ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 927
Скачиваний: 2
общении10: (а) нельзя сказать Посмотри, на кого ты похож! и при этом не смотреть на собеседника; (б) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом.
Замечание. Много позже, основываясь на тесной связи жестов и речи, некоторые ученые, в частности замечательный американский психолог и кинесиолог Дэвид МакНил (см., например, монографию МакНил 1992), выдвинули и попытались обосновать интересную, хотя и весьма спорную гипотезу, по которой жесты (имеются в виду толь ко мануальные жесты) являются компонентами вербального, а вовсе не невербального поведения. Это предположение базируется на сход стве смысловых структур речевых и жестовых единиц, на общности их прагматических свойств (в частности, на единообразии реакций адре сата на вербальные и невербальные высказывания и — если восполь зоваться терминологией из области теории речевых актов — перлокутивного воздействия на партнера), на параллелизме их временной организации и на идентичности эволюционных характеристик.
Решающим фактором и условием для производства и пони мания жеста Р. Бирдвистел и многие его последователи спра ведливо считали контекст, а кинетическое поведение человека рассматривалось ими как функция от двух вещей — от характе ристик самого жестикулирующего и физических или социальных свойств контекста, в котором он действует. Один из самых почитаемых и обильно цитируемых его учеников, выдающий ся современный американский психолог и антрополог А. Кендон в одной из работ (Кендон 1972) приводит пример челове ка, стоящего с поднятым вверх кулаком. Вне контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл, — то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или знак, отражающий принадлежность чело века к определенной политической партии. Точно так же, при виде человека, стоящего на земле на коленях, и интерпрети руя его поведение как знаковое, мы можем прийти к различ ным заключениям о том, какой смысл выражает данная поза — «боль», «смирение», «выражение любви (предложение руки и сердца)», «поиск предмета на земле» и др., — в зависимости от целого ряда признаков как самого человека, так и внеязыкового контекста, в котором тот находится. К таким признакам относятся возраст жестикулирующего (ребенок это или взрос лый), его здоровье (возможно, человеку сейчас просто очень плохо), место, где человек находится (например, в церкви он или на пляже), его действия (например, молится ли человек один в тишине или говорит что-то другому человеку, делает
10 Другие* более сложные примеры на ту же тему можно найти в гл. 5.
другому исфчхтвенное дыхание, всматривается в лицо друго го и под.). Соединение рук может быть синонимом рукопожа тия или обозначать вступление в брачный союз, ср. Чтоб ни грозило впереди, Все беды перевешивает счастье Свидания с Джульеттой хоть на миг. С молитвою соедини нам руки, А там хоть смерть <...> (Шекспир. «Ромео и Джульетта», пер. Б. Пас тернака). Только в контексте уточняются смысл и функции кинем, участвующих в коммуникативном процессе.
Уделив в научной деятельности большое внимание невер бальному коммуникативному контексту, Р. Бирдвистел ввел в обиход очень важное понятие кинетической переменной «Сдан ной кинемы>. Кинетические переменные, как и кинетические константы, — это характеристики жестов и жестовой деятель ности, такие как время совершения движения, способ его ре ализации, объем движения, направление движения, степень мускульного напряжения и пр. Впоследствии понятие кинети ческой переменной было расширено и к кинетическим пере менным кинемы стали относить также некоторые свойства кон текста ее употребления, такие как социальный статус партнеров по коммуникации, их пол, возраст, психологический тип лич ности, национальная и расовая принадлежность, отношение партнеров друг к другу и т.п.
§ 7. ФОРМЫ И СТАДИИ КИНЕТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ключевые слова: кинетический, коммуникативный, знаковый, поведение, невербальный, форма, собственно жест, жест руки (ма нуальный жест), выражение лица (мимический жест), мимика, поза, телодвижение, манеры, динамический, статичный, форма жеста, смысл жеста, жестикулирующий, адресат, способ исполнения жеста, место исполнения жеста, свободная кинетическая форма, связанная кинетическая форма, свободная жестовая форма (форма жеста), свя занная жестовая форма, артикуляция, фаза (стадия), пик, молчание.
