Файл: С.П. Мякинников Концепции современного естествознания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
6
Образец титульного листа
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра философии Дисциплина “Концепции современного естествознания”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ №
Наименование темы
Выполнил(а): ст-т(ка) гр. МУ-00 шифр зачетной книжки 903062 Сидорова Г.Ю. Проверил(а):
Междуреченск
2002
7
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРА И НАУКА
Тема № 1. Взаимосвязь культуры и науки
Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Понятия “гуманность”, “гуманизм”, “культура”, “наука”. Разновидности
и модели культуры (материальная, духовная, социальная, политическая, западная, восточная и др.). Наука как форма духовной культуры.
Основная часть: Гуманизация как тенденция развития современной науки. Гуманизация и интеграция науки. Гуманизация - путь к единой науке и культуре. Антропологизация науки. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: единство и разли-
чие. Теория “двух культур” Ч. Сноу. Научные категории и понятия культуры. Наука и нравственность. Этика науки. Культура и экология. Культура и познание живой приро-
ды. Наука и религия.
Заключение: Обобщения и выводы о связи культуры и науки. Значение проблем
гуманизации научного знания для развития естествознания, общества в целом.
Рекомендуемая литература
1.Ахундов М.Д. Естествознание и религия в системе культуры / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Вопросы философии. 1992. №1.
2.Введение в культурологию. Ч. I, II, III. М., 1995.
3.Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.
4.Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989.
5.Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча двух культур). М., 1992.
6.Гуманистические аспекты биологического познания. Киев, 1991.
7.Зельдович Я.Б. Драма идей в познании природы / Я.Б. Зельдович, М.Ю. Хлопов. М., 1988.
8.Кассирэр Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. 1995. № 8.
9.Киселев Н.Н. Экология как феномен культуры // Методологические аспекты естественнонаучных исследований. Киев, 1985.
10.Культура, человек и картина мира. М., 1987.
11.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 12.Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
13.Наука и нравственность. М., 1971.
14.Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. №11.
15.Разумовский О.С. От конкурирования к альтернативам. Новосибирск, 1983.
16.Сачков Ю.В. Естествознание в системе культуры // Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1989.
17.Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.
8
18.Сорокин П.М. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 19.Федоров Ю.М. Сумма антропологий. Новосибирск, 1995.
20.Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 21.Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
22.Фролов И.Т. Этика науки / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. М., 1986. 23.Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992. 24.Экология и культура. Ставрополь, 1982.
Тема № 2. Философия и наука
Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Общее представление о философии. Функции философии. Краткая
история взаимоотношений философии и науки.
Основная часть: Философский подход к научному познанию. Взаимовлияние
философии и науки. Место науки в структуре философского знания. Философское и научное знание: черты сходства и различия. Научные идеалы и ценности. Истина и заблуждение. Философия и наука на западе и востоке. Философия и наука в эпоху НТП. Философские вопросы естественных наук. Философские концепции познания природы (метафизическая, диалектическая, коэволюционная и др.).
Заключение: Роль философии в развитии современной науки и в решении актуальных научных проблем. Общее значение изучения проблемы взаимосвязи философии и науки.
Рекомендуемая литература
1.Абильдин Ж.М. Историчность взаимоотношений философии и естествознания // Диалектика в науках о природе и человеке. Т.1. М., 1983.
2.Алексеев П.В. Философия: Учеб. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1996.
3.Борзенков В.Г. Основные философские проблемы современного естествознания / В.Г. Борзенков, С.А. Лебедев. М., 1975.
4.Венцковский Л.Э. Диалектическое единство естественнонаучного и философского знания. Ташкент, 1989.
5.Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
6.Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии. 1999. № 3.
7.Канке В.А. Философия: Учеб. М., 1998. Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1989.
8.Карпов М.М. Диалектический материализм и естествознание. М., 1980.
9.Карпов М.М. Философские вопросы современного естествознания. Ростов-н/Д, 1972.
