ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 963

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Окружность — это часть мира, которая в данный момент ограничивает мой кругозор. Стало быть, это присутствующая часть мира... Все присутствующее являет только лик, фасад; остальное лишь соприсутствует. Мы наблюдаем лицо, а не изнанку вещей. Окружение — это явный или полускрытый мир, лежащий вокруг. Но мир по ту сторону горизонта на кажаый данный момент содержит бесконечное множество скры­ тых вещей.

Горизонт — это граница мира между явной и скрытой час­ тями мира. Зримое, явное — всем понятная форма присут­ ствия. Со времени древних греков все термины актов позна­ ния происходят, как правило, от слов, выражающих идею видения. Греческое слово “идея” обозначает вид, который при­ нимает та или иная вещь. Это ее аспект (слово от лат. корня spec “смотреть, видеть”) <...>. Облик тела, его мимика, пан­ томима, слова и жесты не выявляют, а лишь выражают тот факт, что в нем — теле — заключается некий сокровенный мир, сходный с моим.

Тело человека — богатейшее “поле экспрессии”, наивная выразительность. К примеру, на вас смотрит “Другой”. Гла­ за — окна души — говорят о другом человеке гораздо больше, чем что бы то ни было, поскольку они представляют акты, исходящие изнутри. Мы видим, на что человек смотрит и как он это делает. Взгляд не просто исходит изнутри, он позволя­ ет судить о своей глубине.

Именно поэтому для возлюбленного нет ничего приятнее первого взгляда возлюбленной. Однако надо быть начеку. Если бы мужчины умели измерять глубину женского взора, многих мучительных ошибок удалось бы избежать.

Иногда первый взгляд бросают, будто подают милостыню. Его едва хватает на то, чтобы быть взглядом — и только. А бывает другой, исходящий из самых глубин сокровенного, из недр женственности. Он словно всплывает со дна океана <...>. Вот взгляд, исполненный истинного смысла, желающий быть именно взглядом! Первый, по контрасту с ним, — почти не взгляд, а чистое видение. И если бы, повторяю, мужчины не были так тщеславны, если бы они не испытывали каждый роб­ кий жест женщины в свою пользу, а терпеливо дожидались подлинных живых проявлений влюбленности, им никогда бы не грозили неприятные неожиданности!» (Ортега-и-Гассет 1995, с. 480-698, особ. 524, 525, 544, 560-561).


Глава 7 ГАПТИКА: ФОРМЫ, СМЫСЛЫ

ИФУНКЦИИ КАСАНИЙ

ВКОММУНИКАЦИИ ЛЮДЕЙ

§1. КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ КАСАНИЙ

Ключевые слова: касание, культура, культурный, тип, целитель­ ное касание, дьявольское прикосновение, рухоположение, бытовые касания.

Изображая сцену сотворения мира в Сикстинской капел­ ле в Ватикане, Микеланджело Буонарроти, вопреки тому, что говорится в Библии — «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7), — нарисовал, как Бог ка­ сается тела Адама. Не хотел ли великий итальянский худож­ ник этим творческим актом подчеркнуть особую роль, кото­ рую играют касания в человеческой истории и культуре, в частности религии и магии? Л. Тейлор в книге «Ступени че­ ловеческой жизни» пишет, что чувство прикосновения — наи­ более значительное чувство в нашем теле. Оно дает нам зна­ ние о глубине или толщине предмета и о его форме. Мы чувствуем, любим и ненавидим, прикасаясь к другим и ощу­ щая прикосновения других. Осязание как инструмент по­ знания во всей полноте свойствен исключительно человеку; недаром английское выражение human touch, помимо букваль­ ного «человеческое прикосновение», означает также «челове­ ческое измерение».

Сферу употребления касаний образуют чрезвычайно разные по своему характеру ситуации общения, от повседневных бы­ товых до ритуальных и магических. За касаниями как кинети­ ческой формой поведения стоит огромный культурный пласт, уходящий в далекое прошлое. Происхождение касаний, их виды, функции и смыслы, а также высокая частота использо­ вания в коммуникативных актах делают касания чрезвычайно важным и интересным объектом изучения. Гаптике как науке о касаниях и посвяшена настоящая глава книги.

1.1. Целительные (терапевтические) касания

Невербальные акты касаний и разнообразные по форме, смыслу и назначению тактильные жесты всегда были окруже­ ны в культуре: некоей тайной, аурой мистики, магии и табу. Считалось, например, что касания способны излечивать лю­ дей от разных болезней. Так, в Англии прикосновение короля к телу больного скрофулезом, или золотухой* признавалось целительным, а сама болезнь получила название королевской (king’s evil). Люди верили, что если они дотронутся до одежды или тела «святых людей» — от Иисуса до римского папы, от апостолов до врачей и знахарей, — то это отведет от них дей­ ствие злого глаза или предохранит от порчи. Предполагалось, что подобное. прикосновение излечивает человека от болезней и изгоняет из него дьявола. Было подсчитано, что Новый За­ вет приписывает Иисусу 25 случаев излечения от болезней и порчи, и 14 из них происходит в результате его прикосновений к больным. А у японских крестьян, например, было заведено тереть хворые места об изваяния Будды, принадлежащие руке гениального скульптора Энлу. От этого, как указывает С. С. Аверинцев, «деревянные статуэтки непоправимо стира­ лись, но зато вера в чудотворную силу жалости и милости, вдохновлявшую художника, со всей конкретностью наглядно­ го жеста подхватывалась людьми, для которых художник рабо­ тал» (Аверинцев 1996, с. 97).

