Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
4-й этап: Определение товарных групп – разработка Товарного классификатора.
5-й этап: Углубление товарного ассортимента – разработка Ассортиментной матрицы.
6-й этап: Мониторинг (анализ) ассортимента.
Рис. 2. Этапы формирования ассортиментной политики
Источник: Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2015. - № 2. - С. 28.
Под ассортиментной матрицей понимают документ, в состав которого входит полный список всех позиций товаров, реализуемых в компании, занимающейся торговлей исходя из требований ассортиментной политики, особенностей избранного перед этим формата и его локации. Матрицу строят на основе классификатора. Как правило, в матрице товары подразделяют на группы, категории, подкатегории, товарные позиции и др.
Методы анализа ассортимента и оценки ассортиментной политики на торговом предприятии
Формирование ассортиментной политики неразрывно связано с ее анализом и оценкой. В связи с этим на протяжении долгих лет разработаны многообразные методы анализа ассортиментной политики в компаниях, занимающихся торговлей, которые применяют для анализа состояния и результатов разработки соответствующей ассортиментной политики [8, с. 27]. По окончании анализа формируют новую, либо изменяют существующую ассортиментную политику [5, с. 106].
На рисунке 3 [4, с. 146] можно увидеть классификацию методов анализа ассортиментной политики торговых предприятий.
Методы оценки ассортиментной политики
Однофакторные
Двуфакторные
Многофакторны й
ABC-анализ
Матрица Ансоффа
Матрица совместных покупок
XYZ-анализ
Матрица БКГ
Матрица построения пространства восприятия
Анализ рентабельности
Матрица General Electric
Метод, основанный на моделировании денежных потоков
Операционный анализ
Матрица Маркон
Метод экспертных оценок
Анализ прибыли
Метод «Дибба- Симкина»
Рис. 3. Классификация методов оценки ассортиментной политики Источник: Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2015. – 314 с.
Традиционный инструмент анализа ассортимента представлен ABC- анализом, который заключается в обнаружении пропорций покрытия общих затрат и гарантирования прибыли любыми группами продукции, традиционно, внесенных в ассортимент.
В ходе ABC-анализа группы обозначают латинскими буквами:
-
-
- А – высокой приоритетности, то есть группы товаров, приносящих наибольшую долю дохода.
- В – средней приоритетности, то есть группы товаров, приносящих процент дохода на уровень меньше, в отличие от группы высокой приоритетности, но формируют значительную долю прибыли.
- С – низкой приоритетности, то есть группы товаров, приносящих наименьшую долю дохода [1, с. 262].
-
Среди основных достоинств ABC-анализа можно назвать:
-
-
- простоту использования;
- наглядность проанализированных показателей;
- точность рассчитанных критериев и параметров;
- быстрое выявление основных проблем и путей их решения;
- возможность автоматизации каждого этапа метода;
- отсутствие необходимости в применении дорогостоящего оборудования и дополнительных финансовых вложений в реализацию метода;
- быстроту проведения каждого этапа метода [3, с. 32]. К недостаткам ABC-анализа можно отнести:
- некоторые тонкости при построении сложных структурированных диаграмм;
- при некоторых ошибках можно сделать неверные выводы.
-
Данный метод нашел широкое применение в торговой деятельности, что позволяет управлять большими объемами различного рода наименований ассортимента [10, с. 159].
Важно значение в анализе занимает и XYZ-анализ, который учитывает такой немаловажный фактор как колебания спроса. Исходя из этого, выделяют
определенные группы ассортимента товаров [4, с. 28]. Главным замыслом XYZ- анализа понимают классификацию объектов анализа в зависимости от их однородности анализируемых параметров, другими словами по коэффициенту вариации [7, с. 106].
В качестве главного преимущества названного метода можно назвать относительную простоту и эффективность расчетов [6, с. 210]. Следует отметить главный недостаток названного метода – отсутствие учета качественных показателей, а точное определение коэффициента вариации является достаточно сложным в случае, когда продукт новый, а также отсутствуют достоверные данные о продажах в прошлые периоды.
Выводы по первой главе.
Торговый ассортимент определяют как некий набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени.
Структура ассортимента является соотношением видов, групп и разновидностей, а также подгрупп товаров, составляющих ассортимент магазина. Структура характеризуется показателями глубины, а также широты. Она имеет определяющее значение в процессе организации его формирования в каком-то определенном магазине.
