ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 965

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слишком настойчивое стремление женщины взглядами привлечь мужчину тоже осуждается обществом.

В своих знаменитых исследованиях сновидений 3. Фрейд описывал и анализировал поведение глаз у спящих людей, и в частности, движение зрачков во время сна. Он считал само такое движение и некоторые его параметры важными показа­ телями сексуальной активности и сексуальных устремлений. Если исходить из того, что, как уже давно установлено, глаз­ ное поведение людей действительно во многих случаях являет­ ся отражением сексуального влечения и сексуальной притяга­ тельности, то становится понятным, почему, например, быстрое закрывание и открывание глаз, то есть мимическая кинема со значением «да», или жест подмигивание являются важными ком­ понентами тайной любовной игры или флирта. Как поется в одном старинном русском романсе: Ваши губы шептали мне «нет», а глаза говорили «да».

Рассмотрим еще примеры глазного поведения. Когда чело­ век щурится, он уменьшает открытую область глаз, что дает ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или чело­ веке. Раскрытые глаза, как мы уже видели, передают не смысл «увидеть больше», как считают многие специалисты в области окулесики, а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста — сощуриться и <широко> раскрытые глаза — имеют очевидные социальные и дискурсив­ ные функции.

Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собствен­ но жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только закрывает глаза, но и прекращает всякую жестикуляцию вообще; подмигивание обыч­ но сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.

В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения в зави­ симости от глазного поведения партнера. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени проч­ ности обратной связи, то есть что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состо­ яние партнера, его отношение к говорящему, и в зависимос­ ти от этого менять свое собственное поведение и пр. Исследо­ вания разных ученых показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участ­ ники имеют возможность следить за поведением глаз друг дру­ га (см., например. Аржиль, Кенлон 1967; Битти, Катлер и


Пирсон 1981; Д’Одорико, Кассиба и Салерни 1997). С помо­ щью глаз говорящий может вполне осознанно управлять рече­ вым поведением адресата, и это при том, что он, во-первых, смотрит на адресата в общем случае меньше времени, чем ад­ ресат на него (Кендон 1967; Филипс 1976; Экслайн 1963), а вовторых, время каждого из взглядов говорящего в среднем тоже меньше, чем у его партнера (см. Кендон 1967, с. 37; Филипс 1976, с. 84 и след.). Говорящий волен ускорять или замедлять процесс коммуникации, направлять внимание собеседника на какие-то моменты в самом сообщении и в его контексте, по­ могать адресату соотнести употребленные в тексте вербальные и невербальные знаки; кроме того, он способен взглядами включать или удалять адресата из сферы своего внимания, де­ лая общение более или менее кооперативным, увеличивать или уменьшать степень вовлеченности партнера в диалог. Так, А. Кендон обнаружил, в частности, что если в конце своего высказывания, которое вынуждает собеседника к ответной ре­ чевой или поведенческой реплике, человек не смотрит на парт­ нера, то соответствующая реакция со стороны последнего всегда бывает более замедленная, чем обычная, наступающая после финального взгляда говорящего (Кендон 1967). Причина это­ го понятна — взгляд на партнера в конце высказывания не толь­ ко является невербальным маркером конца сообщения, но и служит дополнительным сигналом, синхронизирующим диа­ лог. Ведь такое поведение показывает адресату, что от него ожидается непосредственная и быстрая реакция на полученную информацию.

***

Глаза и взгляды могут ласкать (ср. сочетание ласковый взгляд), а могут убивать, глаз может быть добрым, а может быть злым. Культурные функции глаз, как и социальные или дискур­ сивные, чрезвычайно разнообразны.

В пещерах Древнего Египта найдены настенные рисунки людей, датируемые примерно третьим тысячелетием до н.э. На этих рисунках глаза поражают всех непривычной выпуклостью и величиной. Дело в том, что древнеегипетская культура была особенно чувствительна к глазам людей, поскольку по представ­ лениям древних египтян глаза имеют космическое происхож­ дение: они являются символом Солнца. Кстати, этот симво­ лизм очень красиво передан В. Шекспиром в его 33-м сонете: «Я наблюдал, как солнечный восход Ласкает горы взором бла­ госклонным» («Full many a glorious morning have I seen Flatter the mountain-tops will sovereign eye»).