К касаниям описываемого типа, которые я предлагаю на­ зывать целительными, или терапевтическими, принадлежат так­ же действия современных нам врачей — специалистов в облас­ ти мануальной терапии, а также окутанная тайной деятельность разного рода хилеров и экстрасенсов. Целительный эффект прикосновений сегодня стал совершенно очевидным. Так, психолог и врач Э. Монтегю отмечает исключительно высокую частоту случаев, когда ему удалось с помощью телесного кон­ такта достичь заметных успехов в лечении больных, страдаю­ щих шизофренией и годами не п о д д ав ав ш и х ся другим терапев­ тическим способам лечения. Он пишет также о стабильном улучшении состояния психически больных детей, которых врачи брали во время приема за руку, обнимали или делали им мас­ саж (Монтегю 1971).. Об эффективности использования каса­ ний во время интервью у психологов и психоаналитиков см., например, Бартон, Хеллер 1964; Минц 1969.

Широкое применение в настоящее время получил особый способ лечения мышечной ригидности, депрессии и некоторых других болезней, который был назван Розен-метод по имени


автора, американского терапевта Мэрион Розен. Основу ме­ тода составляют мягкое прикосновение к телу паииента и сня­ тие у него с помощью прикосновений физических напряжений и психических «зажимов», ср. «в течение Розен-сеанса руки терапевта осуществляют глубокий контакт с телом, время от времени мягко двигаясь по различным областям, напоминая этими движениями телу о том, что в напряжении больше нет нужды. Ответ, который ищет Розен-терапевт, это расслабле­ ние мыши под руками и/или изменение дыхания <...>. Одна рука используется для контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и “слушает”» (Вутен 1998, с. 42).

Показателями физического напряжения являются легкое движение в области солнечного сплетения, именно в том мес­ те, где расположена диафрагма, или существование на теле выступающей части, указывающей на болезненное сокращение мышцы. Температура тела, цвет и текстура кожи тоже свиде­ тельствуют о внутреннем напряжении, мышечных сокращени­ ях и изменении циркуляции крови. Ср. «холодные руки под­ разумевают сокращение мышц, которые сужают кровеносные сосуды в области грудной клетки. Эти же мышцы позволяют нам поднимать и нести, дотягиваться до чего-то, брать или давать, притягивать или отталкивать. Когда мы скованы в этом месте, эти возможности ограничены» (там же, с. 42—43).

1.2. Дьявольские прикосновения

Существует другая разновидность касаний, которые я по уже сложившейся в теории культуры и семиотике традиции назы­ ваю дьявольскими прикосновениями и которые тоже обладают чудесными магическими свойствами. По мифологическим ве­ рованиям, дьявол, вселяясь в человека, касается некоторого места на его теле, отчего это место полностью или частично теряет чувствительность, и именно через него дьявол прони­ кает в человека. Как нам хорошо известно из истории, поиск подобных мест на теле был одним из тех судебных мероприя­ тий, которые проводила испанская инквизиция во время про­ цессов над ведьмами.

1.3. Рукоположение

Еще один известный по истории культуры тип касаний яв ­ ляется сугубо религиозным и носит название рукоположение.

возложение, или наложение, рук. Рукоположение составляет один из этапов церемонии посвящения в духовный сан, то есть определенного конфессионального обряда-ритуала. Представители некоторых ветвей христианской церкви, например ка­ толики, считают, что их священнослужители принимают ду­ ховный сан в ходе непрекращающихся ни на минуту посЛёдо^ вательных касаний один другого разных людей, причем непре­ рывное возложение рук идет от святого Петра по сей день. Такая апостольская последовательность наглядно демонстриру­ ет чудодейственный характер, приписываемый различными культурами акту касания, и то, какое психологическое воздей­ ствие может касание оказывать на человека.

Наложение рук широко применяется также представителя­ ми многих других культур, например кришнаитами; ср. <...>

Он предоставлял исполнение ритуала двум таинственно избран­ ным, а сам лишь ассистировал путем наложения рук для переда­ чи своей кармы (Вас. Аксенов).

Из всего сказанного до сих пор о касаниях можно сделать три важных вывода:

(1) во множестве актов касаний выделяются особые культурные типы, и среди них различаются по меньшей мере три — целительные касания, дьявольские прикосновения и рукопо­ ложение (наложение рук, возложение рук). Каждый из этих подтипов имеет свою сферу применимости^ свое назначение и семантику. Культурные типы касаний противопоставлены бы­ товым касаниям; (2) невербальный акт касания может иметь ярко выраженный перлокутивный эффект; (3) действие още^ь- ных видов касаний не прекращается с отниманием ру£ от тела адресата жеста. Так, все описанные культурные разновиднос­ ти касаний представляют собой невербальные события, имею­ щие временную протяженность. По всей видимости, косвен­ ным отражением этого представления является ситуация, когда сегодня Многие молодые юноши и девушки во всем мире, в лице, например, футбольных болельщиков или поклонниц рокгрупп и кинозвезд, пытаются после матча или во время кон­ церта хотя бы дотронуться до своих кумиров. И в случае; если им это удается, протягивают руки в экзальтации в сторону своих приятелей или просто незнакомых людей с явным намерением дотронуться до них* как бы передавая дальше по цепочке по­ лученные прикосновения; ср. в этой связи часто раздающиеся в эти моменты восклицания тигга Он прикоснулся ко мне/; Она до меня дотронулась!.


§ 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БЫТОВЫХ КАСАНИЙ

В КОММУНИКАТИВНОМ АКТЕ

(общая характеристика)

Ключевые слова: касание, бытовой, коммуникация, коммуника­ тивный, акт, функция, тактильное повеление, правило.

На протяжении всей своей жизни, от материнской ласки и прижимания ребенка к груди во время кормления до закры­ тия глаз и прикосновений губами ко лбу умершего, человек сталкивается с касаниями. Можно выделить следующие важ­ нейшие функция бытового касак я в « т с коммуникации«»: (1) вы­

ражение дружбы, участия или заботы по отношению к адреса­ ту жеста; (2) отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимного телесно­ го контакта, как считают многие, является глубоко спрятан­ ной физиологической потребностью, которая возникает у че­ ловека в самом раннем детстве и тянется через всю его жизнь (см., например, Харлоу 1958); (3) установление контакта между жестикулирующим и адресатом и привлечение внимания адре­ сата к кому-либо или чему-либо (Хеслин, Альпер 1983); (4) от­ ражение доминантного положения человека на некоторой со­ циальной шкале.

Остановимся более подробно на этих функциях и смыслах бытовых касаний.

Касания часто происходят вдиалогических взаимодействиях социально и коммуникативно неравных партнеров, например в таких парах, как учитель—ученик, врач—пациент, началь­ ник—подчиненный, хозяин—слуга и др. В норме в русской культуре больший общественный вес человека как бы дает ему «право первого прикосновения». Если же, напротив, первым своего партнера касается человек, обладающий более низким статусом, то это действие, вне особо выделенных и оговорен­ ных социальных ситуаций или речевых и невербальных актов, всегда оценивается как ненормативное нарушение субордина­ ции и даже с этической точки зрения как аномальное и непри­ личное. Впрочем, Н. Хенли, наблюдавшая за поведением в

49В дальнейшем мы будем говорить только о бытовых касаниях, по­ этому определение бытовой при слове касание часто опускается.

такого рода парах (см. Хенли 1973), отмечает, что фактор воз­ раста вносит серьезные коррективы в указанное правило ком­ муникативного тактильного поведения, а именно в среде аме­ риканцев подчиненный, значительно старший по возрасту, мо­ жет первым коснуться своего более юного начальника, обра­ щаясь к нему, например, с просьбой.

Аналогично, в тех случаях, когда имеется явное различие в статусах коммуникативных партнеров, инициативу при пере­ ходе к более интимным формам касаний обычно проявляет человек с более высоким статусом. Это правило коммуника­ тивного тактвдьного поведения очевидным образом относится не только к невербальным, но и к вербальным актам. Напри­ мер, право на инициативу в переходе к обращению на «ты» или к обращению по имени, а не, скажем, по имени-отчеству (ср.

Почему бы вам . {тебе) не называть меня просто Боря ?) всегда принадлежит «старшему».

Той же привилегией проявления инициативы в касаниях обладает в европейской культуре мужчина, когда он ухажи­ вает за женщиной. Обычно мужчина первым берет женщи­ ну под руку или за руку, обнимает за талию, кладет руку ей на плечо, а когда отношения становятся более интимными, первым целует й переходит к более, интимным касаниям и ласкам. Видимо, тот факт, что мужчины чаще, чем женщи­ ны, выступают в разнополых коммуникативных актах в роли инициатора касаний, объясняется их большей от природы сексуальной активностью. В ухаживании мужчина обычно последовательно решает две задачи: привлечь сексуального партнера И преодолеть его страх перед более близким контак­ том. Вторая стадия ухаживания в гораздо большей степени, чем первая, является рискованной (более высока вероятность провала), поскольку она, если можно так выразиться, так­ тильно насыщена.

Если первые две функции касаний в процессе коммуника­ ции (когда сам акт касания происходит в ходе общения равных партнеров, а во втором случае и вообще близких людей) на­ правлены на выражение межличностных отношений, то по­

следние две функции (когда касание обычно осуществляется не только друзьями, но просто знакомыми или даже малознако­ мыми людьми) отражает установку жестикулирующего на неко­ торую деятельность. Целью касания здесь может быть привле­ чение внимания адресата жеста к чему-либо или желание жестикулирующего нацелить адресата на выполнение каких-то действий.