Ассортиментная политика – это определение набора товарных групп, который наиболее предпочтителен для успешного функционирования на рынке. Среди основных направлений в области совершенствования ассортимента можно назвать следующее: сокращение ассортимента; расширение ассортимента; углубление ассортимента; стабилизация ассортимента;
обновление ассортимента.
Одними из популярных методов анализа ассортиментной политики предприятия являются ABC и XYZ анализы.
Анализ торгового ассортимента ООО «Передвижник»
Общая характеристика торговой компании ООО «Передвижник»
ООО «Передвижник» является розничным предприятием, которое представляет ассортимент качественной продукции для всех видов творчества и разнообразных видов ручных ремесел.
Полное наименование анализируемой организации – общество с ограниченной ответственностью «Передвижник». Место нахождение организации – г. Москва, ул. Фестивальная 1/92.
Основной вид деятельности – это розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже товаров для творчества. Основная цель - извлечение прибыли. Цель, из нее вытекающая, - удовлетворение запросов покупателей [6, с. 12].
Товары и услуги, которые реализует магазин:
-
-
- наборы для творчества и поделок;
- галантерейные изделия;
- игры и игрушки.
-
Компания имеет линейно-функциональную структуру управления, которая представлена на рисунке 5.
Директор
Отдел продаж
Бухгалтер. отдел
Отдел по снабжению
Менеджер по продажам
Бухгалтер
Менеджер по снабжению
Продавцы
Уборщицы
Маркиров щики
Старший кассир
Рис. 4. Организационная структура управления Источник: внутренняя информация компании.
Директор магазина ООО «Передвижник» исполняет обязанности руководителя, выставляет задачи персоналу, решает все вопросы, которые касаются организации, осуществляет систематический контроль над их распоряжением.
В задачи бухгалтера входит: обеспечение совместно с другими службами компании розничной торговли материальной ответственности за продукцию; проверка правильности оформления документов, их соответствия законодательству, целесообразности товарных операций; контроль за своевременностью и правильным отражением товарных операций в учете; проверка полноты и своевременное оприходование товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров; установление контроля за правильным проведением инвентаризации имущества, своевременное и верное выявление ее результатов; обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки; своевременное и правильное определение валового дохода компании [1, с. 67].
Менеджер по продажам выполняет следующие обязанности согласно должностной инструкции: руководит деятельностью продавцов, оказывает; разрабатывает планы продаж для продавцов, контролирует выполнение поставленных перед продавцами планов; систематически собирает информацию о деятельности конкурентов.
Продавец несет следующие обязанности: оказывает услуги по реализации товара; несет полную материальную ответственность за сохранность доверенных ему товарно-материальных ценностей и финансовых средств; занимается приемкой товара; несет ответственность за правильную работу с кассовым аппаратом по обслуживанию покупателей; осуществляет контроль за наличием ассортиментного минимума в магазине; соблюдает санитарное состояние рабочего места.
Линейно-функциональная структура управления обеспечивает слаженную работу всех отделов в ООО «Передвижник».
Анализ основных технико-экономических показателей
Перед тем как переходить к анализу торгового ассортимента компании необходимо провести исследование ее финансового состояния [2, с. 34].
Динамика основных технико-экономических показателей представлена в таблице 1. Показатели баланса компании были взяты из Приложения 1. Показатели финансовых результатов отражены в Приложениях 2 и 3.
