Файл: С.П. Мякинников Концепции современного естествознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11

9. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.

10.Петров Ю.А. Логика и методология научного познания / Ю.А. Петров, А.Л. Никифоров. М., 1996.

11.Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986.

12.Проблемы методологии в современном теоретическом естествознании. Киев, 1987.

13.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1975. 14.Современная философия науки. М., 1996. 15.Современные теории познания. М., 1992.

16.Спиркин А.Г. Философия. Учеб. для вузов. М., 1998. 17.Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995. 18.Философия и методология науки. М., 1996.

19.Философия: Учеб. длявузов/ Подред. В.П. Кохановского. Ростовн/Д, 1998. 20.Формы и методы научного познания. Новосибирск, 1986.

21.Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.

Тема № 5. Научная теория

Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Понятия “теория” и “концепция”. Научная теория: особенности.

Древняя Греция - родина научно-теоретического познания. Историческое становление

научной теории.

Основная часть: Принципы построения и структура научной теории. Классификационные типы научных теорий. Функции научных теорий. Философия и научная теория. Основные концепции построения научной теории (структуралистская, традиционная). Теория в естествознании. Научная теория как ценность. Теория и эксперимент.

Заключение: Теория и практика. Обобщения и выводы о связи научной теории и объективной действительности. Значение научных теорий для современной науки и общества.

Рекомендуемая литература

1.Андреев И.Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.

2.Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979.

3.Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

4.Бургин М.В. Аксиологические аспекты научных теорий / М.В. Бургин, В.И. Кузнецов. Киев, 1991.

5.Бургин М.В. Номологические структуры научных теорий. Киев, 1993.

6.Воробьев В.Я. Теория и эксперимент / В.Я. Воробьев, А.Н. Елсунов. Минск, 1989.

7.Воронцов В.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории / В.П. Воронцов, А.Т. Москаленко, М.П. Шубина. Новосибирск, 1990.

8.Грязнов Б.С. Теория и ее объект. М., 1973.

9.Единство научного знания. М., 1988.


12

10.Каннегисер К.Х. Методологический анализ метода и теории в естественнонаучном познании / К.Х. Каннегисер, В. Лоренц, К. Вагнер // Проблемы методологии в современном теоретическом естествознании. Киев, 1987.

11.Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

12.Кузнецов В.И. Мир теорий и могущество разума / В.И. Кузнецов, М.В. Бургин. Киев, 1991.

13.Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. 14.Основы философии: Учеб. / Под ред. Е.С. Попова. М., 1997. 15.Печенкин А.А. Обоснование научной теории. М., 1991.

16.Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974. 17.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1978.

18.Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978. 19.Рыжко В.А. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический

и практический аспекты. Киев, 1985.

20.Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976.

21.Тегель К. Сопоставление традиционной и структуралистской концепций научных теорий // Естествознание: системность и динамика. М., 1990.

22.Философия. Основные идеи и принципы. М., 1994.

23.Философия: Учеб. длявузов/ Подред. В.П. Кохановского. Ростовн/Д, 1998. 24.Философия: Учеб. для вузов / Под ред. Ю.А. Харина. Минск, 1998. 25.Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.

26.Шубина М.П. Роль практики в формировании и развитии научной теории // Методологические проблемы конкретных наук. Новосибирск, 1984.

РАЗДЕЛ 2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Тема № 6. Становление современного естествознания

Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Общие проблемы возникновения и развития естествознания. Возник-

новение зачаточных знаний о природе в древности. Предпосылки развития научного

знания (неолитическая революция, разделение труда, возникновение письменности и др.). Роль мифологии в развитии наук о природе.

Основная часть: История естественных наук на Древнем Востоке в эпоху клас-

сообразования (Египет, Вавилон, Индия, Китай, Персия и др. - 14-6 вв. до н. э.). Специфика античного естествознания и его основные представители. Естественные науки

на западе и востоке (арабско-мусульманский мир) в средневековье. Познание природы в эпохи Возрождения и Нового времени. Коперниканская революция. Возникновение классической механики и научной биологии. Развитие астрономии. Прогресс естество-

знания в 19 веке. Идея эволюции и диалектизация естественных наук. Выдающиеся

открытия в физике, химии и биологии 19 века. Новейшая революция на рубеже 19-20

вв. в естествознании. Выдающиеся классики естествознания.

Заключение: Знаменательные открытия, достижения в естествознании 20 века.

Становление естествознания в 21 в., особенности. Будущее науки.


13

Рекомендуемая литература

1.Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.

2.Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

3.Виргинский В.С. История науки и техники: В 3-х т. М., 1973.

4.Волков Г. У колыбели науки. М., 1971.

5.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.): Формирование научных программ Нового времени. М., 1987.

6.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

7.Дитмар А.Б. География в античное время. М., 1980.

8.История геологии. М., 1973.

9.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

10.Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987.

11.Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас. Эйлер. Кетле: Биографические повествования / Под ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск, 1998.

12.КузнецоваН.И. Наукавееистории: (методологическиепроблемы). М., 1982. 13.Лосева И.Н. Проблемы генезиса науки. Ростов н/Д., 1979. 14.Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., 1988. 15.Наука и будущее: Борьба идей / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 1990.

16.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М., 1988.

17.Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский. Мальтус: Биографические повествования/ Под ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск, 1998.

18.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

19.Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской импе-

рии. М., 1988.

