ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 966
Скачиваний: 2
подтверждающих сказанное. Эти примеры иллюстрируют не которые особенности глазного поведения, связанные прежде всего с кинетической переменной пола, или, как их еше на зывают, гендерные свойства глазного поведения.
В целом ряде разнообразных по своему характеру и зада чам лабораторных экспериментов испытуемых просили выказы вать предпочтение одним участникам коммуникации над дру гими. В результате было обнаружено, что47:
(а) женщины больше смотрят на того, кто им больше нра вится;
(б) мужчины, хотя, обычно и не смотрят больше на того, кто им нравится, не смотрят меньше на того, кто им меньше Всех нравится;
(в) мужчины больше всего смотрят на «холодного» интер- вьюера-мужчину, то есть на того, кто мало говорит, мало смот рит на них, мало улыбается. Эго было убедительно доказано в тех экспериментах, в которых варьировалась эмоциональная теплота отношений к партнеру самого интервьюера;
(г) женщины больше смотрят на других женщин в дружес ких встреча*, а мужчины больше смотрят на мужчин в недру жеских контактах и диалогах. По всей видимости, в актах коммуникации с незнакомым мужчиной мужчины с самого начала начинают борьбу за коммуникативное первенство, бро сают вызов сами и принимают его со стороны другого. Это напоминает ситуацию, когда при первой встрече (а иногда и ряде последующих) мужчины, пожимая руку, используют силу рукопожатия для достижения «победы» над партнером. Кроме того, в борьбе за доминирующее положение мужчины широко применяют агрессивные позы: прямой корпус и напряженное тело, широко (Шире, чем обычно) расставленные ноги, сжа тые в кулак руки;
(д) в ситуации коммуникации с незнакомыми партнерша ми мужчины, как правило, считают более привлекательными тех женщин, которые на них больше смотрят, а женщины, напротив, часто считают, что незнакомые мужчины, которые на них смотрят не сводя глаз, ведут себя нахально и менее при влекательна. Правила русского глазного поведения говорят о том, что незнакомые мужчины и особенно женщины должны
47 К сожалению, подавляющее большинство из этих результатов было получено в Лабораторных, а не в реальных, «полевых* условиях. Остает ся надеяться, что будущие исследования глазного поведения людей в сстествеиных «тациях общения подтвердят если не все. то многие из при·
uo.mvKf* Фактой и т;тодоп.
соблюдать известную осторожность во взглядах: например, взгляды не должны быть продолжительными или частыми, навязчивыми, чтобы не допустить ненужной ей или ему бли зости. Действительно, долгие или частые взгляды друг на друга (совместные взгляды), которые при первой же встрече ловят мужчины и женщины, обычно интерпретируются как пригла шение к знакомству и установлению сексуального контакта;
(е) женщины, которым что-то нужно узнать или получить от другого лица, не важно, женщина это или мужчина, боль ше смотрят на партнера, стараются поймать его взгляд и при этом больше говорят по сравнению с теми женщинами, кото рым от собеседника или собеседницы ничего не нужно. Пове дение мужчин в такого рода контекстных условиях в точности противоположное.
Таким образом,
(ж) что касается разнополых пар, в которых впервые встре тившиеся люди понравились друг другу, то время совместных взглядов тут оказывается значительно большим, чем у пар, в которых люди остаются друг другу безразличны или сразу один другому не понравились;
(з) для пар, в которых люди хорошо относятся друг к дру гу, сумма взглядов больше тогда, когда они слушают, а для пар, где участники коммуникации относятся друг к другу пло хо, она больше, когда люди обмениваются репликами, при чем обычно негативного характера (Ноллер 1980). Здесь следует особо подчеркнуть, что содержание разговора, его общая на правленность и характер протекания являются весьма важны ми факторами, влияющими на интерактивное глазное поведе ние; см. об этом, например, в статье Элсуорф, Карлсмит 1968.
По-видимому, большей общей длительностью взглядов со стороны женщин можно объяснить и тот факт, что они обыч но лучше, чем мужчины, распознают и дешифруют эмоции по выражениям лиц. Соответствующие результаты были получе ны в экспериментальных условиях и опубликованы, в частно сти, в работах Холл 1984; Холл 1985.
Целый ряд закономерностей глазного поведения отличает здоровых людей от людей с различными нарушениями психи ки. Тщательный и разносторонний анализ патологии глазного поведения позволил выявить многие важные симптомы и диа гностические признаки психических отклонений. Так, уже давно установлено, что люди, находящиеся в состоянии явно выраженного невроза или депрессии, обычно смотрят вниз, под ноги. Психологи и психотерапевты говорят, что взгляд или взор у больного потупленный. Он отводит или опускает глаза и при
этом, добавим мы, неестественно низко опускает голову. Че ловек боится и избегает контакта глаз и во время беседы очень часто прикрывает глаза рукой (один из важных симптомов со стояния острой депрессии, на что обращено особое внимание в статье Экман, Фризен 1969).