10.Методологические проблемы научного знания. Минск, 1983. 11.Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992.
12.Понятие “природа“ в античности и в новое время. М.,1988. 13.Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993. 14.Слуцкий М.С. Взаимосвязь философии и естествознания. М., 1973.
9
15.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 16.Урсул А.Д. Взаимосвязь философии и естествознания в условиях НТР / А.Д.
Урсул, Ле Хыу Танг // Философия. Естествознание. НТР. М., 1986. 17.Философия и методология науки. Ч.1. М., 1994.
18.Философия и научное познание. М., 1983.
19.Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
20.Философия. Учеб. для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 1998. 21.Философская борьба идей в современном естествознании. М., 1977. 22.Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985. 23.Философские проблемы естествознания. М., 1985.
24.Философский анализ особенностей развития современного естествознания. Ки-
ев, 1984.
Тема № 3. Современное научное знание
Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Понятия “наука”, “обыденное познание”, “ненаучное познание”. Мно-
гообразие наук: естественные, технические, социогуманитарные отрасли научного зна-
ния. Краткая история научного знания (этапы развития).
Основная часть: Содержание, сущность, задачи, цели науки. Основные функции науки. Особенности научного знания. Структура науки. Научная проблема и ее разновидности. Критерии научности. Научная проблема и ее разновидности. Совре-
менные модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Грани-
цы научного знания. Отрасли ненаучного знания (религия, астрология, алхимия, уфология, мистика, магия и др.): краткая характеристика.
Заключение: Значение научного знания в познании объективной действительности. Актуальность и перспективы научных достижений для общества. Роль науки в познании природы и развитии техники.
Рекомендуемая литература
1.Астрология: “за” и “против”. М., 1990.
2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
3.Вернадский В.И. Труды по общей истории науки. М., 1988.
4.Границы науки. М., 1991.
5.Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.
6.Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
7.Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.
8.Ильин В.В. Природа науки / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. М., 1985.
9.Косарева Л.М. Предмет науки: Социально-философский аспект проблемы. М., 1977.
10.Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д, 1996.
11.Кузнецов В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис. М., 1996. 12.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
13.Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы фи-
10
лософии. 1995. № 4.
14.Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. 15.Моисеев Н.Н. Слово о НТР. М., 1985.
16.НЛО - загадка нашего времени. Иркутск, 1990.
17.Олдак П.Г. Теогносеология. Миропостижение в рамках единения науки и веры. Новосибирск, 1994.
18.Основы науковедения. М., 1985.
19.Познание как исторический процесс. М., 1983. 20.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
21.Рестиво С. Параллели между физикой и мистикой // Знание-сила. 1993. № 8. 22.Салмон Г. Наука как власть и наука как коммуникация // Философские иссле-
дования. 1993. № 3.
23.Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. 24.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
25.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, про-
блемы. М., 1988.
Тема № 4. Методолого-гносеологические аспекты науки
Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Понятие “метод”, “научный метод”, “методология”. Научное познание
и научное знание. Теория познания - гносеология.
Основная часть: Рациональное и чувственное научное познание и их формы
(ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, идея).
Структура познания: эмпирический уровень (факты, эмпирические обобщения и законы) и теоретический уровень (догадки, гипотезы, законы). Методология научного познания. Философские методы (метафизический и диалектический). Классификации научных методов (всеобщие, общенаучные, частнонаучные, эмпирические, общелогиче-
ские, теоретические). Основные принципы построения естественнонаучного знания
(верификация, фальсификация и др.). Границы научного метода.
Заключение: Обобщения и выводы о специфике научных методов и познавательных процессов. Значение для науки исследования вопросов построения научного
познания и способов его организации. Научное познание и практика.
Рекомендуемая литература
1.Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.
2.Диалектика процесса познания / Под ред. М.Н. Алексеева, А.М. Коршунова.
М., 1985.
3.Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.
4.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
5.Коршунов А.М. Познание и деятельность. М., 1984.
6.Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.
7.Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.
8.Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. М., 1990.