Файл: Д.В. Стенин Карьерный транспорт. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
7
РАСЧЕТ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ АВТОСАМОСВАЛОВ ПО ЗАДАННЫМ МАРШРУТАМ
4.1. Этапы расчета скоростных режимов. Разбивка маршрутов на характерные участки.
Расчет оптимальных скоростей движения автосамосвалов на каждом характерном участке в прямом (груженом) и обратном (порожнем) направлениях.
Расчет скоростных ограничений.
Выбор скоростных режимов движения автосамосвалов по маршру-
ту.
4.2. Разбивка маршрутов на характерные участки. Осуществляют из условия однообразия дорожных параметров.
Последовательность разбивки:
-выделение участков автодороги, имеющих одинаковые дорожное покрытие, коэффициенты сопротивления качению и сцепления, среднюю высоту неровностей дорожного полотна;
-расчет значений продольного уклона карьерной автодороги по участкам, разделенным пикетами (каждый такой участок имеет длину 100 метров);
-объединение участков, имеющих одинаковый продольный уклон. Допускается объединение участков с общим отклонением значений продольного уклона не более 1%.
Отдельно выделяют участки автодороги, имеющие поворот радиусом R, меньшим чем:
R = ϕ20+iв ,м
где ϕ – коэффициент сцепления колеса с дорогой; iв – величина уклона
виража, град.
Результаты разбивки маршрута на характерные участки оформляют в виде таблицы.
|
Характеристика маршрутов |
Таблица 2 |
|||
|
|
|
|||
Маршрут |
Участок по |
Дорожное |
Продольный уклон, % |
|
|
|
пикетам |
покрытие |
|
|
|
|
|
|
Факти- |
Средне- |
|
|
|
|
ческий |
взвешенный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
8
|
|
|
|
Продолжение табл.2 |
|
Коэффициент |
Коэффициент |
Средняя высо- |
|
Обозначение ха- |
|
сопротивления |
сцепления |
та дорожных |
|
рактерного участка |
|
качению |
|
неровностей, |
|
|
|
|
|
см |
|
|
|
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.2 |
|
Длина харак- |
Радиус кривой |
Обозначение |
|
Длина участка, |
|
терного участ- |
в плане, м |
участка, имею- |
|
имеющего пово- |
|
ка, м |
|
щего поворот |
|
рот, м |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
11 |
12 |
|
13 |
|
4.3. Расчет оптимальных скоростей движения автосамосвалов. Расчет производят по каждому характерному участку маршрута в
прямом и обратном направлениях в зависимости от типа транспортируемого груза. Во всех случаях сущность расчета сводится к определению зависимостей технико-экономических показателей эксплуатации карьерных автосамосвалов от их технической скорости движения по данному характерному участку маршрута и определению таких скоростей движения, при которых данные показатели носят наиболее благоприятный характер. Технически данная задача выполняется путем нахождения экстремумов (максимума или минимума).
Расчет оптимальных скоростных режимов движения автосамосвалов может выполняться вручную или с помощью ЭВМ по специально написанной студентом программе (в этом случае в приложении пояснительной записки приводят ее текст). Поиск экстремумов, лежащих в пределах технически возможных скоростей движения автосамосвалов, может осуществляться с помощью известных математических методов. Наиболее показательными и простыми в применении являются метод перебора, основанный на расчете технико-экономических показателей для всех значений технически возможных скоростей движения автосамосвалов с шагом в 1 км/ч, и метод «деления пополам».
4.3.1.Перевозка вскрышных пород.
При транспортировании вскрышных пород критерием определения оптимальной скорости движения автосамосвалов является миними-
9
зация себестоимости одного тонно-километра совершенной транспортной работы.
Sткм = min → vтопт,
где Sткм – себестоимость одного тонно-километра совершенной транспортной работы, р./т-км; vтопт – оптимальная техническая скорость движения автосамосвала, км/ч.
Себестоимость одного тонно-километра совершенной транспортной работы:
SТКМ = |
ЗПЕР + ЗПОСТ + ЗП−Р + ЗДWТКМ |
|||||
|
||||||
или |
WТКМ |
|
|
|||
ЗПЕР + ЗПОСТ |
|
ЗП−Р |
|
|||
SТКМ = |
+ |
+ ЗД . |
||||
WТКМ |
lЕГ |
|||||
|
|
|
|
При расчете оптимальных скоростей движения автосамосвалов, перевозящих вскрышные породы, себестоимость определяют:
SТКМ = ЗПЕР + ЗПОСТ , WТКМ
где ЗПЕР - часовые переменные затраты, р./ч; ЗПОСТ - часовые постоянные затраты, р./ч; ЗП−Р - затраты на погрузку и разгрузку автомобилей, р./т; WТ - часовая производительность, т/ч; lЕГ - длина ездки с грузом, м.
Часовая производительность:
WТ = |
|
qγvT β |
|
||
lЕГ +ТПРvT β |
|||||
или |
|
qγ |
|
||
WТ = |
|
. |
|||
|
|
|
|||
lЕГ |
|
+ТПР |
|||
|
|
vT β |
|
||
|
|
|
|
10
WТКМ = qγ+vT βlЕГ β lЕГ TПРvT
или
W |
= |
|
qγlЕГ |
. |
|
|
|
||||
ТКМ |
|
|
lЕГ |
+T |
|
|
|
|
vT β |
ПР |
где β - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; ТПР - время простоя автомобиля за одну ездку, ч; VТ - техническая скорость автомобиля, км/ч.
Таблица3 Расчет часовой производительности автосамосвала, выраженной в т- км/ч
Маршрут, |
Текущее |
Общее время про- |
Часовая произ- |
модель авто- |
зна-чение |
стоя автосамосвала в |
водительность, |
самосвала |
скорости, |
тече-ние одного рей- |
т-км/ч |
|
км/ч |
са, ч |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Время простоя автосамосвала в течение одного рейса.
ТПР = tПОГР + tРАЗГР + tОЖ.П−Р + tПРдр. tПОГР = tПОГР' + t МП ,
t РАЗГР = t РАЗГР' +t МР,
где t МП и t МР- время маневра автосамосвала под погрузку и разгрузку,
соответственно, ч.
4.3.2. Рациональные схемы маневров автосамосвалов на конечных пунктах.
Рациональные схемы должны обеспечивать:
-минимальные затраты времени на установку автосамосвалов под погрузку-разгрузку;
-безопасность работ;
-наименьший расход топлива (при движении задним ходом расход топлива в 1,5 раза больше);