***
Все закономерности н правила глазного (визуального) пове дем·«, которые были приведены выше, не являются универсаль ными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Аме рике детей специально учат опускать глаза в разговоре со стар шим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и по смотри на меня!». Анализируя невербальное, в частности ви зуальное и проксемное, поведение разных народов, О. Уот сон (Уотсон 1970) показал, что визуальное поведение латино американцев, арабов и жителей юга Европы (орамой взгляд в глаза или взгляд в лицо) отличается от визуального поведения жителей Азии (Индии и Пакистана) и севера Европы (избега ние, пропуск взгляда или использование периферического зре ния). О. Уотсон опросил 110 человек, представителей разных национальностей и культур, с одной лишь целью выяснить, как эти люди интерпретируют отклонения от принятых в их куль турах норм глазного поведения. Африканцы, азиаты и индий цы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают по добное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата. Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливос ти. Они заявляли интервьюеру, что люди, уклоняющиеся от прямых и общих взглядов, нечестные, неискренние или слиш ком робкие, чрезмерно стыдливые. Они же говорили, что у них не принято во время беседы быть в темных очках, это, как говорили они, очень раздражает. Индейцев навахо учат никогда не смотреть на собеседника, а говорят они при этом, по сви детельству наших американских студентов-информантов, очень тихо, так, что их еле слышно. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индейцев бороро и витого в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на дру га. Если же человек что-то рассказывает аудитории, он может
(и часто делает это) повернуться к людям спиной и даже вооб ще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, про должая свой рассказ (см. Аржиль, Кук 1976, с. 29). В то же время у многих народов Востока отсутствие контакта глаз во время диалога является серьезным нарушением этикетных норм.
В других культурах существуют еще более сложные прави ла глазного поведения людей в акте коммуникации. Так, со гласно данным этнографов, мужчины луо в Кении никогда не смотрят на тещ (!), см. Эванс-Притчард 1950, а в Сьерра-Ли оне люди менде верят, что умершие через какое-то время вновь появляются на земле, но уже в иной телесной оболочке (Ар жиль, Кук 1976, с. 31 — со ссылкой на устное сообщение П. Коллета). Распознать людей, облаченных в другую телесную форму, можно по их абсолютной неспособности смотреть в глаза человеку, «впервые живущему» на Земле. Понятно, что тут жители с известным подозрением относятся к тем, кто от них отворачивается в разговоре или кто на них вовсе не хочет смотреть. Напротив, в тех странах, где человеческие лица прикрыты вуалью или иной материей, глаза являются чуть ли не единственным источником передачи информации. Так, кочевники из племени туареги в Северной Африке, чьи лица спрятаны за материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза» с целью обменяться максимально возможным количе ством информации.
***
В Древнем Китае по типу глаз и глазных выражений клас сифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Сравнение при этом шло с глазами животных, которые каза лись людям имеющими сходство с человеческими глазами. В китайском физиогномическом списке, который мне любезно предоставили китаисты, насчитывается чуть менее 40 типов глаз. Вот лишь три из них:
(1)львиные глаза — большие, ореховидной формы, во взгляде ощущается сила. Человек с львиными глазами наделен такими качествами, как достоинство, горделивость, царствен ность, высоко развитое чувство справедливости, честность. Львиные глаза, согласно данному списку, принадлежат людям
сорганизаторскими или деловыми способностями, ими обла дают смелые и искусные военачальники;
(2)овечьи глаза — по форме узкие и длинные, с тремя сло ями кожных складок над верхними веками, радужная оболоч ка глаз маленькая. Овечьи глаза часто блестят. Их обладатели
считались склонными к меланхолии и печали, доводящей до саморазрушения;
(3) лошадиные глаза — почти треугольные по форме, глу боко посаженные. Считается, что такие глаза указывают на очень эмоционального человека, человека, часто попадающе го в неприятные ситуации, или на человека, склонного к тай ным любовным связям.
Многие камни-самоцветы, похожие на глаза животных, называют «глазами». Разные культуры и народы рассматрива ли их как знаки, то есть приписывали им разнообразные зна чения, превращая тем самым предметы в знаки. Так, кошачий (зеленого или желто-зеленого цвета), соколиный (голубоватый с оттенком серого) и тигровый (золотисто-коричневый) гла за, названные так по сходству с глазами соответствующих жи вотных, по восточным поверьям обладают магическими свой ствами и волшебной силой. Они относятся к камням-оберегам, поскольку предохраняют владельца от несчастных случаев и покушений. Считается, что обладатели этих камней редко бо леют или, во всяком случае, не подвергаются часто встречаю щимся на Востоке малярии, чесотке и проказе. Держать при себе эти камни полезно и всем, кто хочет предохранить себя от опрометчивых поступков и быть благоразумным, и всем, кому грозит опасность в предстоящем путешествии или пред приятии.
В Европе особенно ценился кошачий глаз. Его носили во Франции, Испании, Германии, но более всего популярен он был в Англии. Кошачий глаз относили к камням, оказываю щим благотворное влияние на личную жизнь человека, его счи тали талисманом, приносящим любовь и долголетие. На Вос токе, в частности в индийских храмах, до сих пор хранится множество изделий из глазковых кварцев, поскольку многие индусы верят, что эти камни способствуют расширению позна ния. Древние брахманы полагали, что кварц — это глаз Все ленной, что в нем сосредоточено все, что было или будет на Земле (о камнях как знаковых единицах см. Крейдлин, Кронгауз 1997, с. 229—242).
Мы видели, сколь велико число единиц, с помощью ко торых в русском языке передаются свойства и функции глаз. Есть свои «любимые глаза» и у больших писателей. Например, у В. Набокова, по моим наблюдениям и подсчетам, преобла дают улыбающиеся, ясные, умные глаза, а также усталые и не приятные глаза, даже неприятно-мохнатые, как у Людмилы в «Машеньке». А у В. Шекспира любимыми оказываются соблаз нительные, колдовские, коварные глаза, глаза, поражающие
насквозь, проницательные и злые. Яго, увлеченный Дездемо ной, говорит о ее чувственных, соблазнительных глазах, а в «Ромео и Джульетте» Меркуцио сетует на то, что Ромео пора жен черным глазом белой девки (stabbed with in white wench»s black eye). Лев Толстой, как известно, любил описывать мужчин в очках, наделяя их соответствующими очкам чертами характера (см. об этом выше).
Существуют художественные произведения, целиком посвя щенные глазам и типам глаз. В качестве примера могу назвать стихотворение английского поэта XVII века Эцдрю Марвелла «Глаза и слезы», в котором автор описывает разные типы глаз и слез (например, говоря о слезах Магдалины, он сравнивает их с цепями, оплетшими ступни Спасителя)41.
Не только различия в глазном поведении, но и аномалии глазного поведения представляют собой весьма важный объект изучения — хотя бы потому, что они являются, как правило, симптомами более серьезных физических и психических нару шений. Речь идет, в частности, о постоянно отсутствующем, или, как называют его врачи, депрессивном, взгляде, о блуж дающих и так называемых драматических взглядах, о чрезмер ном мигании. В порядке гипотезы могу высказать утверждение, что анализ семантики таких жестов и контекстов их употребле ния позволил бы сделать картину предполагаемого медицинс кого диагноза более ясной, а сам диагноз надежней; см. в этой связи интересную статью Ример 1955.
§ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ГЛАЗ И ГЛАЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ключевые слова: глаз, глазное поведение, кинема, жест, значе ние, функция, социальный, культурный, диалог, акт коммуникации, ритуал, злой глаз, сглаз, жест-оберег, часть глаза, зрачок, пьюпилометрия.
В ряде стран Латинской Америки в деревнях до сих пор соблюдается древний обычай и связанный с ним ритуал, ко торый называется paseo. Весной и летом каждое воскресенье неженатые мужчины и незамужние женщины выходят на де-
4КОб этом стихотворении Э. Марвелла высоко отзывался И. Бродс кий в своем '>ссе «Примечание к комментарию».
ревенскую площадь. Мужчины выстраиваются в одну шерен гу, женщины — в другую, напротив мужчин, после чего по сиг налу особого человека ряды начинают перемещаться один от носительно другого. Это челночное движение происходит под музыку, превращаясь в своеобразный ритуальный танец. Если мужчина задержит свой взгляд на какой-либо из женщин и в дальнейшем движении будет буквально поедать или пожирать ее глазами, то — в случае ответного взгляда со стороны женщи ны — через неделю во время нового тура paseo им разрешается обменяться несколькими словами и договориться о последую щих свиданиях. Обычно такие встречи оканчиваются свадьбой.
Особые правила употребления, социальная и коммуникатив ная функции глаз и глазного поведения проявляются не только
вконтексте подобных специальных ритуалов.
Вобычном повседневном диалоговом общении люди час то пользуются глазами для достижения своих целей. С помощью глаз, например, передаются такие разнообразные по своему
характеру устремления и цели, как установление контакта, приглашение присоединиться к розыгрышу некоего третьего человека, демонстрация сексуального желания, и другие. Осо бенно заметными становятся социальная и коммуникативная роль глаз, если обратиться к особенностям мужского и женс кого глазного поведения.
В русском языке тела имеются типично женские глазные жесты, направленные обычно на мужчину, такие как, напри мер, хлопать глазами (ресницами), стрелять глазами или пово дить (повести) глазами <некоторым особым способом>; ср. языковые выражения смотреть «в угол — на нос — на предмет»
или сделать глазами «89». С другой стороны, мужчинам свой ственно при встрече с женщиной более «решительное» глазное поведение: бывает, что они глазеют на нее, могут впериться в нее глазами или вперить в нее глаза (это просторечные языко вые выражения; ср., впрочем, Зрачков горячую угрюмость / / вперять в меня повремени: / / то смех любви, сверкнув, как юность, позолотил черты мои (Б. Ахмадулина. «Прохожий, маль чик, что ты?..»), сверлят или буравят ее глазами, поедают или
пожирают ее. Любопытно, что наша общественная мораль не очень-то осуждает мужчин за такое поведение, равно как час то прощает девушке известную манерность, когда та хлопает глазами. Напротив, манерное глазное поведение мужчины яв ляется неприемлемым и негативно оценивается социумом. Отрицательное заключение выносится и о «нахально-решитель ном» визуальном поведении женщины: пожирание глазами,