ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 965
Скачиваний: 2
слишком настойчивое стремление женщины взглядами привлечь мужчину тоже осуждается обществом.
В своих знаменитых исследованиях сновидений 3. Фрейд описывал и анализировал поведение глаз у спящих людей, и в частности, движение зрачков во время сна. Он считал само такое движение и некоторые его параметры важными показа телями сексуальной активности и сексуальных устремлений. Если исходить из того, что, как уже давно установлено, глаз ное поведение людей действительно во многих случаях являет ся отражением сексуального влечения и сексуальной притяга тельности, то становится понятным, почему, например, быстрое закрывание и открывание глаз, то есть мимическая кинема со значением «да», или жест подмигивание являются важными ком понентами тайной любовной игры или флирта. Как поется в одном старинном русском романсе: Ваши губы шептали мне «нет», а глаза говорили «да».
Рассмотрим еще примеры глазного поведения. Когда чело век щурится, он уменьшает открытую область глаз, что дает ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или чело веке. Раскрытые глаза, как мы уже видели, передают не смысл «увидеть больше», как считают многие специалисты в области окулесики, а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста — сощуриться и <широко> раскрытые глаза — имеют очевидные социальные и дискурсив ные функции.
Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собствен но жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только закрывает глаза, но и прекращает всякую жестикуляцию вообще; подмигивание обыч но сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.
В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения в зави симости от глазного поведения партнера. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени проч ности обратной связи, то есть что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состо яние партнера, его отношение к говорящему, и в зависимос ти от этого менять свое собственное поведение и пр. Исследо вания разных ученых показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участ ники имеют возможность следить за поведением глаз друг дру га (см., например. Аржиль, Кенлон 1967; Битти, Катлер и
Пирсон 1981; Д’Одорико, Кассиба и Салерни 1997). С помо щью глаз говорящий может вполне осознанно управлять рече вым поведением адресата, и это при том, что он, во-первых, смотрит на адресата в общем случае меньше времени, чем ад ресат на него (Кендон 1967; Филипс 1976; Экслайн 1963), а вовторых, время каждого из взглядов говорящего в среднем тоже меньше, чем у его партнера (см. Кендон 1967, с. 37; Филипс 1976, с. 84 и след.). Говорящий волен ускорять или замедлять процесс коммуникации, направлять внимание собеседника на какие-то моменты в самом сообщении и в его контексте, по могать адресату соотнести употребленные в тексте вербальные и невербальные знаки; кроме того, он способен взглядами включать или удалять адресата из сферы своего внимания, де лая общение более или менее кооперативным, увеличивать или уменьшать степень вовлеченности партнера в диалог. Так, А. Кендон обнаружил, в частности, что если в конце своего высказывания, которое вынуждает собеседника к ответной ре чевой или поведенческой реплике, человек не смотрит на парт нера, то соответствующая реакция со стороны последнего всегда бывает более замедленная, чем обычная, наступающая после финального взгляда говорящего (Кендон 1967). Причина это го понятна — взгляд на партнера в конце высказывания не толь ко является невербальным маркером конца сообщения, но и служит дополнительным сигналом, синхронизирующим диа лог. Ведь такое поведение показывает адресату, что от него ожидается непосредственная и быстрая реакция на полученную информацию.
***
Глаза и взгляды могут ласкать (ср. сочетание ласковый взгляд), а могут убивать, глаз может быть добрым, а может быть злым. Культурные функции глаз, как и социальные или дискур сивные, чрезвычайно разнообразны.
В пещерах Древнего Египта найдены настенные рисунки людей, датируемые примерно третьим тысячелетием до н.э. На этих рисунках глаза поражают всех непривычной выпуклостью и величиной. Дело в том, что древнеегипетская культура была особенно чувствительна к глазам людей, поскольку по представ лениям древних египтян глаза имеют космическое происхож дение: они являются символом Солнца. Кстати, этот симво лизм очень красиво передан В. Шекспиром в его 33-м сонете: «Я наблюдал, как солнечный восход Ласкает горы взором бла госклонным» («Full many a glorious morning have I seen Flatter the mountain-tops will sovereign eye»).
