возможностям ребенка образовательное учреждение, закрывает доступ моему ребенку в детский сад.

Всоответствии с пунктом 7 Положения о психолого-медико-педаго- гической комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. № 95, на основании которого действуют ПМПК, а также на основании Закона РФ «Об образовании», ПМПК лишь проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и готовит рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Министерство образования и науки Российской Федерации не раз обращало внимание органов образования субъектов Федерации на недопустимость заключения о необучаемости ребенка, выносимого ПМПК. Такое решение противоречит пунктам 1 и 6 статьи 5 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которыми государство гарантирует гражданам получение образования «независимо от их состояния здоровья» и «создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Всоответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения для своего ребенка. Таким образом, получение сыном/дочерью дошкольного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении будет проходить в условиях, соответствующих его/ее потребностям, что подтверждается рекомендациями специалистов, наблюдающих сына/дочь, к тому же общение со сверстниками крайне необходимо для его/ее социализации.

Всвязи с изложенным

П Р О Ш У

обеспечить моему(ей) сыну/дочери реализацию его/ее права на образование, предоставив ему/ей место в специальном (коррекционном) образовательном учреждении в соответствии с его/ее образовательными потребностями.

Очень рассчитываю на Ваше понимание и убедительно прошу содействия в разрешении этого вопроса в интересах ребенка. Заранее Вам благодарен(на).

Приложение: копия Заключения ПМПК.

«___»________ 20__ г. Подпись

Расшифровка подписи

Приложения к главе 6 289


Приложение 6.26.

Об изменении учебной нагрузки при обучении на дому

Если в ИПР или в заключении ПМПК указана учебная нагрузка, которая кажется родителям недостаточной, либо в указанных документах вообще отсутствует информация о рекомендуемой ребенку учебной нагрузке, то им следует обсудить возможность увеличения учебной нагрузки

с педагогами, занимающимися с ребенком, и администрацией школы. Если педагог поддерживает мнение родителей и рекомендует увели-

чить учебную нагрузку, то решение вопроса зависит от организационных и ресурсных возможностей школы. Если школа не может решить вопрос об увеличении учебной нагрузки в связи с ресурсными проблемами (например, отсутствие свободных педагогов), то необходимо обращаться в орган управления образованием.

Если же педагоги не согласны увеличить нагрузку ребенка, родителям нужно обратиться в бюро МСЭ и/или в ПМПК с заявлением об указании или об увеличении учебной нагрузки в неделю. Получив (с учетом общих рекомендаций по подготовке и прохождению ПМПК) заключение ПМПК, они могут обратиться в школу с письменным заявлением, в котором попросить обеспечить условия получения образования в соответствии с рекомендациями ПМПК (и/или в соответствии с ИПР ребенка-инвалида, если

вней указана учебная нагрузка).

Вкрайнем случае можно обжаловать действия школы, органов власти, обращаясь в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка по месту жительства, в суд. Можно также просить органы власти о создании школы надомного обучения (Приложение 6.27), в рамках которой вопрос

может быть решен.

Приложение 6.27. Обучение в школе надомного обучения

(Пример регионального законодательства)

Приложение к Распоряжению премьера правительства Москвы от 25 июля 1995 г. № 726-РП

Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность общеобразовательной шко-

290


лы для больных детей и детей-инвалидов (в дальнейшем – школа надомного обучения).

Настоящее Положение является основой для разработки уставов для государственных учреждений системы образования. Для негосударственных учреждений данное Положение является примерным.

1.2.Школа надомного обучения, являясь составной частью системы образования, предоставляет возможность лицам, не имеющим возмож-

ности обучаться в условиях класса общеобразовательных школ, получить

вадекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов.

Школа надомного обучения реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и является общеобразовательным учреждением.

1.3.Школа надомного обучения в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, настоящим Положением, договором с учредителем и уставом учреждения.

1.4.Учредителем школы надомного обучения является Московский департамент образования.

1.5.Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия

вшколе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому, – Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. № 281-М/17-13-186).

1.6.Школа надомного обучения несет ответственность перед органами государственной власти и управления образованием, родителями и педагогической общественностью, отвечающими за реализацию конституционного права граждан на получение образования, качество общего образования и его соответствие специальным программам, за адекватность применения форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

2. Организация деятельности школ надомного обучения

2.1. Школа надомного обучения создается учредителем и регистрируется соответствующими регистрирующими органами в установленном порядке.

Приложения к главе 6 291


2.2.В школе надомного обучения могут создаваться консультационные пункты для родителей, лиц, их заменяющих, подростков, специальные группы трудовой и профессиональной подготовки.

2.3.Количество классов (групп, подгрупп) в школе надомного обучения определяется Уставом учреждения в зависимости от физических особенностей обучающихся, санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.

Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии

смедицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка.

Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в I–III классах, 10 часов в IV–VIII классах, 11 часов в VIII–IХ классах, 12 часов в Х–ХI классах. При наличии медицинских рекомендаций количество часов по классам может быть увеличено, но не должно превосходить предельно допустимой нагрузки базового компонента учебного плана.

2.4.При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать 6 человек.

2.5.Обучение в школе надомного обучения ведется на русском языке.

2.6.В школу надомного обучения принимаются дети по направлению органов здравоохранения (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому).

2.7.Направление детей в школу надомного обучения осуществляется органами образования по заключению органов здравоохранения с согласия родителей (лиц, их заменяющих).

2.8.Обучение в школе надомного обучения включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2.9.С обучающимися, имеющими нарушения речи, проводятся индивидуальные (не менее 25 минут) и групповые (не менее 3 человек) логопедические занятия.

3. Образовательный процесс

3.1.Содержание образования в школе надомного обучения определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Министерством образования Российской Федерации, в соответствии в государственными стандартами.

3.2.Учебный год начинается с 1 сентября.

Продолжительность учебного года в I классе – 30 недель, во II–XI классах – не менее 34 недель.

292