Файл: Л.С, Жданов Тезника Транспорта. Методические указания к курсовой работе для специальности 240400.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21

Силу тяги на k -й ступени коробки передач PTk , Н, рассчитывают по формуле

P

=

Meik i0ηтр

.

(3.23)

 

T

 

 

 

 

k

rk

 

3.3.5 Построение тяговой диаграммы

Результаты расчетов по формулам (3.20), (3.21), (3.22), (3.23) сводят в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 - Тяговая диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

В об/мин

Параметр,

 

 

 

ne

 

 

 

 

размерность

0,1 nN

0,2 nN

0,3 nN

...

nN

1,1 nN

 

1,2 nN

Va , м/с

...

...

...

...

...

...

 

...

1

 

 

 

 

 

 

 

 

PW , Н

...

...

...

...

...

...

 

...

Pψ , Н

...

...

...

...

...

...

 

...

PT , Н

...

...

...

...

...

...

 

...

1

 

 

 

 

 

 

 

 

...

...

...

...

...

...

...

 

...

Van , м/с

...

...

...

...

...

...

 

...

PW

...

...

...

...

...

...

 

...

Pψ , Н

...

...

...

...

...

...

 

...

PT , Н

...

...

...

...

...

...

 

...

n

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

22

 

 

 

По данным таблицы 3.2 строят тяговую диаграмму проектируемо-

го АТС (рисунок 3.2).

 

P

 

,

PT

 

T

 

max

 

 

k

 

PT

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

PT

 

 

 

 

2

 

 

 

 

PT

 

 

 

 

3

 

 

 

 

PT

Pw + Pψ

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Pψ

 

 

 

Vamax

Va , м/с

Рисунок 3.2 - Тяговая диаграмма На рисунке 3.2 показывают максимальную силу тяги на низшей

ступени коробки передач с указанием ее числового значения и размерности. Кривые силы тяги после срабатывания ограничителя показывают штриховой линией:

для бензиновых двигателей с ограничителем - после ne=0,9 nN (в точке ne=0,9 nN срабатывает ограничитель);

для дизелей - после ne= nN .

3.4 Расчет динамической характеристики АТС

Динамический фактор на k -й ступени коробки передач Дk определяют по формуле

 

PT

PW

 

Дk =

k

k

.

(3.24)

 

 

 

Ma g

 


 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

Результаты расчетов сводят в таблицу 3.3.

 

 

 

Таблица 3.3 - Динамическая характеристика

 

 

В об/мин

 

 

 

 

 

 

 

ne

 

 

Дk

0,1 nN

0,2 nN

0,3 nN

nN

1,1 nN

1,2 nN

 

...

Д1

...

 

...

 

 

...

...

...

...

...

Д2

...

 

...

 

 

...

...

...

...

...

...

...

 

...

 

 

...

...

...

...

...

Дn

...

 

...

 

 

...

...

...

...

...

 

По данным таблицы 3.3 строят динамическую характеристику (ри-

сунок 3.3) с номограммой нагрузок (динамический паспорт АТС).

 

Рисунок 3.3 - Динамический паспорт

 

 

 

Д0

 

 

 

Д

Дmax max

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4

Д1

 

 

 

 

 

 

 

 

0,3

Д2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д3

 

0,4

 

 

 

 

0,2

 

 

Д4

ψ

0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

0,4

0,6

0,8

 

1,0

 

 

Vamax Va , м/с

 

Динамический фактор

Д0 характеризует тяговые свойства АТС

без нагрузки, т. е. его масса равна снаряженной M0 . Величина динами-

ческого фактора при любой частичной (от номинальной) нагрузке (0,1;

0,2; 0,3; ...) может быть определена по номограмме нагрузок. При этом

динамический фактор Д0 определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Д0 = Д

Ma .

 

 

(3.25)

 

 

 

 

 

 

 

M0

 

 

 


24

 

 

 

На графике динамического паспорта оси Д

соответствует мас-

штаб « a », а оси Д0 - « a0 ». Соотношение масштабов

a0 = a

Ma

.

(3.26)

 

 

M0

 

При построении номограммы нагрузок одинаковые значения динамического фактора соединяют прямыми линиями.

3.5 Расчет параметров приемистости АТС

Приемистость оценивают величинами максимального ускорения на твердой горизонтальной дороге, времени и пути разгона в заданном интервале изменения скорости движения.

Ускорение АТС при разгоне на каждой ступени коробки передач

jak , м/c2, определяют по формуле

(Дk −ψ)g

 

 

ja

 

=

,

(3.27)

k

δj

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

где ψ - коэффициент общего дорожного сопротивления, который принимают для всех АТС равным f0 = 0,015 с учетом изменения его от

скорости в соответствии с формулой (3.2);

δjk - коэффициент учета вращающихся масс на k -й ступени.

δj

= 104,

+0,04ik2 .

(3.28)

k

 

 

Результаты расчета по формуле (3.27) сводят в таблицу 3.4, аналогичную таблице 3.3, на основании которой строят график ускорений (рисунок 3.4).

Для определения времени и пути разгона расчетный интервал скоростей от Vamin до нормируемой заданной скорости Vaнор (60 км/ч - грузовые АТС и автобусы, 100 км/ч - легковые) разбивают на мелкие уча-

стки, для каждого из которых считают jaср = 0,5(jaв + jaс ) величиной постоянной.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

ja ,

ja

max

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м/с

 

 

 

ja

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ja2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ja3

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

ja4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

Va

min

Va

Va

2

Va

в

Va

с

Va

max

Va , м/с

 

1

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4 – График ускорений

Значение V участка принимают такой, чтобы их количество в заданном интервале было не меньше десяти. Для каждого участка можно записать Vaс =Vaв + jaср t , где t - время изменения скорости от

Vaв до Vaс . Тогда время разгона на участке t

Va

с

Va

в

 

 

t =

 

 

.

(3.29)

 

jaср

 

 

 

 

 

 

Полное время разгона в заданном интервале скоростей T60(100), с

n

T60(100) = ∑∆ti . (3.30)

i=1

Путь разгона за время t S , м, определяют

 

 

S = 0,5 V

aв

+V

aс )

t =V

aср

t .

(3.31)

(