Для древних египтян большие глаза были носителями вер­ ховной власти, но скорее в страшном, чем в добром смысле; вспомним также страшные глаза совы, глаза трех собак в сказ­ ке Х.К. Андерсена «Огниво», глаза дракона. С большими страшными глазами египтяне связывали огонь и ослепляющий свет, а те в свою очередь ассоциировались либо с сильными эмоциями, то есть с эмоциями столь же большой силы, либо с крайне неприятными ситуациями, ведущими к разрушени­ ям и потерям (с яростью, гневом; с опасностью, бедой, смер­ тью и т.п.). Эти ассоциации, видимо, породили новый сим­ волический знак — яростную кобру, лежащую на теле Высшего Бога и обвитую вокруг его бровей и глаз; она защищает Выс­ шего Бога от врагов.

Культурная охранная функция глаз вполне хорошо извест­ на и описана. Достаточно сказать, что сотни амулетов, то есть «небольших по размерам предметов, которые носят с собой или хранят дома люди, считающие, что эти предметы предохраня­ ют их или близких им людей от возможных болезней, несчас­ тий и другого большого зла, причиняемого им», имеют фор­ му глаза. Так, Солнце, будучи глазом Бога, дает свет всем людям на Земле, оно сверху наблюдает за поведением людей, охраняет их и помогает им в жизни. Глаз Бога — это добрый глаз, он несет людям мир и счастье.

Однако у глаза есть еще одна очень важная культурная фун­ кция — его многие народы считают отверстием, через которое душа попадает в тело человека и покидает его. Этим путем в тело человека способны проникать также добрые и злые духи, ко­ торые, в свою очередь, выходя через глаза, оседали на всем, на что человек ни посмотрит. Так, вероятно, появились вы­ ражения сила взгляда, обозначающее «ресурсы, которыми об­ лапает взгляд для достижения каких-то целей», а также добрый

и злой взгляд.

Известно, что ученые раввины в Древнем Израиле часто спорили о том, какого человека следует считать достойным уважения, а какого порочным, какие черты человеческого ха­ рактера являются лучшими, какие худшими. Один из самых достопочтенных раввинов Элизиер (I век н.э.), например, счи­ тал самым плохим человеком того, у кого злой глаз, и с этим мнением трудно спорить. Как следует относиться к человеку, имеющему злой глаз, лучше всего говорит известная древне­ еврейская пословица: «Лучше уничтожить половину его злого глаза, чем съесть половину его хлеба». Лингвист и культуро­ лог Дж. Робертс из университета г. Питтсбурга (США), изу­ чив 186 культур современного мира, в 67 обнаружил существо­


вание особых верований и ритуалов, относящихся к понятию злого, дурного, или черного, глаза. Особенно распростране­ на вера в злой глаз в Европе, Америке, в странах Северной и Восточной Африки, Индии и Иране, и почти не встречается она у народов Кореи, Монголии, Тибета, Японии. В Эфио­ пии полагают, что злым глазом обладают люди только опреде­ ленных сословий, а в Индии —что злым глазом может обладать любой человек любого социального статуса и даже животное. Любопытно, что, как отмечается в книге Дэвис 1973, с. 65, «невинным обладателем злого глаза был римский папа Пий IX, избранный в 1846 году. Его благословение, как считали мно­ гие, приводит к абсолютно фатальным, роковым послед­ ствиям». В Малороссии свойство «быть алым» приписывали глазам разного необычного строения, например глубоко поса­ женным или сильно раскосым. Цвет глаз тоже может иметь значение: в России и в Северной Европе, например, не люби­ ли редких черных глаз, а на юге Италии алые глаза — это голу­ бые, тоже достаточно редкие по цвету.

