Файл: Л.С, Жданов Тезника Транспорта. Методические указания к курсовой работе для специальности 240400.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8

 

У автомобилей переднеприводной компоновки:

 

M2 = (0,43 0,47)Ma .

(2.12)

Распределение полной массы у автобусов в основном зависит от

их назначения.

 

Массу городских, пригородных и междугородных автобусов, при-

ходящуюся на задний мост M2 , кг, можно определить по формуле

M2 = (0,63 0,66)Ma .

(2.13)

У автобусов местного сообщения:

 

M2 = (0,70 0,73)Ma .

(2.14)

Для микроавтобусов распределения полной массы находят аналогично легковым автомобилям, на базе которых они разработаны.

Нагрузка на задний (обычно ведущий) мост тем больше, чем чаще придется двигаться автомобилю по дорогам низших категорий. Увеличение нагрузки, приходящейся на ведущий мост автомобиля, улучшает его проходимость, а ее уменьшение - повышает грузоподъемность (пассажировместимость). Последнее объясняется тем, что масса, приходящаяся на ведущий мост, ограничена законодательствами всех стран. В России [2]:

нагрузка, приходящаяся на ведущий (наиболее загруженный) мост двухосного автомобиля, предназначенного для движения по дорогам I - IV категорий, не должна превышать - M2 =100 кН (10 т);

на тележку трехосных автомобилей, предназначенных для тех же дорог, - M2 =180 кН (18 т);

на ведущий мост двухосных автомобилей, предназначенных для дорог V категории, - M2 =60 кН (6 т);

на тележку трехосных автомобилей, предназначенных для тех же дорог, - M2 =110 кН (11 т);

на ведущий мост двухосных самосвалов, предназначенных для тех же дорог, - M2 =65 кН (6,5 т).

После определения нагрузки, приходящейся на задний мост, необходимо проверить полученные значения на соответствие указанному ограничению; после чего рассчитать нагрузку, приходящуюся на передний мост. Нагрузку, приходящуюся на передний мост M1, кг,

рассчитывают по формуле

M1 = Ma M2 .

(2.15)


9

 

2.3 Определение фактора обтекаемости

 

Фактор обтекаемости W , кг/м, рассчитывают по формуле

 

W = KF ,

(2.16)

где K - коэффициент обтекаемости, кг/м3 (Н с24);

 

F - площадь Миделя, м2.

 

Коэффициент обтекаемости (таблица 2.4) [2] K , кг/м3 (Н с24), определяют по формуле

K = 0,5Cx ρв 0,61Cx ,

(2.17)

где Cx - коэффициент лобового сопротивления (таблица 2.4) [2]; ρв - плотность воздуха, кг/м3.

Плотность воздуха на уровне моря - ρв=1,225 кг/м3 [2].

Площадь Миделя F , м2 - лобовую площадь, равную площади проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную его продольной оси, для грузовых и легковых АТС соответственно, приближенно можно определить по формулам

F = BHг,

(2.18)

F = αBгHг,

(2.19)

где B - колея АТС, м;

Hг - габаритная высота АТС, м;

α - коэффициент заполнения площади; Bг - габаритная ширина АТС, м.

Коэффициент заполнения площади - α=0,8 [3].

Таблица 2.4 - Коэффициент лобового сопротивления и коэффициент

обтекаемости для АТС различных типов

 

Тип АТС

Cx

K , кг/м3

Легковые автомобили

0,30 - 0,60

0,20 - 0,35

Автобусы капотной компоновки

0,75 - 0,90

0,45 - 0,55

Автобусы вагонной компоновки

0,60 - 0,75

0,35 - 0,45

Бортовые грузовые автомобили

0,90 - 1,15

0,50 - 0,70

Фургоны

0,80 - 1,00

0,50 - 0,60

Цистерны

0,90 - 1,10

0,55 - 0,65

Автопоезда

1,40 - 1,55

0,85 - 0,95



10

2.4 Выбор КПД трансмиссии

КПД механической трансмиссии выбирают в зависимости от типа АТС и типа главной передачи (таблица 2.5) [3].

Таблица 2.5 - КПД механической трансмиссии

Легковые АТС

Грузовые АТС и автобусы

Много-

классической

передне-

с одинарной

с двойной

приводные

компоновки

приводные

главной

главной

АТС

 

 

передачей

передачей

 

0,92

0,95

0,90

0,86

0,84

2.5 Выбор размера шин и определение радиуса колеса

Размер шин и радиус колеса выбирают по соответствующему ГОСТ в зависимости от наибольшей нагрузки на колесо и максимальной скорости движения автомобиля.

Наибольшую нагрузку на одно колесо Pk , кг, рассчитывают по формуле

P

=

Mi

,

(2.20)

 

k

Zki

 

 

 

 

 

 

где Mi - нагрузка на мост, кг; Zki - число колес на мосту.

Затем, исходя из рассчитанной нагрузки и заданной максимальной скорости движения АТС, по ГОСТ 4754 - 80 (легковые автомобили) и ГОСТ 5513 - 75 (грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы) выбирают шины и их параметры: обозначение шин, максимально допустимую нагрузку, статический радиус колеса и максимально допустимую скорость.

В дальнейших расчетах динамический радиус колеса и радиус качения принимают равными статическому радиусу.

2.6 Выбор частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности

Для построения внешней скоростной характеристики двигателя при известной мощности и коэффициентах Лейдермана необходимо


11

определить частоту вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности (таблица 2.6)[2].

Таблица 2.6 - Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности для двигателей различных типов в об/мин

Бензиновые двигатели

Дизели

легковые АТС

грузовые АТС и

легковые АТС

грузовые АТС и

 

автобусы

 

автобусы

4500 - 6000

3000 - 4600

3500 - 4600

2000 - 3200

3 ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ

3.1 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

Если мощность двигателя не определена техническим заданием, то ее находят по максимальной скорости или по удельной мощности, сопоставляя характеристики проектируемого АТС и существующих аналогов - прототипов.

3.1.1 Определение мощности двигателя, необходимой для движения АТС с максимальной скоростью

Мощность двигателя, необходимую для движения АТС с максимальной скоростью N v , кВт, определяют по формуле

N v =

Ma gfVmax

+

WVmax3

,

(3.1)

 

1000ηтр

 

1000ηтр

 

 

где g - ускорение свободного падения, м/с2; f - коэффициент сопротивлению качению;

Vmax - максимальная скорость движения АТС, м/с. Ускорение свободного падения - g =9,81 м/с2.

Для скоростей движения Va >15 м/с коэффициент сопротивления качению f определяют по формуле

 

 

 

 

V 2

 

 

 

f = f0

 

1

+

 

max

 

,

(3.2)

1500