ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 962

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ным пальцем ■ мизинцем». Этот жест, который, как мы уже говорили, носит имя рога, или mano cornata, означает «рука

срогами» и символизирует рога дьявола. Его исполнение счи­ тается достаточно мощным средством, чтобы защитить человека от магических дьявольских сил. Сегодня на рынках и в магази­ нах различных городов России можно встретить много амуле­ тов такой формы, а в Америке мне случалось видеть не только рога, но и другой амулет, очень популярный среди живущих в штате Мичиган итальянских студентов и также предохраняю­ щий от сглаза. Он имеет форму стручка красного перца, в связи

счем можно вспомнить английское фразеологическое выраже­ ние hot as the devil, означающее буквально «острый, как дья­ вол», и слово devil, основное значение которого «дьявол, черт, бес», а одно из переносных — «острое блюдо, представляющее собой жареное мясо или рыбу с перцем и другими специями и пряностями».

Интересно, что у некоторых народов вообще нет жестов, отгоняющих бесов и предохраняющих от злого глаза, а вместо такого рода жестов произносятся особые формулы — заклина­ ния. В современном Израиле, например, в ответ на компли­ мент нередко можно услышать слова kayn aya ha vah или со­ кращенное от него kaynahorah «тьфу-тьфу, чтоб не сглазить» (букв, «пусть не будет злого глаза»); ср. реплику <Ничего>, слава Богу в ответ на вопросы Как дела?, Как жизнь?, Как по­ живаете? и т.п.

***

Остановлюсь теперь на некоторых важных частях глаза и их характеристиках, которые мы обычно, описывая внешность или качества человека, указываем прямо в тексте. Ср. такие язы­ ковые единицы, как глубоко посаженные зрачки, красивые рес­ ницы, красные прожилки в глазах, хрусталик, <глазное> ябло­ ко, глазомер, близорукий, дальнозоркость и многие другие, а также слова и сочетания слов, семантически относящиеся к частям глаз: косоглазие, пучеглазие, конъюнктивит, красные глаза, воспаленные глаза и т.п.

Наиболее важной частью глаз справедливо считаются зрач­ ки. Биологи-эволюционисты из Токийского технологического института обнаружили, что человеческий глаз уникален имен­ но благодаря зрачкам. Есть даже специальная наука о зрачках, их свойствах и об измерении зрачков — пыопилометрня. Это слово происходит от англ. pupil «зрачок», восходящего к лат. pupilla «очень маленькая кукла», уменьшительному от pupa «деночка». Отмечу попутно, что на иврите зрачок будет eeshon


«маленький человечек», то есть тут как бы сама внутренняя форма нам говорит о важности зрачков.

Основателем науки пьюпилометрии является американский ученый-психолог Экхард Хесс (Невв), который в 1960-е годы был деканом психологического факультета Чикагского универ­ ситета, В 1996 ¡году, работая в библиотеке Мичиганского уни­ верситета, я случайно натолкнулся на одну статью Э. Хесса, помешенную в апрельском номере журнала «БаепШс Атепсап» за 1965 год (Хесс 1965), которая сразу зайнтересовала меня своим названием: «Отношения между людьми и размер зрач­ ков*. В самом ее начале автор описывает весьма любопытный случай, приведший его к систематическому научному исследо­ ванию зрачков.

Вот сравнительно небольшой отрывок из рассказанной им истории (перевод мой. — Г. АТ.): «Лет пять тому назад как-то вечером я лежал в кровати и листал перед сном книжку, в которой были удивительно красивые картинки различных жи­ вотных и птиц. В это время, проходя мимо и случайно взгля­ нув на меня, жена сказала, что, по-видимому, мне темно и что я читаю при плохом освещении. Свое суждение она вынесла на том основании, что, как она полагала, зрачки у меня были слишком расширены. Мне, однако, казалось, что свет, па­ дающий от ночной лампы, которая находилась рядом с моей кроватью* был вполне достаточным, о чем я и сказал жене. Она, впрочем, со мной не согласилась и возразила, заметив еще раз, что у меня как-то неестественно расширены зрачки.

Будучи по профессии психологом, большую часть жизни уделившим проблемам зрительного восприятия, я бьш крайне удивлен этим. Позже, засыпая, я вдруг вспомнил, что уже гдето читал 6 связи между эмоциональными реакциями на неко­ торые особенности зрительно воспринимаемого контекста и размерами зрйчков. Но ведь здесь, подумал я, едва ли можно говорить о какой-то эмоциональной реакции, — скорее уж речь может идти о чисто познавательном интересе, то есть чисто рационально;« компоненте. И чтобы при этом расширялись зрачки —об этом мне ничего не было известно.

На следующее утро, придя в свою лабораторию в Чикагском университете, я собрал в одну пачку порядка двадцати фото­ графий ничем не примечательных пейзажей и добавил к ним еще одну, на которой была изображена очень соблазнительно выглядящая девушка — полуобнаженная красотка. Когда через некоторое время вдверь вошел мой молодой ассистент Джеймс Полт, я тотчас же решил сделать его объектом внезапно при­ шедшего мне на ум экСперимей1а-:жспрЬмта.


Перетасовав фотографии произвольным образом, держа их над головой и показывая Джеймсу фото одно за другим по оче­ реди, я попросил его внимательно следить, не обнаружит ли он на них что-нибудь интересное, а сам стал внимательно на­ блюдать за поведением его зрачков. Когда я выставил своему ассистенту на обозрение седьмую по счету фотокарточку, то, еще точно не зная, что на ней изображено, я сразу же заме­ тил резко и внезапно расширившиеся зрачки глаз у моего мо­ лодого друга. Перевернув ее на другую сторону, я увидел, что на ней было изображение девушки. Именно с того времени мы с Дж. Полтом стали изучать соотношение эмоциональной и интеллектуальной деятельности и размеров'зрачков» (Хесс 1965, с. 46 и след.).

Хотя теоретически Дж. Полт мог прийти в возбуждение и от внезапно увиденной красотки, как становится ясным из дальнейшего повествования и прежде всего из задаваемых ас­ систентом вопросов, его расширившиеся зрачки свидетельство­ вали скорее не о вполне ожидаемой эмоциональной реакции на изображение, а о реакции скорее рациональной — мысли о неожиданности появления самой такой фотографии в ряду снимков природы и о желании поскорее узнать, что все это значит. Иными словами, Дж. Полта озадачило именно само поведение шефа, то есть возникший интерес со стороны асси­ стента, выражаемый расширившимися зрачками, был чисто познавательным.

Ниже я остановлюсь на трех показаггельных и стимулирую­ щих открытиях в пьюпилометрии и попробую взглянуть на не­ которые выводы и комментарии, сделанные ранее по поводу этих открытий, с несколько отличной от «общепринятых» точки зрения.

1. Группу американских студентов как-то спросили, стра­ дают ли они расовыми предрассудками. Ответ подавляющего большинства был, разумеется, «нет». Однако когда студентам показали фотографии целующихся чернокожей девушки и бе­ лого юноши, приблизительно у пятидесяти процентов людей зрачки заметно расширились. Этот факт, как утверждают не­ которые специалисты в области невербальной семиотики, по­ зволяет четко отделить, так сказать, мнимых либералов, заяв­ лявших до опыта, что они не расисты, от подлинных.

Эксперимент, однако, как я полагаю, ровным счетом ни­ чего не говорит о расизме отдельных людей. Испытуемые мог­ ли просто удивиться тому, что им показывают, причем по-раз- ному. В одном случае это могло быть удивление изображению к:ж необычному —ведь чпже п я многонациональной Америки


интимная связь между черным и белым не столь уж частое яв­ ление, а в другом случае —удивление повторяющемуся много раз действию, то есть, грубо говоря, показу одного и того же, и это уже удавление привычному. В последнем случае интерпре­ тация расширенных зрачков может быть такова: «зачем мне это, да еще столько раз, показывают, я и так знаю это, нет тут ничего нового —во многих университетах Америки сексуальные связи (любовь и т.п.) между студентами разных рас достаточно часты». Как первая, так и вторая интерпретация, различаю­ щиеся объектами и содержанием удивления, вполне соответ­ ствуют смыслу жеста расширенных зрачков: «удивлен некоторым

Ри хочу узнать о Р больше».

2.У людей голодных при упоминании о пище зрачки рез­ ко расширялись, а при выборе блюд степень расширения зрач­ ков имела устойчивую корреляцию с предпочтениями людей.

3.Эксперименты показали также, что зрачки расширяют­ ся не только от стимулов, заведомо доставляющих удовольствие человеку, но и от взгляда расширенных зрачков другого чело­

века. В одном из элегантных опытов Э. Хесса (Хесс 1975, с. 3 и след.) группе испытуемых мужчин было показано два набора открыток с одинаковыми изображениями молодых красивых девушек, но открытки эти предварительно были подрету­ шированы: в одном их наборе зрачки у девушек были сознатель­ но значительно сужены, а в другом резко расширены. Ис­ пытуемых попросили внимательно рассмотреть карточки и рассказать по заранее составленной схеме-вопроснику о своих впечатлениях от увиденных лиц. Девушки с увеличенными зрач­ ками были охарактеризованы подавляющим большинством мужчин как привлекательные, нежные, красивые, женственные,

а девушки с уменьшенными зрачками — как тяжелые, злые, эгоистичные и холодные. Разброс мнений был невелик, но при этом никто из испытуемых не мог объяснить, почему он именно так описывает лицо женщины, а это является показателем того, что влияние на человека такого фактора, как увеличенные зрач­ ки глаз, является подсознательным. Однако самое интересное в этом эксперименте было то, что у испытуемых, которые счи­ тали хорошенькими женщин с расширенными зрачками, зрач­ ки глаз в ходе эксперимента тоже расширились.

Впрочем, сразу отмечу, что среди мужчин были и два-три таких, которые считали более привлекательными фотографии женщин с узкими зрачками глаз. В ходе последующего опро­ са оказалось, что у всех у них в жизни уже был неудачный опыт общения с женщинами, зрачки которых были расширенными по сравнению с нормой. Скорее всего, именно по этой при­


чине женщины на фотографиях с узкими зрачками казались этим мужчинам менее опасными и более привлекательными.

В связи с проделанными экспериментами следует сказать, что стереотипное представление о красоте женщины с больши­ ми глазами и расширенными зрачками, хотя и весьма распро­ странено в разных культурах, прежде всего в европейской, присуще далеко не всем культурам. Это не универсальное, а культурно-специфичное отношение к красоте, и это обстоя­ тельство нельзя не учитывать при интерпретации полученных данных. В Европе, в частности в Италии и Испании, многие молодые женщины специально капают себе в глаза жидкий раствор красавки, или белладонны (по-итальянски bella donna означает «прекрасная дама <леди>»), расширяющий зрачки. Уменьшая освещенность комнаты во время вечеринки или сви­ дания, мы тоже видим перед собой более крупные и красивые глаза. В темноте зрачки глаз расширяются, и потому глаза кажутся большими и красивыми. Между тем, например, в Китае, такого устойчивого и стереотипного представления о красоте женских глаз нет, и китаянки в норме не расширяют себе зрачки подобным способом.

***

В настоящей главе были рассмотрены некоторые призна­ ки, свойства и функции языка глаз, ряд особенностей процесса семиотизации глаза и его частей, а также закрепленные за гла­ зами смыслы и средства их выражения в естественном языке. Кроме того, я попытался сформулировать отдельные правила глазного интерактивного поведения, свойственного людям ев­ ропейской культуры. За пределами исследования остался ана­ лиз многих социальных функций глаз и культурных концептов, связанных с глазами и зрением, таких как «видение», «пред­ ставляется», «кругозор», «присутствие», «горизонт», «види­ мость», «взор», «прозорливость», «фасад», «заслонить», «из­ нанка» и др. Не касался я и целого ряда вопросов, относящихся к некоторым культурным разновидностям глаз, например со­ знательно не был включен в книгу детальный разбор концеп­ тов «сглаза», «злого глаза», «доброго глаза», «закрытых глаз» и различных способов их вербального и невербального выраже­ ния в устных коммуникативных актах и письменных текстах. Здесь еще многое предстоит додумать и доделать.

Закончить главу мне хотелось бы хотя и несколько простран­ ными, но исключительно проницательными и красивыми фраг­ ментами из эссе «Человек и люди» замечательного испанского писателя, философа и мыслителя Ортеги-и-Гассета: