Файл: Л.С, Жданов Тезника Транспорта. Методические указания к курсовой работе для специальности 240400.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
26
Полный путь разгона S60(100), м, равен
S |
|
|
n |
|
60 |
(100) |
= ∑∆Si . |
(3.32) |
|
|
i=1 |
|
Время разгона до заданной скорости и путь разгона увеличивают на величину, соответствующую времени переключения передач. Его принимают равным 1 с для легковых АТС и 2 с для грузовых и автобусов. Переключение осуществляют при достижении максимальной скорости на каждой ступени. Снижением скорости за время переключения
tп можно пренебречь. Путь, пройденный АТС за время переключения с |
|||||||||||||||
k -й на (k +1) ступень Sп |
|
, м, определяют |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
k |
Sп |
=Vk |
|
|
tп. |
|
|
(3.33) |
||
|
|
|
|
|
|
|
max |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
k |
|
|
|
|
|
||
Рекомендуют результаты расчетов свести в таблицу 3.5. |
|
||||||||||||||
Таблица 3.5 - Время и путь разгона |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Участок |
Интервал |
|
jaср , |
|
∆t ,с |
|
|
Vaср , |
∆S , м |
Tр, с |
S р, м |
||||
|
скоростей |
|
м/c2 |
|
|
|
|
м/с |
|
|
|
||||
1 |
Va |
min |
- Va |
|
|
... |
|
... |
|
|
... |
... |
... |
... |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Va |
- Va |
2 |
|
|
... |
|
... |
|
|
... |
... |
... |
... |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Va2 - Va3 |
|
|
... |
|
... |
|
|
... |
... |
... |
... |
|||
... |
|
... |
|
|
|
... |
|
... |
|
|
... |
... |
... |
... |
|
n ≥ 10 |
Van-1 - Vaнор |
|
|
... |
|
... |
|
|
... |
... |
... |
... |
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАНОВОЧНОГО ПУТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
Величина тормозного пути при экстренном торможении АТС является одним из нормируемых оценочных параметров тормозных свойств. Данный путь Sо, м, определяют по формуле
Sо =Vо(τр +τс +0,5τн)+ 2Vϕо2g , (4.1)
где Vо - начальная скорость торможения, м/с;
τр - время реакции водителя, с;
τс - время срабатывания тормозного привода, с;
τн - время нарастания замедления, с;
27
ϕ - коэффициент сцепления.
Для всех типов АТС τр= 0,8 с. При наличии тормозной системы с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами τс=0,05 -0,07 с, с барабанными тормозными механизмами τс= 0,15 - 0,20 с, с пневмоприводом - τс= 0,2 - 0,4 с. Для легковых автомобилей τн= 0,05 - 0,20 с, для грузовых с гидроприводом - τн= 0,05 - 0,40 с, для грузовых с пневмоприводом - τн= 0,15 - 1,50 с, для автобусов - τн= 0,2 - 1,3 с.
Рассчитать величину остановочного пути для значений коэффициента сцепления ϕ1= 0,2, ϕ2 = 0,4, ϕ3 = 0,6 для скоростей движения от 0
до Vо =Vmax (не менее пяти точек для каждого значения ϕ в этом диа-
пазоне. После этого строят кривые остановочного пути (рисунок 4.1), отмечают на графике величины пути торможения с начальной скорости 40 км/ч (в соответствии с ГОСТ 25478 - 91).
So , |
ϕ1 = 0,2 |
м/с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
So′40 |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ϕ2 = 0,4 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S′′ |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ϕ3 = 0,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
o40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
So′′′40 = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vamax |
Va , м/с |
Рисунок 4.1 - Остановочный путь
28
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА АТС
Для оценки топливной экономичности АТС строят кривую топливной характеристики установившегося движения (ГОСТ 20306 - 90) на высшей ступени в коробке передач.
Путевой расход топлива Qs , л/100 км, определяют по формуле |
|||||
Qs = |
ge |
|
|
(WVa2 + Ma gψ), |
(5.1) |
36000ρ |
η |
|
|||
|
|
т |
тр |
|
где ge - удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч; Ma - полная масса АТС, кг;
ρт - плотность топлива, кг/л; ψ - коэффициент общего дорожного сопротивления с учетом
скорости движения транспортного средства.
Удельный эффективный расход топлива ge , г/кВт ч, определяют по формуле
ge = gN KиKч, |
(5.2) |
где gN - удельный расход топлива двигателем при максимальной
мощности, г/кВт ч;
Kи - коэффициент, учитывающий зависимость удельного рас-
хода топлива от степени использования мощности двигателя;
Kч - коэффициент, учитывающий зависимость удельного рас-
хода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Удельный расход топлива двигателем при максимальной мощно-
сти gN , г/кВт ч, рассчитывают по формуле |
|
|
||
|
|
gN = (1,05 −1,15)ge |
, |
(5.3) |
|
ge |
min |
|
|
где |
- минимальный удельный расход топлива двигателем, |
|||
|
min |
|
|
г/кВт ч.
Минимальный удельный расход топлива двигателем [1]:
•для дизелей - gemin = 195 - 230 г/кВт ч;
•для бензиновых двигателей - gemin = 250 - 300 г/кВт ч.
Коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя Kи, рассчитывают
по формуле
29 |
|
Kи = A − BИ + CИ2 , |
(5.4) |
где И - степень использования мощности двигателя; A, B , С - эмпирические коэффициенты.
Значения коэффициентов [1]:
•для дизелей - A= 1,70; B = 2,63; С= 1,92;
•для бензиновых двигателей - A= 2,75; B = 4,61; С= 2,68. Степень использования мощности двигателя И определяют по
формуле
С = |
Nw + Nψ |
, |
(5.5) |
|
|||
|
Ne0ηтр |
|
где N w - мощность, затраченная на преодоление сопротивления
воздуха, кВт;
Nψ - мощность, затраченная на преодоление дорожного со-
противления, кВт;
N e0 - мощность двигателя по внешней скоростной характери-
стики, кВт.
Мощность, затраченную на преодоление сопротивления воздуха N w , кВт, рассчитывают по формуле
N w = |
WVa3 |
. |
|
|
(5.6) |
||||
|
|
|
|||||||
|
|
1000 |
|
|
|
|
|||
Мощность, затраченную на преодоление дорожного сопротивле- |
|||||||||
ния Nψ , кВт, рассчитывают по формуле |
|
|
|
||||||
Nψ = |
|
Ma gψVa |
. |
(5.7) |
|||||
|
|
||||||||
|
|
1000 |
|
|
|
||||
Коэффициент общего дорожного сопротивления с учетом скоро- |
|||||||||
сти движения АТС ψ определяют по формуле |
|
||||||||
|
|
|
V 2 |
|
|
||||
ψ = ψ0 |
1+ |
a |
. |
(5.8) |
|||||
1500 |
|||||||||
|
|
|
|
|
Здесь ψ принимают равным коэффициенту сопротивления качению f , f0 = 0,015 для легковых и автобусов, f0 = 0,020 для грузовых. Формулу (5.8) используют при значениях Va > 15 м/с.
Чтобы определить мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, необходимо рассчитать частоту вращения коленчатого вала двигателя ne для данной скорости Va .