Среди знаковых форм кинетического поведения мы вы деляем собственно жесты, выражения лица (мимика), позы, тело движения и манеры. Особого пояснения требует последняя фор ма поведения из-за многообразия видов манер и их интерпре тации. Под манерами я понимаю социально обусловленные ритуализованные формы поведения, приспособленные к опреде ленным ситуациям. Так, можно говорить о манерах поведения за
столом во время еды, поведения в гостях и на официальных при емах, этикетных манерах разговорного общения или манерах приветствия. Манеры в таком терминологическом понимании слова, в отличие от прочих форм, — это по большей части ком плексные динамические знаковые формы. Их знание приобре тается как в опыте общественной жизни, так и в специальном обучении, вызванном необходимостью для человека соблюдать определенные социальные и моральные нормы. Мы обращаем внимание на жестовое поведение человека, прежде всего на его манеры, с первых же минут знакомства с ним. Текстами типа, приводимого ниже, которые описывают невербальные знаковые действия персонажей, просто заполнены литературные произ ведения, поскольку такие тексты существенно дополняют рече вые портреты героев, ср. Пнин в тенниске, с улыбкой Джоконды на устах, демонстрирует жесты, лежащие в основе таких рус ских глаголов, как «махнуть», «всплеснуть», «развести»: рука роняется, как бы смахивая усталую уступку; дверуки театрально распахиваются в изумленном отчаянии; «разъединительный» жест — ладони разъезжаются в знак беспомощной покорности» (А Набоков. «Пнин»); Юлиус не произнес ни слова. Он даже не по трепал меня по руке. Это вообще был человек без жестов. Он са дился в машину, выходил из нее, закуривал сигарету, надевал пальто — ни неловко, ни изящно — никак. А поскольку меня всегда подкупали в людях именно жесты — манера двигаться или сохра нять неподвижность, — то мне казалось, что рядом со мной ма некен или калека (Ф. Саган. «Неясный профиль»).
Остальные формы поведения тоже противопоставлены друг другу по ряду признаков. Так, поза, в отличие от других, ди намических, форм, является формой статичной. Собственно жесты и телодвижения отличаются от поз инструментом испол нения: первые исполняются руками или, реже, ногами, а в исполнении вторых главная роль отводится корпусу. В соче тании выражение лица зафиксировано также место исполнения жеста и т. д.
Все кинетические формы можно разделить на два класса — свободные и связанные. Свободными кинетическими формами являются движения или позы, исполняемые в интерактивном акте одной или несколькими частями человеческого тела без участия каких-либо объектов — других людей или предметов. Связанные кинетические формы представляют собой движения или позы, осуществляемые с помощью каких-то предметов или тел. Было отмечено, что частота связанных форм в общении довольно высокая и гораздо выше, чем свободных. Особенно важной оказалась роль связанных форм в становлении и разви тии личности, вследствие чего их сегодня изучают самые раз
ные науки о человеке, такие как психология развития, психо лингвистика, социальная психология и психотерапия челове ка, антропология, а также теория и практика межкультурной коммуникации.
Важными для нас подклассами свободных и связанных ки нетических форм являются, соответственно, свободные и свя занные жестовые формы, или формы жеста (см. о них также ниже в 9.6). Каждая из жестовых форм, будь то свободная или связанная, имеет с разной степенью четкости выделяемые фазы (стадии) артикуляции жеста, или фазы жеста. По аналогии с фонетикой, их можно назвать, соответственно, экскурсия, реализация (воспроизведение) и рекурсия.
И свободная форма жеста руки манить к себе пальцем, и свободная форма-поза сидеть, положив ногу на но1у, и связан ная по форме жестовая форма хлопнуть дверью — все имеют по три стадии. Центральной для каждой из жестовых форм явля ется одна стадия, реализация, в особенности ее кульминация, именуемая пиком (нередко в литературе по кинесике «пиком» называют также, на наш взгляд неудачно, всю целиком фазу воспроизведения). Экскурсия готовит движение, придавая ему нужную форму, рекурсия — это стадия, освобождающая энер гию, это выход из движения. Движения могут начинаться с разных исходных положений и дальше идти к пику разными маршрутами, после чего имеет место рекурсия.
Фазы жеста могут иметь для разных жестов разную продол жительность. Например, по нашим наблюдениям после выпол нения жеста-движения натянуть юбку на колени руки женщи ны обычно на какое-то мгновение задерживаются на ноге и только потом медленно уходят (в данном жесте фазой-экскур сией является «положение рук на юбке», реализацией — фаза «натягивание юбки», а рекурсией — фаза «отведение рук», причем вторая и третья стадии более медленные, чем первая). После центральной фазы жеста поманить к себе рукой рука может сразу перейти в другую позицию, исходную для выпол нения другого жеста.
Фазы жеста соотносятся с такими кинетическими парамет рами, как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой, или широтой, движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжи тельностью движения, подобными темпу речи. Описывая фазы жеста, необходимо всякий раз учитывать коммуникативные — речевое, паралингвистическое и проксемное (см. гл. 8) — типы поведения, которые оказывают значительное влияние на харак тер исполнения жеста.
Ккоммуникативному поведению относится также молчание, которое часто является, по выражению М. Бахтина, «продол жением беседы» и которое бывает двух абсолютно разных с функциональной, семантической и прагматической стороны типов, на что, кстати, кажется, до сих пор не обращали вни мания, несмотря на довольно большую литературу об акте молчания.
Кпервому типу относится молчание с параязыковыми и жестовыми заполнениями, ко второму — молчание с полным отсутствием голосовых звуков; ср. Все мучения, которые она испытывала, явно отразились в длительном молчании, наполнен ном слезами и стонами (Ю. Крелин) и Я выходил из себя, жена молчала. Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие (С. Довлатов); Она не смела слова проронить, ужасаясь его молчанию: уж не рассердился ли он на что-нибудь? Он это понимал и нарочно молчал (И. Бунин). Мол чание, таким образом, противопоставляется не говорению как таковому, о чем часто ошибочно пишут, а передаче информа ции речевым способом11. Плохо сказать *Петя молча кашлял, где кашлять — действие неконтролируемое и не несущее смысло вой нагрузки, и вполне допустимо предложение Снова воца рилось молчание, и было слышно, как грозно сопит Федор Си меонович, потерявший дар слова ( Стругацкие), где сопение
является действием, передающим определенный смысл. Угрю мое молчание и красноречивое молчание (последнее сочетание лишь в одном из значений) характеризуют жесты, взгляды и, возможно, другие формы невербального поведения, сопровож дающие молчание, но нельзя *красноречиво не говорить или *угрюмо не говорить.
Параязыковые элементы и жесты могут полностью вытес нить словесные реплики, разрушая речевую коммуникацию или вовсе делая ее невозможной, ср. Она все крепче начала его при жимать к себе, хотела еще что-то сказать и уже не могла (И. Бунин) или Она сжала его руки сильнее, требуя, чтобы он молчал (М. Леблан).
Таким образом, наступление молчания в конкретном акте общения часто свидетельствует не о простом неговорении, а о переходе замолчавшего к другому семиотическому коду; при этом выразительные возможности молчания в сочетании с па раязыковыми элементами и жестами никак не меньшие, чем
11 Речь, конечно, идет только об одном из значений слов молчать и молчание (и соответствующем значении слов говорить и говорение). В дру гом значении молчание противопоставлено говорению как производству зву ков с помощью голоса (ср. правильное предложение Она молча колотила в дверь и неправильное 4Она молча орала).
при полном молчании, поскольку тело нередко говорит нам о том, о чем слова сказать не могут. Ср. Он не мог вымолвить ни слова и молча заплакал (Ф. Достоевский); Я это сейчас заметил, хотя она почти все время молчала и стояла передо мной,, поту пив глаза и ужасно стыдясь (Ф. Достоевский); Князь был пора жен чрезвычайно и молча, обоимируками обнял Ганю. Оба искренно поцеловались (Ф. Достоевский); Он помолчал, диковато озираясь, потом неожиданно зевнул, потом улыбнулся со злобой (М. Бул гаков).
Оба типа молчания соотнесены со звуком, голосом, при чем молчание как слово и понятие входит вместе со звучанием и голосом не только в языковые, но и культурные оппозиции; см. об этом подробно в двух словарных статьях этнолингвис тического словаря славянских древностей — слова «голос», составленной Т. А. Агапкиной и Е. Е. Левкиевской, и слова «голошение», составленной Н. И. Толстым (Славянские древ ности 1995, т. 1, с. 510 —513). Так, если голос в русской и, шире, славянской культуре является приметой живого мира, то молчание — это характерная черта мира загробного. Почти полное безмолвие отличает, например, ситуацию похорон или поведение людей во время некоторых ритуальных обрядов. В славянских заговорах болезни гонят туда, где царит беззвучие: не слышны голоса животных, не поют птицы, не играет му зыка, не водят хороводы и не поют девушки (там же, с. 510).
Взападноевропейской культурной традиции XIX—XX ве ков тоже широко представлены разнообразные текстовые и сти левые знаки молчания. Это поэзия французского символизма, «статический театр» Метерлинка, проза модернизма и абсур дистская драма. Понимание мотивов и культурных концептов, выражаемых молчанием, совершенно необходимо для порож дения и правильного прочтения текста, для раскрытия его ин теллектуальной и эмоциональной внутренней символики.
§8. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖЕСТОВ
ВЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Ключевые слова: жест, функция, жестовый, коммуникация, ком муникативный акт, речь, речевой, поведение, невербальный, пер формативный, троп, риторический, искусство, ораторский, контекст.
Опишем теперь основные функции жестов в коммуникации. Среди них можно выделить:
(а) функцию регулирования и управления вербальным пове дением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие