ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 966

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подтверждающих сказанное. Эти примеры иллюстрируют не­ которые особенности глазного поведения, связанные прежде всего с кинетической переменной пола, или, как их еше на­ зывают, гендерные свойства глазного поведения.

В целом ряде разнообразных по своему характеру и зада­ чам лабораторных экспериментов испытуемых просили выказы­ вать предпочтение одним участникам коммуникации над дру­ гими. В результате было обнаружено, что47:

(а) женщины больше смотрят на того, кто им больше нра­ вится;

(б) мужчины, хотя, обычно и не смотрят больше на того, кто им нравится, не смотрят меньше на того, кто им меньше Всех нравится;

(в) мужчины больше всего смотрят на «холодного» интер- вьюера-мужчину, то есть на того, кто мало говорит, мало смот­ рит на них, мало улыбается. Эго было убедительно доказано в тех экспериментах, в которых варьировалась эмоциональная теплота отношений к партнеру самого интервьюера;

(г) женщины больше смотрят на других женщин в дружес­ ких встреча*, а мужчины больше смотрят на мужчин в недру­ жеских контактах и диалогах. По всей видимости, в актах коммуникации с незнакомым мужчиной мужчины с самого начала начинают борьбу за коммуникативное первенство, бро­ сают вызов сами и принимают его со стороны другого. Это напоминает ситуацию, когда при первой встрече (а иногда и ряде последующих) мужчины, пожимая руку, используют силу рукопожатия для достижения «победы» над партнером. Кроме того, в борьбе за доминирующее положение мужчины широко применяют агрессивные позы: прямой корпус и напряженное тело, широко (Шире, чем обычно) расставленные ноги, сжа­ тые в кулак руки;

(д) в ситуации коммуникации с незнакомыми партнерша­ ми мужчины, как правило, считают более привлекательными тех женщин, которые на них больше смотрят, а женщины, напротив, часто считают, что незнакомые мужчины, которые на них смотрят не сводя глаз, ведут себя нахально и менее при­ влекательна. Правила русского глазного поведения говорят о том, что незнакомые мужчины и особенно женщины должны

47 К сожалению, подавляющее большинство из этих результатов было получено в Лабораторных, а не в реальных, «полевых* условиях. Остает­ ся надеяться, что будущие исследования глазного поведения людей в сстествеиных «тациях общения подтвердят если не все. то многие из при·

uo.mvKf* Фактой и т;тодоп.

соблюдать известную осторожность во взглядах: например, взгляды не должны быть продолжительными или частыми, навязчивыми, чтобы не допустить ненужной ей или ему бли­ зости. Действительно, долгие или частые взгляды друг на друга (совместные взгляды), которые при первой же встрече ловят мужчины и женщины, обычно интерпретируются как пригла­ шение к знакомству и установлению сексуального контакта;

(е) женщины, которым что-то нужно узнать или получить от другого лица, не важно, женщина это или мужчина, боль­ ше смотрят на партнера, стараются поймать его взгляд и при этом больше говорят по сравнению с теми женщинами, кото­ рым от собеседника или собеседницы ничего не нужно. Пове­ дение мужчин в такого рода контекстных условиях в точности противоположное.

Таким образом,

(ж) что касается разнополых пар, в которых впервые встре­ тившиеся люди понравились друг другу, то время совместных взглядов тут оказывается значительно большим, чем у пар, в которых люди остаются друг другу безразличны или сразу один другому не понравились;

(з) для пар, в которых люди хорошо относятся друг к дру­ гу, сумма взглядов больше тогда, когда они слушают, а для пар, где участники коммуникации относятся друг к другу пло­ хо, она больше, когда люди обмениваются репликами, при­ чем обычно негативного характера (Ноллер 1980). Здесь следует особо подчеркнуть, что содержание разговора, его общая на­ правленность и характер протекания являются весьма важны­ ми факторами, влияющими на интерактивное глазное поведе­ ние; см. об этом, например, в статье Элсуорф, Карлсмит 1968.

По-видимому, большей общей длительностью взглядов со стороны женщин можно объяснить и тот факт, что они обыч­ но лучше, чем мужчины, распознают и дешифруют эмоции по выражениям лиц. Соответствующие результаты были получе­ ны в экспериментальных условиях и опубликованы, в частно­ сти, в работах Холл 1984; Холл 1985.

Целый ряд закономерностей глазного поведения отличает здоровых людей от людей с различными нарушениями психи­ ки. Тщательный и разносторонний анализ патологии глазного поведения позволил выявить многие важные симптомы и диа­ гностические признаки психических отклонений. Так, уже давно установлено, что люди, находящиеся в состоянии явно выраженного невроза или депрессии, обычно смотрят вниз, под ноги. Психологи и психотерапевты говорят, что взгляд или взор у больного потупленный. Он отводит или опускает глаза и при


этом, добавим мы, неестественно низко опускает голову. Че­ ловек боится и избегает контакта глаз и во время беседы очень часто прикрывает глаза рукой (один из важных симптомов со­ стояния острой депрессии, на что обращено особое внимание в статье Экман, Фризен 1969).

***

Все закономерности н правила глазного (визуального) пове­ дем·«, которые были приведены выше, не являются универсаль­ ными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Аме­ рике детей специально учат опускать глаза в разговоре со стар­ шим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и по­ смотри на меня!». Анализируя невербальное, в частности ви­ зуальное и проксемное, поведение разных народов, О. Уот­ сон (Уотсон 1970) показал, что визуальное поведение латино­ американцев, арабов и жителей юга Европы (орамой взгляд в глаза или взгляд в лицо) отличается от визуального поведения жителей Азии (Индии и Пакистана) и севера Европы (избега­ ние, пропуск взгляда или использование периферического зре­ ния). О. Уотсон опросил 110 человек, представителей разных национальностей и культур, с одной лишь целью выяснить, как эти люди интерпретируют отклонения от принятых в их куль­ турах норм глазного поведения. Африканцы, азиаты и индий­ цы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают по­ добное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата. Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливос­ ти. Они заявляли интервьюеру, что люди, уклоняющиеся от прямых и общих взглядов, нечестные, неискренние или слиш­ ком робкие, чрезмерно стыдливые. Они же говорили, что у них не принято во время беседы быть в темных очках, это, как говорили они, очень раздражает. Индейцев навахо учат никогда не смотреть на собеседника, а говорят они при этом, по сви­ детельству наших американских студентов-информантов, очень тихо, так, что их еле слышно. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индейцев бороро и витого в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на дру­ га. Если же человек что-то рассказывает аудитории, он может


(и часто делает это) повернуться к людям спиной и даже вооб­ ще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, про­ должая свой рассказ (см. Аржиль, Кук 1976, с. 29). В то же время у многих народов Востока отсутствие контакта глаз во время диалога является серьезным нарушением этикетных норм.

В других культурах существуют еще более сложные прави­ ла глазного поведения людей в акте коммуникации. Так, со­ гласно данным этнографов, мужчины луо в Кении никогда не смотрят на тещ (!), см. Эванс-Притчард 1950, а в Сьерра-Ли­ оне люди менде верят, что умершие через какое-то время вновь появляются на земле, но уже в иной телесной оболочке (Ар­ жиль, Кук 1976, с. 31 — со ссылкой на устное сообщение П. Коллета). Распознать людей, облаченных в другую телесную форму, можно по их абсолютной неспособности смотреть в глаза человеку, «впервые живущему» на Земле. Понятно, что тут жители с известным подозрением относятся к тем, кто от них отворачивается в разговоре или кто на них вовсе не хочет смотреть. Напротив, в тех странах, где человеческие лица прикрыты вуалью или иной материей, глаза являются чуть ли не единственным источником передачи информации. Так, кочевники из племени туареги в Северной Африке, чьи лица спрятаны за материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза» с целью обменяться максимально возможным количе­ ством информации.

***

В Древнем Китае по типу глаз и глазных выражений клас­ сифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Сравнение при этом шло с глазами животных, которые каза­ лись людям имеющими сходство с человеческими глазами. В китайском физиогномическом списке, который мне любезно предоставили китаисты, насчитывается чуть менее 40 типов глаз. Вот лишь три из них:

(1)львиные глаза — большие, ореховидной формы, во взгляде ощущается сила. Человек с львиными глазами наделен такими качествами, как достоинство, горделивость, царствен­ ность, высоко развитое чувство справедливости, честность. Львиные глаза, согласно данному списку, принадлежат людям

сорганизаторскими или деловыми способностями, ими обла­ дают смелые и искусные военачальники;

(2)овечьи глаза — по форме узкие и длинные, с тремя сло­ ями кожных складок над верхними веками, радужная оболоч­ ка глаз маленькая. Овечьи глаза часто блестят. Их обладатели

считались склонными к меланхолии и печали, доводящей до саморазрушения;

(3) лошадиные глаза — почти треугольные по форме, глу­ боко посаженные. Считается, что такие глаза указывают на очень эмоционального человека, человека, часто попадающе­ го в неприятные ситуации, или на человека, склонного к тай­ ным любовным связям.

Многие камни-самоцветы, похожие на глаза животных, называют «глазами». Разные культуры и народы рассматрива­ ли их как знаки, то есть приписывали им разнообразные зна­ чения, превращая тем самым предметы в знаки. Так, кошачий (зеленого или желто-зеленого цвета), соколиный (голубоватый с оттенком серого) и тигровый (золотисто-коричневый) гла­ за, названные так по сходству с глазами соответствующих жи­ вотных, по восточным поверьям обладают магическими свой­ ствами и волшебной силой. Они относятся к камням-оберегам, поскольку предохраняют владельца от несчастных случаев и покушений. Считается, что обладатели этих камней редко бо­ леют или, во всяком случае, не подвергаются часто встречаю­ щимся на Востоке малярии, чесотке и проказе. Держать при себе эти камни полезно и всем, кто хочет предохранить себя от опрометчивых поступков и быть благоразумным, и всем, кому грозит опасность в предстоящем путешествии или пред­ приятии.

В Европе особенно ценился кошачий глаз. Его носили во Франции, Испании, Германии, но более всего популярен он был в Англии. Кошачий глаз относили к камням, оказываю­ щим благотворное влияние на личную жизнь человека, его счи­ тали талисманом, приносящим любовь и долголетие. На Вос­ токе, в частности в индийских храмах, до сих пор хранится множество изделий из глазковых кварцев, поскольку многие индусы верят, что эти камни способствуют расширению позна­ ния. Древние брахманы полагали, что кварц — это глаз Все­ ленной, что в нем сосредоточено все, что было или будет на Земле (о камнях как знаковых единицах см. Крейдлин, Кронгауз 1997, с. 229—242).

Мы видели, сколь велико число единиц, с помощью ко­ торых в русском языке передаются свойства и функции глаз. Есть свои «любимые глаза» и у больших писателей. Например, у В. Набокова, по моим наблюдениям и подсчетам, преобла­ дают улыбающиеся, ясные, умные глаза, а также усталые и не­ приятные глаза, даже неприятно-мохнатые, как у Людмилы в «Машеньке». А у В. Шекспира любимыми оказываются соблаз­ нительные, колдовские, коварные глаза, глаза, поражающие



насквозь, проницательные и злые. Яго, увлеченный Дездемо­ ной, говорит о ее чувственных, соблазнительных глазах, а в «Ромео и Джульетте» Меркуцио сетует на то, что Ромео пора­ жен черным глазом белой девки (stabbed with in white wench»s black eye). Лев Толстой, как известно, любил описывать мужчин в очках, наделяя их соответствующими очкам чертами характера (см. об этом выше).

Существуют художественные произведения, целиком посвя­ щенные глазам и типам глаз. В качестве примера могу назвать стихотворение английского поэта XVII века Эцдрю Марвелла «Глаза и слезы», в котором автор описывает разные типы глаз и слез (например, говоря о слезах Магдалины, он сравнивает их с цепями, оплетшими ступни Спасителя)41.

Не только различия в глазном поведении, но и аномалии глазного поведения представляют собой весьма важный объект изучения — хотя бы потому, что они являются, как правило, симптомами более серьезных физических и психических нару­ шений. Речь идет, в частности, о постоянно отсутствующем, или, как называют его врачи, депрессивном, взгляде, о блуж­ дающих и так называемых драматических взглядах, о чрезмер­ ном мигании. В порядке гипотезы могу высказать утверждение, что анализ семантики таких жестов и контекстов их употребле­ ния позволил бы сделать картину предполагаемого медицинс­ кого диагноза более ясной, а сам диагноз надежней; см. в этой связи интересную статью Ример 1955.

§ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ГЛАЗ И ГЛАЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ключевые слова: глаз, глазное поведение, кинема, жест, значе­ ние, функция, социальный, культурный, диалог, акт коммуникации, ритуал, злой глаз, сглаз, жест-оберег, часть глаза, зрачок, пьюпилометрия.

В ряде стран Латинской Америки в деревнях до сих пор соблюдается древний обычай и связанный с ним ритуал, ко­ торый называется paseo. Весной и летом каждое воскресенье неженатые мужчины и незамужние женщины выходят на де-

4КОб этом стихотворении Э. Марвелла высоко отзывался И. Бродс­ кий в своем '>ссе «Примечание к комментарию».

ревенскую площадь. Мужчины выстраиваются в одну шерен­ гу, женщины — в другую, напротив мужчин, после чего по сиг­ налу особого человека ряды начинают перемещаться один от­ носительно другого. Это челночное движение происходит под музыку, превращаясь в своеобразный ритуальный танец. Если мужчина задержит свой взгляд на какой-либо из женщин и в дальнейшем движении будет буквально поедать или пожирать ее глазами, то — в случае ответного взгляда со стороны женщи­ ны — через неделю во время нового тура paseo им разрешается обменяться несколькими словами и договориться о последую­ щих свиданиях. Обычно такие встречи оканчиваются свадьбой.

Особые правила употребления, социальная и коммуникатив­ ная функции глаз и глазного поведения проявляются не только

вконтексте подобных специальных ритуалов.

Вобычном повседневном диалоговом общении люди час­ то пользуются глазами для достижения своих целей. С помощью глаз, например, передаются такие разнообразные по своему

характеру устремления и цели, как установление контакта, приглашение присоединиться к розыгрышу некоего третьего человека, демонстрация сексуального желания, и другие. Осо­ бенно заметными становятся социальная и коммуникативная роль глаз, если обратиться к особенностям мужского и женс­ кого глазного поведения.

В русском языке тела имеются типично женские глазные жесты, направленные обычно на мужчину, такие как, напри­ мер, хлопать глазами (ресницами), стрелять глазами или пово­ дить (повести) глазами <некоторым особым способом>; ср. языковые выражения смотреть «в угол на нос на предмет»

или сделать глазами «89». С другой стороны, мужчинам свой­ ственно при встрече с женщиной более «решительное» глазное поведение: бывает, что они глазеют на нее, могут впериться в нее глазами или вперить в нее глаза (это просторечные языко­ вые выражения; ср., впрочем, Зрачков горячую угрюмость / / вперять в меня повремени: / / то смех любви, сверкнув, как юность, позолотил черты мои (Б. Ахмадулина. «Прохожий, маль­ чик, что ты?..»), сверлят или буравят ее глазами, поедают или

пожирают ее. Любопытно, что наша общественная мораль не очень-то осуждает мужчин за такое поведение, равно как час­ то прощает девушке известную манерность, когда та хлопает глазами. Напротив, манерное глазное поведение мужчины яв­ ляется неприемлемым и негативно оценивается социумом. Отрицательное заключение выносится и о «нахально-решитель­ ном» визуальном поведении женщины: пожирание глазами,