ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 962
Скачиваний: 2
ным пальцем ■ мизинцем». Этот жест, который, как мы уже говорили, носит имя рога, или mano cornata, означает «рука
срогами» и символизирует рога дьявола. Его исполнение счи тается достаточно мощным средством, чтобы защитить человека от магических дьявольских сил. Сегодня на рынках и в магази нах различных городов России можно встретить много амуле тов такой формы, а в Америке мне случалось видеть не только рога, но и другой амулет, очень популярный среди живущих в штате Мичиган итальянских студентов и также предохраняю щий от сглаза. Он имеет форму стручка красного перца, в связи
счем можно вспомнить английское фразеологическое выраже ние hot as the devil, означающее буквально «острый, как дья вол», и слово devil, основное значение которого «дьявол, черт, бес», а одно из переносных — «острое блюдо, представляющее собой жареное мясо или рыбу с перцем и другими специями и пряностями».
Интересно, что у некоторых народов вообще нет жестов, отгоняющих бесов и предохраняющих от злого глаза, а вместо такого рода жестов произносятся особые формулы — заклина ния. В современном Израиле, например, в ответ на компли мент нередко можно услышать слова kayn aya ha vah или со кращенное от него kaynahorah «тьфу-тьфу, чтоб не сглазить» (букв, «пусть не будет злого глаза»); ср. реплику <Ничего>, слава Богу в ответ на вопросы Как дела?, Как жизнь?, Как по живаете? и т.п.
***
Остановлюсь теперь на некоторых важных частях глаза и их характеристиках, которые мы обычно, описывая внешность или качества человека, указываем прямо в тексте. Ср. такие язы ковые единицы, как глубоко посаженные зрачки, красивые рес ницы, красные прожилки в глазах, хрусталик, <глазное> ябло ко, глазомер, близорукий, дальнозоркость и многие другие, а также слова и сочетания слов, семантически относящиеся к частям глаз: косоглазие, пучеглазие, конъюнктивит, красные глаза, воспаленные глаза и т.п.
Наиболее важной частью глаз справедливо считаются зрач ки. Биологи-эволюционисты из Токийского технологического института обнаружили, что человеческий глаз уникален имен но благодаря зрачкам. Есть даже специальная наука о зрачках, их свойствах и об измерении зрачков — пыопилометрня. Это слово происходит от англ. pupil «зрачок», восходящего к лат. pupilla «очень маленькая кукла», уменьшительному от pupa «деночка». Отмечу попутно, что на иврите зрачок будет eeshon
«маленький человечек», то есть тут как бы сама внутренняя форма нам говорит о важности зрачков.
Основателем науки пьюпилометрии является американский ученый-психолог Экхард Хесс (Невв), который в 1960-е годы был деканом психологического факультета Чикагского универ ситета, В 1996 ¡году, работая в библиотеке Мичиганского уни верситета, я случайно натолкнулся на одну статью Э. Хесса, помешенную в апрельском номере журнала «БаепШс Атепсап» за 1965 год (Хесс 1965), которая сразу зайнтересовала меня своим названием: «Отношения между людьми и размер зрач ков*. В самом ее начале автор описывает весьма любопытный случай, приведший его к систематическому научному исследо ванию зрачков.
Вот сравнительно небольшой отрывок из рассказанной им истории (перевод мой. — Г. АТ.): «Лет пять тому назад как-то вечером я лежал в кровати и листал перед сном книжку, в которой были удивительно красивые картинки различных жи вотных и птиц. В это время, проходя мимо и случайно взгля нув на меня, жена сказала, что, по-видимому, мне темно и что я читаю при плохом освещении. Свое суждение она вынесла на том основании, что, как она полагала, зрачки у меня были слишком расширены. Мне, однако, казалось, что свет, па дающий от ночной лампы, которая находилась рядом с моей кроватью* был вполне достаточным, о чем я и сказал жене. Она, впрочем, со мной не согласилась и возразила, заметив еще раз, что у меня как-то неестественно расширены зрачки.
Будучи по профессии психологом, большую часть жизни уделившим проблемам зрительного восприятия, я бьш крайне удивлен этим. Позже, засыпая, я вдруг вспомнил, что уже гдето читал 6 связи между эмоциональными реакциями на неко торые особенности зрительно воспринимаемого контекста и размерами зрйчков. Но ведь здесь, подумал я, едва ли можно говорить о какой-то эмоциональной реакции, — скорее уж речь может идти о чисто познавательном интересе, то есть чисто рационально;« компоненте. И чтобы при этом расширялись зрачки —об этом мне ничего не было известно.
На следующее утро, придя в свою лабораторию в Чикагском университете, я собрал в одну пачку порядка двадцати фото графий ничем не примечательных пейзажей и добавил к ним еще одну, на которой была изображена очень соблазнительно выглядящая девушка — полуобнаженная красотка. Когда через некоторое время вдверь вошел мой молодой ассистент Джеймс Полт, я тотчас же решил сделать его объектом внезапно при шедшего мне на ум экСперимей1а-:жспрЬмта.
Перетасовав фотографии произвольным образом, держа их над головой и показывая Джеймсу фото одно за другим по оче реди, я попросил его внимательно следить, не обнаружит ли он на них что-нибудь интересное, а сам стал внимательно на блюдать за поведением его зрачков. Когда я выставил своему ассистенту на обозрение седьмую по счету фотокарточку, то, еще точно не зная, что на ней изображено, я сразу же заме тил резко и внезапно расширившиеся зрачки глаз у моего мо лодого друга. Перевернув ее на другую сторону, я увидел, что на ней было изображение девушки. Именно с того времени мы с Дж. Полтом стали изучать соотношение эмоциональной и интеллектуальной деятельности и размеров'зрачков» (Хесс 1965, с. 46 и след.).
Хотя теоретически Дж. Полт мог прийти в возбуждение и от внезапно увиденной красотки, как становится ясным из дальнейшего повествования и прежде всего из задаваемых ас систентом вопросов, его расширившиеся зрачки свидетельство вали скорее не о вполне ожидаемой эмоциональной реакции на изображение, а о реакции скорее рациональной — мысли о неожиданности появления самой такой фотографии в ряду снимков природы и о желании поскорее узнать, что все это значит. Иными словами, Дж. Полта озадачило именно само поведение шефа, то есть возникший интерес со стороны асси стента, выражаемый расширившимися зрачками, был чисто познавательным.
Ниже я остановлюсь на трех показаггельных и стимулирую щих открытиях в пьюпилометрии и попробую взглянуть на не которые выводы и комментарии, сделанные ранее по поводу этих открытий, с несколько отличной от «общепринятых» точки зрения.
1. Группу американских студентов как-то спросили, стра дают ли они расовыми предрассудками. Ответ подавляющего большинства был, разумеется, «нет». Однако когда студентам показали фотографии целующихся чернокожей девушки и бе лого юноши, приблизительно у пятидесяти процентов людей зрачки заметно расширились. Этот факт, как утверждают не которые специалисты в области невербальной семиотики, по зволяет четко отделить, так сказать, мнимых либералов, заяв лявших до опыта, что они не расисты, от подлинных.
Эксперимент, однако, как я полагаю, ровным счетом ни чего не говорит о расизме отдельных людей. Испытуемые мог ли просто удивиться тому, что им показывают, причем по-раз- ному. В одном случае это могло быть удивление изображению к:ж необычному —ведь чпже п я многонациональной Америки
интимная связь между черным и белым не столь уж частое яв ление, а в другом случае —удивление повторяющемуся много раз действию, то есть, грубо говоря, показу одного и того же, и это уже удавление привычному. В последнем случае интерпре тация расширенных зрачков может быть такова: «зачем мне это, да еще столько раз, показывают, я и так знаю это, нет тут ничего нового —во многих университетах Америки сексуальные связи (любовь и т.п.) между студентами разных рас достаточно часты». Как первая, так и вторая интерпретация, различаю щиеся объектами и содержанием удивления, вполне соответ ствуют смыслу жеста расширенных зрачков: «удивлен некоторым
Ри хочу узнать о Р больше».
2.У людей голодных при упоминании о пище зрачки рез ко расширялись, а при выборе блюд степень расширения зрач ков имела устойчивую корреляцию с предпочтениями людей.
3.Эксперименты показали также, что зрачки расширяют ся не только от стимулов, заведомо доставляющих удовольствие человеку, но и от взгляда расширенных зрачков другого чело
века. В одном из элегантных опытов Э. Хесса (Хесс 1975, с. 3 и след.) группе испытуемых мужчин было показано два набора открыток с одинаковыми изображениями молодых красивых девушек, но открытки эти предварительно были подрету шированы: в одном их наборе зрачки у девушек были сознатель но значительно сужены, а в другом резко расширены. Ис пытуемых попросили внимательно рассмотреть карточки и рассказать по заранее составленной схеме-вопроснику о своих впечатлениях от увиденных лиц. Девушки с увеличенными зрач ками были охарактеризованы подавляющим большинством мужчин как привлекательные, нежные, красивые, женственные,
а девушки с уменьшенными зрачками — как тяжелые, злые, эгоистичные и холодные. Разброс мнений был невелик, но при этом никто из испытуемых не мог объяснить, почему он именно так описывает лицо женщины, а это является показателем того, что влияние на человека такого фактора, как увеличенные зрач ки глаз, является подсознательным. Однако самое интересное в этом эксперименте было то, что у испытуемых, которые счи тали хорошенькими женщин с расширенными зрачками, зрач ки глаз в ходе эксперимента тоже расширились.
Впрочем, сразу отмечу, что среди мужчин были и два-три таких, которые считали более привлекательными фотографии женщин с узкими зрачками глаз. В ходе последующего опро са оказалось, что у всех у них в жизни уже был неудачный опыт общения с женщинами, зрачки которых были расширенными по сравнению с нормой. Скорее всего, именно по этой при
чине женщины на фотографиях с узкими зрачками казались этим мужчинам менее опасными и более привлекательными.
В связи с проделанными экспериментами следует сказать, что стереотипное представление о красоте женщины с больши ми глазами и расширенными зрачками, хотя и весьма распро странено в разных культурах, прежде всего в европейской, присуще далеко не всем культурам. Это не универсальное, а культурно-специфичное отношение к красоте, и это обстоя тельство нельзя не учитывать при интерпретации полученных данных. В Европе, в частности в Италии и Испании, многие молодые женщины специально капают себе в глаза жидкий раствор красавки, или белладонны (по-итальянски bella donna означает «прекрасная дама <леди>»), расширяющий зрачки. Уменьшая освещенность комнаты во время вечеринки или сви дания, мы тоже видим перед собой более крупные и красивые глаза. В темноте зрачки глаз расширяются, и потому глаза кажутся большими и красивыми. Между тем, например, в Китае, такого устойчивого и стереотипного представления о красоте женских глаз нет, и китаянки в норме не расширяют себе зрачки подобным способом.
***
В настоящей главе были рассмотрены некоторые призна ки, свойства и функции языка глаз, ряд особенностей процесса семиотизации глаза и его частей, а также закрепленные за гла зами смыслы и средства их выражения в естественном языке. Кроме того, я попытался сформулировать отдельные правила глазного интерактивного поведения, свойственного людям ев ропейской культуры. За пределами исследования остался ана лиз многих социальных функций глаз и культурных концептов, связанных с глазами и зрением, таких как «видение», «пред ставляется», «кругозор», «присутствие», «горизонт», «види мость», «взор», «прозорливость», «фасад», «заслонить», «из нанка» и др. Не касался я и целого ряда вопросов, относящихся к некоторым культурным разновидностям глаз, например со знательно не был включен в книгу детальный разбор концеп тов «сглаза», «злого глаза», «доброго глаза», «закрытых глаз» и различных способов их вербального и невербального выраже ния в устных коммуникативных актах и письменных текстах. Здесь еще многое предстоит додумать и доделать.
Закончить главу мне хотелось бы хотя и несколько простран ными, но исключительно проницательными и красивыми фраг ментами из эссе «Человек и люди» замечательного испанского писателя, философа и мыслителя Ортеги-и-Гассета: