Файл: Виды кредитных операций и кредитов (На примере АО «Альфа-банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 825

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегическими приоритетами Банка выступали поддержание статуса лидирующего частного Банка в России с акцентом на надежность и качество активов, а также ориентированность на лучшие в отрасли качество обслуживания клиентов, технологии, эффективность и интеграцию бизнеса.

Достичь планируемых результатов предполагается за счет эффективной работы по пяти основным направлениям: укрепление конкурентных позиций; поддержание чистой процентной маржи на уровне лучших конкурентов; обеспечение опережающего темпа роста некредитных доходов; обеспечение высокой эффективности по управлению расходами; поддержание достаточно высокого качества активов.

Банк на протяжении всех истории своего существования подтверждает свою приверженность высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения бизнеса, а также стремление Банка следовать передовому международному и российскому опыту обеспечения соблюдения норм и правил деловой и профессиональной этики.

Органы управления и структура сети подразделений Банка представлена на рис.2.

Общее собрание акционеров

Комитеты

Совет Директоров

Ревизионная

комиссия

Правление Банка

Председатель Правления

Головной офис

Управленческий аппарат

Филиалы - 7

ВСП (всего – 784), в том числе:

Операционные офисы – 131

Дополнительные офисы – 272

Операционные кассы вне кассового узла– 91

Кредитно-кассовые офисы - 290

Рисунок 2. Органы управления и структура подразделений АО

«Альфа-Банк»

Как показано на рис. 2, в Банке организована и функционирует система корпоративного управления, отвечающая законодательным требованиям, а также лучшим международным и российским практикам управления и защищающая права и интересы акционеров Банка.

Главным органом управления Банком является Общее собрание акционеров, в ведении которого находятся все важнейших вопросы жизнедеятельности кредитной организации. Совет Директоров решает вопросы, которые не входят в компетенцию Общего собрания акционеров. Коллегиальным исполнительным органом выступает Правление Банка, а единоличным исполнительным органом – Президент Банка (Председатель Правления). Также в системе корпоративного управления функционируют Комитет по аудиту и Служба внутреннего аудита, Комитет по стратегическому планированию, Комитет по кадрам и вознаграждениям. Общее собрание акционеров утверждает внешнего аудитора, который проводит обязательные аудиторские проверки Банка. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью избирается Ревизионная комиссия.


Филиальная сеть Банка насчитывает: 7 филиалов (все расположены в РФ); и 784 внутренних структурных подразделений (ВСП), в том числе, 272 дополнительных офиса, 9 операционных касс вне кассового узла; 131 операционный офис; 290 кредитно-кассовых офиса. В целом филиальная сеть Банка около 800 подразделений, которые функционируют по всей территории нашей страны, практически в каждом субъекте РФ.

Банк является универсальной кредитной организацией, осуществляющей все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

АО «Альфа-Банк» и участники возглавляемой им банковской группы осуществляют деятельность в трех основных бизнес-сегментах, характеристики которых представлены ниже[8].

1. Корпоративные и инвестиционные банковские операции. Данный бизнес-сегмент включает услуги по обслуживанию расчетных и текущих счетов организаций, принятие депозитов юридических лиц, предоставление корпоративных кредитов и иных видов финансирования, торговые операции с ценными бумагами, операции с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, предоставление консультаций по вопросам слияний и поглощений компаний.

2. Розничные банковские операции - данный бизнес-сегмент включает оказание услуг по принятию вкладов до востребования и срочных вкладов у клиентов - физических лиц, обслуживанию дебетовых и кредитных карточек, кредитованию физических лиц, включая потребительское кредитование и кредиты с погашением в рассрочку, автокредитование и ипотечное кредитование, денежные переводы и банковские услуги физическим лицам.

3. Казначейские операции - данный бизнес-сегмент включает деятельность в области фондирования, перераспределения источников внутреннего финансирования, деятельность по управлению ликвидностью и рисками.