20.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. 21.Физическое знание: его генезис и развитие. М., 1993. 22.Хэллем Э. Великие геологические споры. М., 1985.

23.Шухардин С.В. История науки и техники: В 2-х ч. М., 1974.

Тема № 7. Общая панорама современного естествознания

Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Понятия “естествознание”, “естественная наука”. Краткая характери-

стика естествознания (объект, предмет, цели, задачи, содержание, сущность и др.).

Фундаментальные, классические отрасли естествознания и их происхождение (механика, астрономия, физика, химия, биология).

Основная часть: Многообразие и единство отраслей современного естество-

знания. Классификация естественнонаучных отраслей. Структура основных современных естественных наук. Автономность и взаимодействие естественных наук. Междисциплинарные отрасли естествознания. Новые, наиболее активно развивающиеся, передовые и перспективные отрасли естествознания. Философия о целостности естествознания.


14

Заключение: Связь естествознания с техническими, социальными и гуманитарными науками. Место естествознания в научном познании мира. Стиль мышления и

мировоззрение естествоиспытателя.

Рекомендуемая литература

1.Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. М., 1974.

2.Бакулин П.И. Курс общей астрономии. М., 1983.

3.Букановский В.М. Принципы и основные черты классификации современного естествознания. Пермь, 1960.

4.Естественнонаучное мышление и современность. Киев, 1989.

5.Естествознание: системность и динамика. М., 1990.

6.Ильиченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М., 1986.

7.Карпунин В.А. Методологические основы естественных и технических наук. Л., 1979.

8.Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

9.Кедров Б.М. О современной классификации наук // Диалектика в науках о при-

роде и человеке. Кн.3. М., 1983.

10.Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1957. 11.Классификация в современной науке. Новосибирск, 1989. 12.Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования. М., 1992. 13.Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980.

14.Методологические аспекты естественнонаучных исследований. Киев, 1985. 15.Методологические аспекты пограничных проблем естествознания. Киев, 1984. 16.Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и

технических наук. М., 1981.

17.Розанова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новоси-

бирск, 1986.

18.Современное естествознание в системе наук и практике. Минск, 1990. 19.Философия и интеграция науки / Знание. Сер. Философия. М., 1980, № 7. 20.Философия и основания естественных наук / Под. ред. М. Ракитова. М., 1981. 21.Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. Минск, 1985. 22.Хямяляйнен В.А. Теоретическая механика: В 2-х ч. Кемерово, 1994. 23.Чепиков М.Г. Интеграция науки. М., 1981.

24.Чешева Т.В. Естествознание как всеединое знание о мире, природе и человеке.

Томск, 1995.

25.Чолпан П.Ф. Курс физики: Методологические и философские вопросы. Киев, 1990.

Тема № 8. Специфика развития современного естествознания

Основные вопросы для раскрытия темы Введение: Общее воззрение на современное естествознание. Классическое,

неклассическое и постнеклассическое естествознание. Отличие естественнонаучного знания от другого научного, ненаучного и обыденного знания. Идея развития природы


15

и ее познания: предыстория и современность.

Основная часть: Краткая характеристика основных закономерностей развития

естествознания. Тенденции развития современных наук о природе (интеграция, дифференциация, математизация, кибернетизация, информатизация, гуманизация, косми-

зация и др.). Особенности современного естествознания (связь с НТР, идея лидерства, усиление мировоззренческой нагруженности познания природы и др.). Техника, наука и естествознание. Кризис неклассического естествознания и появление постнеклассиче-

ской науки о природе.

Заключение: Значение изучения и развития естествознания для современной науки и общества. Функции естествознания. Перспективы развития естественных наук.

Рекомендуемая литература

1.Вандышев В.Н. Философский анализ дифференциации естественнонаучного познания. Киев, 1982.

2.Гносеологические аспекты естественного познания. Вологда, 1985.

3.Готт В.С. Категории современной науки / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. М., 1984.

4.Депенчук Л.П. Переемственность в развитии естествознания. Киев, 1988.

5.Елисеев Э.Н. Потоки идей и закономерности развития естествознания. Л., 1982.

6.Естественнонаучное познание: изменение методологических ориентаций. Киев, 1993.

7.Закономерности научного познания. Томск, 1982.

8.ИвановаН.Я. Социально-культурныефункцииестественныхнаук. Киев, 1977.

9.Казютинский В.В. Идея развития и познание структуры материи / В.В. Казютинский, Р.С. Карпинская // Вопросы философии. 1981. № 9.

10.Карпов М.М. Основные закономерности развития естествознания. Ростов н/Д, 1963.

11.Карпов М.М. Философские вопросы современного естествознания. Ростов н/Д, 1972.

12.Келигов М.Ю. Становление идеи развития в естествознании. Ростов н/Д, 1988. 13.Лось В.А. Интеграция в науке: реалии 20 века // Вестник РАН. 1995. № 4. 14.Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки. М., 1988.

15.Противоречия в развитии естествознания. М., 1965.

16.Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1985. Вып. № 6. 17.Современное естествознание в системе науки и практики. Минск, 1990. 18.Федоров В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании. М.,

1979.

19.Философия. Естествознание. НТР. М., 1986.

20.Философский анализ особенностей развития современного естествознания. Ки-

ев, 1984.

21.Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

22.Чепиков М.Г. Интеграция науки. М., 1981.Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. Киев, 1981.

23.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, про-

блемы. М., 1988.