Ревность, ненависть, презрение, алчность, озлоблен­ ность, даже удивление или преувеличенное восхваление — все эти чувства и их невербальные манифестации так или иначе связаны с завистью, и все они могут сопровождаться взглядом, идущим от алого глаза. По сути дела, английское envy являет­ ся сращением и редукцией латинских слов videre «смотреть» и in «напротив, против». Фактически тот же корень имеется и в русских словах зависть и ненависть, и в английском invidious «вызывающий ненависть, вызывающий враждебное чувство».

Замечание. Существует один любопытный исторический анекдот о зависти и глазах, выражающих это чувство. Рассказывают, что както раз Александр Македонский, возвращаясь после одного из походов домой, наткнулся на волшебный ручей, берущий начало у самых во­ рот рая. Александр пошел вдоль ручья, дошел до его истока, но от­ крыть ворота не смог. Когда он повернулся, чтобы идти назад, то увидел катящийся навстречу ему человеческий глаз. Полководец по­ просил мудрецов объяснить ему значение этого знака, и в ответ на просьбу мудрецы сделали следующее: взяв весы, они положили на одну чашку весов глаз, а на другую золото, серебро и драгоценности. И глаз перевесил! Мудрецы сказали Александру, что даже если он поло­ жит на чашку весов все богатство мира, то и тогда человеческий глаз перевесит. Александр не поверил их словам. Тогда мудрецы сняли с весов все драгоценности и золото и положили вместо них небольшую, почти ничего не весящую, горсть пыли. И горсть пыли перевесила глаз! Как свидетельствует эта красивая легенда. Александр понял смысл их


действий: пока человек живет и может смотреть глазами на мир, его постоянно терзают зависть и обуревают желания, и только смерть, превращая человека в прах, лишает паза их завистливой силы.

Зависть — вещь крайне коварная и опасная. Не случайно в некоторых культурах, например в греческой, отдельные, на первый взгляд явно позитивные, речевые акты, такие как по­ хвала или комплимент, обычно рассматриваются как аюы угро­ зы. Ведь по представлениям греков комплименты и похвалы прячут в себе зависть к другому человеку, обладающему каки­ ми-то качествами или предметами, которыми не обладает го­ ворящий.

Иногда несчастья, болезни и смерть людей или домашних животных относили на счет тех, кто ими часто восхищался. В подобных случаях обычно говорят, что человека или животное сглазили. А чтобы предохранить, например, ребенка от сгла­ за, на его тело, а также на связанные с телом предметы — колыбель, кроватку, коляску и др. — вешались специальные украшения, камни или какие-то другие предметы-амулеты. Есть множество способов уберечься от злого глаза или отвести, отвратить от себя дурной глаз. В русской культуре наиболее известны вербальные способы — например, произнесение слов чур меня, символические (языковые) плевки — слова тьфу- тьфу-тьфу, произнесенные трижды, а также советы типа плюнь три раза через левое плечо (о плевках как символических актах см. Шмелев 1999) и целый ряд невербальных жестовых средств, в частности жесты-оберег·.

Самым известным из жестов-оберегов, который имеется в том или ином виде во многих культурах, является сплёвышипе. По всей вероятности (данным замечанием автор обязан этоло­ гу и антропологу М. Бутовской), происхождение этого жеста связано с миром животных и с гигиеническим действием слю­ ны: животные часто облизывают своих детенышей, и первобыт­ ные женщины, как предполагают многие биологи и этологи, тоже, видимо, облизывали своих детей, очищая их (во всех смыслах этого слова). Интересно, что в одном из томов «Ес­ тественной истории» Плиния Старшего слюна упоминается среди основных средств, предохраняющих человека от укусов пресмыкающихся, прежде всего змей, от болезней и от злых чар дурных людей. Плиний дает, в частности, такой совет: если кто-нибудь посмотрит на вашего спящего ребенка, мамка дол­ жна трижды сплюнуть, даже если на ребенке имеется амулет.

Еше одним очень распространенным жестом-оберегом яв­ ляется кинема «кулак с вытянутыми вверх или вперед указатель­