Для древних египтян большие глаза были носителями вер ховной власти, но скорее в страшном, чем в добром смысле; вспомним также страшные глаза совы, глаза трех собак в сказ ке Х.К. Андерсена «Огниво», глаза дракона. С большими страшными глазами египтяне связывали огонь и ослепляющий свет, а те в свою очередь ассоциировались либо с сильными эмоциями, то есть с эмоциями столь же большой силы, либо с крайне неприятными ситуациями, ведущими к разрушени ям и потерям (с яростью, гневом; с опасностью, бедой, смер тью и т.п.). Эти ассоциации, видимо, породили новый сим волический знак — яростную кобру, лежащую на теле Высшего Бога и обвитую вокруг его бровей и глаз; она защищает Выс шего Бога от врагов.
Культурная охранная функция глаз вполне хорошо извест на и описана. Достаточно сказать, что сотни амулетов, то есть «небольших по размерам предметов, которые носят с собой или хранят дома люди, считающие, что эти предметы предохраня ют их или близких им людей от возможных болезней, несчас тий и другого большого зла, причиняемого им», имеют фор му глаза. Так, Солнце, будучи глазом Бога, дает свет всем людям на Земле, оно сверху наблюдает за поведением людей, охраняет их и помогает им в жизни. Глаз Бога — это добрый глаз, он несет людям мир и счастье.
Однако у глаза есть еще одна очень важная культурная фун кция — его многие народы считают отверстием, через которое душа попадает в тело человека и покидает его. Этим путем в тело человека способны проникать также добрые и злые духи, ко торые, в свою очередь, выходя через глаза, оседали на всем, на что человек ни посмотрит. Так, вероятно, появились вы ражения сила взгляда, обозначающее «ресурсы, которыми об лапает взгляд для достижения каких-то целей», а также добрый
и злой взгляд.
Известно, что ученые раввины в Древнем Израиле часто спорили о том, какого человека следует считать достойным уважения, а какого порочным, какие черты человеческого ха рактера являются лучшими, какие худшими. Один из самых достопочтенных раввинов Элизиер (I век н.э.), например, счи тал самым плохим человеком того, у кого злой глаз, и с этим мнением трудно спорить. Как следует относиться к человеку, имеющему злой глаз, лучше всего говорит известная древне еврейская пословица: «Лучше уничтожить половину его злого глаза, чем съесть половину его хлеба». Лингвист и культуро лог Дж. Робертс из университета г. Питтсбурга (США), изу чив 186 культур современного мира, в 67 обнаружил существо
вание особых верований и ритуалов, относящихся к понятию злого, дурного, или черного, глаза. Особенно распростране на вера в злой глаз в Европе, Америке, в странах Северной и Восточной Африки, Индии и Иране, и почти не встречается она у народов Кореи, Монголии, Тибета, Японии. В Эфио пии полагают, что злым глазом обладают люди только опреде ленных сословий, а в Индии —что злым глазом может обладать любой человек любого социального статуса и даже животное. Любопытно, что, как отмечается в книге Дэвис 1973, с. 65, «невинным обладателем злого глаза был римский папа Пий IX, избранный в 1846 году. Его благословение, как считали мно гие, приводит к абсолютно фатальным, роковым послед ствиям». В Малороссии свойство «быть алым» приписывали глазам разного необычного строения, например глубоко поса женным или сильно раскосым. Цвет глаз тоже может иметь значение: в России и в Северной Европе, например, не люби ли редких черных глаз, а на юге Италии алые глаза — это голу бые, тоже достаточно редкие по цвету.