Банк осуществляет деятельность во всех секторах российского финансового рынка, включая межбанковские, корпоративные и розничные кредиты и депозиты, валютообменные операции и биржевые операции с долговыми и долевыми ценными бумагами. Кроме этого, Банк предоставляет своим клиентам полный спектр банковских услуг в российских рублях и иностранных валютах.

Согласно стратегическим целям, деятельность Банка направлена на существенное увеличение объемов операций, их диверсификацию, расширение бизнеса, повышение эффективности - как отдельных операций, так и деятельности Банка в целом. Однако резкое ухудшение экономической ситуации и последовавший тяжелый финансово-экономический кризис потребовали от Банка коррекций своих целей и задач. На первый план выдвинулись задачи обеспечения прибыльного и устойчивого развития, сохранения клиентской и ресурсной базы, эффективного управления рисками, успешного противостояния негативным факторам макросреды.


Насколько Банку удалось добиться поставленных целей, можно судить по динамике ключевых показателей, представленных в табл. 2 и основанных на данных его финансовой отчетности (см. Приложения 1 и 2)[9].

Таблица 2

Основные показатели работы АО «Альфа-Банк»

Наименование показателя

Период

Изменения, % (п.п.)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2018

2019

Основные показатели баланса на 31 декабря года, млн. руб.

Активы

1477289

2157376

2058559

46,0

-4,6

Чистая ссудная задолженность

1094783

1460400

1398956

34,4

-4,2

Портфель ценных бумаг

193765

397917

421510

105,4

5,9

Средства клиентов

882319

1110177

1424717

25,8

28,3

в том числе физических лиц

375820

491880

624467

30,9

27,0

Собственные средства (капитал)

138515

176901

226545

27,7

28,1

Основные показатели отчета о финансовых результатах, млн. руб.

Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)*

47863

-10577

-24198

-122,1

128,8

Чистые комиссионные доходы

27861

34717

37270

24,6

7,4

Чистые доходы

82657

115682

111450

40,0

-3,7

Операционные расходы

42655

51397

52415

20,5

2,0

Чистая прибыль

29998

44624

43825

48,8

-1,8

Основные качественные показатели за год

Рентабельность активов, %

2,03

2,07

2,13

0,04

0,06.

Рентабельность капитала, %

21,66

25,22

19,34

3,56

-5,88

Норматив достаточности

собственных средств (капитала) банка (Н1.0)

12,20

11,10

15,30

-1,1

2,2


Как показано в табл. 2, совокупные активы Банка по итогам 2018 г. показали значительный прирост, увеличившись на 46% - с 1477289 до 2157376 млн. руб. Однако по итогам 2019 г. совокупные активы снизились на 4,6%, до 2058559 млн. руб. Главным фактором изменений в динамике активов, в том числе, снижения активов в 2019 г., стало снижение чистой ссудной задолженности.

По итогам 2017-2019 гг. Банк значительно нарастил портфель ценных бумаг, который увеличился с 193765 до 421510 млн. руб., в том числе на 105,4% в 2018 г. и на 5,9% в 2019 г. Тем самым Банк диверсифицировал свои доходные вложения с целью снижения риска.

Привлеченные средства клиентов, не являющихся кредитными организациями, показали устойчивый рост с увеличением его темпов. Так, по итогам 2018 г. объем привлеченных средств клиентов вырос с 882319 до 1110177 млн. руб. (в том числе, физических лиц с 375820 до 491880 млн. руб.), то есть на 25,8 (30,9%), а в 2019 г. достиг 1424717 млн. руб. (физических лиц – 624467 млн. руб.), увеличившись на 28,3% (27%). Рост привлеченных средств клиентов – некредитных организаций в период финансово-экономического кризиса является свидетельством высокого доверия к Банку со стороны его клиентов, что крайне важно, так как именно средства клиентов выступают главным источником формирования его ресурсной базы.

Положительным фактором является уверенный рост (с увеличением его темпов) собственных средств (капитала) Банка, которые увеличились в абсолютных величинах с 138515 до 226545 по итогам анализируемого периода, в том числе, на 27,7% в 2018 г. и на 28,1% в 2019 г. Росту собственных средств способствовал рост нераспределенной прибыли прошлых лет, а также существенное снижение отрицательной величины переоценки ценных бумаг.

Чистые процентные доходы Банка после создания резервов на возможные потери в 2017 г. составляли 47863 млн. руб.. В 2018-2019 гг. этот показатель имел отрицательное значение из-за значительных величин создаваемых резервов на возможные потери. Это стало главным фактором отрицательного влияния на чистые доходы и чистую прибыль Банка.

Чистые комиссионные доходы (разница между комиссионными доходами и комиссионными расходами) Банка устойчиво росли – с 27861 до 37270 млн. руб. Однако, если в 2018 г. темпы их прироста составляли 24,6%, то в 2018 г. – только 7,4%.

Чистые доходы Банка выросли по итогам 2018 г. на 24,6% - с 82657 до 115682 млн. руб., а в 2019 г. снизились на 3,7% и составили 111450 млн. руб.

Что касается операционных расходов, то в 2018 г. они росли меньшими темпами, нежели чистые доходы (прирост на 20,5%), что стало фактором положительного влияния на чистую прибыль, а в 2019 г., наоборот, операционные расходы выросли при отрицательной динамике чистых доходов, что снизило чистую прибыль.


Чистая прибыль Банка показала рост по итогам 2018 г. с 29998 до 44624 млн. руб., то есть на 48,8%. По итогам 2019 г. чистая прибыль снизилась на 1,8% и составила 43825 млн. руб. Факторами снижения чистой прибыли стали: большие объемы создаваемых резервов на возможные потери, рост операционных расходов; убытки, полученные по операциям с ценными бумагами.

Показатель ROA, показывающий сколько чистой прибыли было получено на 1 руб. активов Банка, практически не изменился в исследуемом периоде. По итогам 2019 г. активы Банка показали большее снижение, нежели чистая прибыль, что способствовало небольшому росту показателя ROA. Что касается рентабельности капиталов, то она показала рост с 21,66 до 25,22% в 2018 г. и снижение до 19,34% в 2019 г.

Положительным фактором является рост показателя достаточности капитала по итогам анализируемого периода и 2019 г. до с 11,1 до 15,3%. Данный показатель характеризует финансовую устойчивость Банка и регулирует важнейшие банковские риски – кредитный, рыночный, операционный.

Итак, АО «Альфа-Банк» является крупнейшим частным российским банком, одним из лидеров банковского сектора РФ, системно значимой кредитной организацией, имеющий крупную сеть банковских офисов продаж на территории России.

ОАО «Альфа-Банк» работает по всех основных сегментах рынка финансовых услуг. Банк развивается как универсальный банк по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая потребительское кредитование, кредиты наличными и кредитные карты, накопительные счета и депозиты, дистанционные каналы обслуживания).

Оценивая деятельность АО «Альфа-Банк» в 2017 – 2019 гг., можно отметить его динамичное развитие, что выразилось в росте активов, ссудной задолженности, вложений в ценные бумаги, привлеченных средств клиентов, собственных средств (капитала). Банк на протяжении всего анализируемого периода оставался высокоприбыльной и рентабельной кредитной организацией, обеспечивая эффективность своей работы по основным направлениям бизнеса. АО «Альфа-Банк» является ликвидной, платежеспособной и финансово устойчивой кредитной организацией, имеет достаточный запас собственных средств для регулирования важнейших банковских рисков.

В то же время по итогам 2019 г. произошло снижение активов банка, вызванное снижением объемов кредитного портфеля; в результате создания значительных сумм резервов на возможные потери была получена отрицательная процентная маржа итогам 2018-2019 гг.; по итогам 2019 г. снизились чистые доходы и выросли операционные расходы, а также снизились показатели чистой прибыли.