Ревность, ненависть, презрение, алчность, озлоблен ность, даже удивление или преувеличенное восхваление — все эти чувства и их невербальные манифестации так или иначе связаны с завистью, и все они могут сопровождаться взглядом, идущим от алого глаза. По сути дела, английское envy являет ся сращением и редукцией латинских слов videre «смотреть» и in «напротив, против». Фактически тот же корень имеется и в русских словах зависть и ненависть, и в английском invidious «вызывающий ненависть, вызывающий враждебное чувство».
Замечание. Существует один любопытный исторический анекдот о зависти и глазах, выражающих это чувство. Рассказывают, что както раз Александр Македонский, возвращаясь после одного из походов домой, наткнулся на волшебный ручей, берущий начало у самых во рот рая. Александр пошел вдоль ручья, дошел до его истока, но от крыть ворота не смог. Когда он повернулся, чтобы идти назад, то увидел катящийся навстречу ему человеческий глаз. Полководец по просил мудрецов объяснить ему значение этого знака, и в ответ на просьбу мудрецы сделали следующее: взяв весы, они положили на одну чашку весов глаз, а на другую золото, серебро и драгоценности. И глаз перевесил! Мудрецы сказали Александру, что даже если он поло жит на чашку весов все богатство мира, то и тогда человеческий глаз перевесит. Александр не поверил их словам. Тогда мудрецы сняли с весов все драгоценности и золото и положили вместо них небольшую, почти ничего не весящую, горсть пыли. И горсть пыли перевесила глаз! Как свидетельствует эта красивая легенда. Александр понял смысл их
действий: пока человек живет и может смотреть глазами на мир, его постоянно терзают зависть и обуревают желания, и только смерть, превращая человека в прах, лишает паза их завистливой силы.
Зависть — вещь крайне коварная и опасная. Не случайно в некоторых культурах, например в греческой, отдельные, на первый взгляд явно позитивные, речевые акты, такие как по хвала или комплимент, обычно рассматриваются как аюы угро зы. Ведь по представлениям греков комплименты и похвалы прячут в себе зависть к другому человеку, обладающему каки ми-то качествами или предметами, которыми не обладает го ворящий.
Иногда несчастья, болезни и смерть людей или домашних животных относили на счет тех, кто ими часто восхищался. В подобных случаях обычно говорят, что человека или животное сглазили. А чтобы предохранить, например, ребенка от сгла за, на его тело, а также на связанные с телом предметы — колыбель, кроватку, коляску и др. — вешались специальные украшения, камни или какие-то другие предметы-амулеты. Есть множество способов уберечься от злого глаза или отвести, отвратить от себя дурной глаз. В русской культуре наиболее известны вербальные способы — например, произнесение слов чур меня, символические (языковые) плевки — слова тьфу- тьфу-тьфу, произнесенные трижды, а также советы типа плюнь три раза через левое плечо (о плевках как символических актах см. Шмелев 1999) и целый ряд невербальных жестовых средств, в частности жесты-оберег·.
Самым известным из жестов-оберегов, который имеется в том или ином виде во многих культурах, является сплёвышипе. По всей вероятности (данным замечанием автор обязан этоло гу и антропологу М. Бутовской), происхождение этого жеста связано с миром животных и с гигиеническим действием слю ны: животные часто облизывают своих детенышей, и первобыт ные женщины, как предполагают многие биологи и этологи, тоже, видимо, облизывали своих детей, очищая их (во всех смыслах этого слова). Интересно, что в одном из томов «Ес тественной истории» Плиния Старшего слюна упоминается среди основных средств, предохраняющих человека от укусов пресмыкающихся, прежде всего змей, от болезней и от злых чар дурных людей. Плиний дает, в частности, такой совет: если кто-нибудь посмотрит на вашего спящего ребенка, мамка дол жна трижды сплюнуть, даже если на ребенке имеется амулет.
Еше одним очень распространенным жестом-оберегом яв ляется кинема «кулак с вытянутыми вверх или вперед указатель