Динамика основных технико-экономических показателей
Таблица 1
Показатель |
Сумма |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Показатели баланса компании |
|||||||
Основные средства, тыс. руб. |
270 |
287 |
293 |
17 |
6 |
106,30 |
102,09 |
Внеоборотные активы, тыс. руб. |
289 |
294 |
301 |
5 |
7 |
101,73 |
102,38 |
Запасы, тыс. руб. |
2 299 |
2 338 |
2 410 |
39 |
72 |
101,70 |
103,08 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
369 |
348 |
328 |
-21 |
-20 |
94,31 |
94,25 |
Финансовые вложения, тыс. руб. |
150 |
60 |
303 |
-90 |
243 |
40,00 |
505,00 |
Денежные средства, тыс. руб. |
156 |
199 |
266 |
43 |
67 |
127,56 |
133,67 |
Оборотные активы, тыс. руб. |
2 980 |
2 960 |
3 320 |
-20 |
360 |
99,33 |
112,16 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
750 |
890 |
1 222 |
140 |
332 |
118,67 |
137,30 |
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. |
698 |
705 |
706 |
7 |
1 |
101,00 |
100,14 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
1 821 |
1 659 |
1 693 |
-162 |
34 |
91,10 |
102,05 |
Показатели финансовых результатов компании |
|||||||
Выручка, тыс. руб. |
6 543 |
6 570 |
6 599 |
27 |
29 |
100,41 |
100,44 |
Себестоимость, тыс. руб. |
2 393 |
2 320 |
2 214 |
-73 |
-106 |
96,95 |
95,43 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
4 150 |
4 250 |
4 385 |
100 |
135 |
102,41 |
103,18 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
1 325 |
1 589 |
1 703 |
264 |
114 |
119,92 |
107,17 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2 825 |
2 661 |
2 682 |
-164 |
21 |
94,19 |
100,79 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
290 |
267 |
240 |
-23 |
-27 |
92,07 |
89,89 |
Прочие расходы тыс. руб. |
253 |
260 |
287 |
5 |
27 |
101,96 |
110,38 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2 862 |
2 668 |
2 635 |
-194 |
-33 |
93,22 |
98,76 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
572 |
534 |
527 |
-38 |
-7 |
93,36 |
98,69 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2 290 |
2 134 |
2 108 |
-156 |
-26 |
93,19 |
98,78 |
Среднесписочная численность работников., чел. |
15 |
15 |
16 |
0 |
1 |
100,00 |
106,67 |
Показатели эффективности деятельности компании |
|||||||
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб./руб. |
0,37 |
0,35 |
0,34 |
-0,01 |
-0,02 |
96,55 |
95,01 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
436,20 |
438,00 |
412,44 |
1,80 |
-25,56 |
100,41 |
94,16 |
Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. |
2 865,00 |
2 970,00 |
3 140,00 |
105,00 |
170,00 |
103,66 |
105,72 |
Коэффициент оборачиваемости, руб./руб. |
2,28 |
2,21 |
2,10 |
-0,07 |
-0,11 |
96,86 |
95,00 |
Рентабельность продаж, % |
43,18 |
40,50 |
40,64 |
-2,67 |
0,14 |
93,81 |
100,35 |
Источник: собственная разработка автора.
Так как мы исследуем предприятие розничной торговли, которое занимается продажей товаров для творчества, то стоимость внеоборотных
средств значительно меньше стоимости оборотных, потому что у компании отсутствует какое-либо дорогостоящее оборудование, производственные площади или большие склады.
Выручка ООО «Передвижник» увеличивается небольшими темпами, относительный прирост в 2017 года составил 0,41 %, а в 2018 году – 0,44 %. Однако себестоимость реализуемой продукции, наоборот, снижается и за три года упала на 179 тыс. руб. В результате данных изменений валовая прибыль выросла на 56 тыс. руб. [1, с. 45]. Чистая прибыль приняла значение в отчетном периоде – 2 108 тыс. руб., что на 182 тыс. руб. меньше значения 2016 года.
Анализ структуры ассортимента в ООО «Передвижник»
Структура ассортимента представляет собой 17 групп товаров, выручка каждой из которых имеет положительную динамику. Динамика ассортимента представлена в таблице 2.
Динамика ассортимента товаров
Таблица 2
Товарные группы |
Динамика товарооборота |
Динамика прибыли |
||||
2017 г., тыс. руб. |
2018 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
2017 г., тыс. руб. |
2018 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
|
Ароматерапия, свечи, мыловарение |
126 |
128 |
101,59 |
78 |
79 |
101,28 |
Бисероплетение, макраме |
423 |
428 |
101,18 |
134 |
135 |
100,75 |
Бумага и бумажная продукция |
212 |
213 |
100,47 |
75 |
76 |
101,33 |
Вышивание |
507 |
510 |
100,59 |
250 |
251 |
100,40 |
Вязание |
486 |
488 |
100,41 |
198 |
200 |
101,01 |
Графические материалы, канцелярия |
476 |
477 |
100,21 |
126 |
127 |
100,79 |
Декор поверхностей и заготовок |
453 |
455 |
100,44 |
212 |
200 |
94,34 |
Для дома и сада |
212 |
215 |
101,42 |
33 |
47 |
142,42 |
Кисти, краски, жидкости |
654 |
658 |
100,61 |
224 |
225 |
100,45 |
Лепка и скульптуры |
220 |
217 |
98,64 |
98 |
100 |
102,04 |
Литература, печатная продукция |
56 |
60 |
107,14 |
23 |
24 |
104,35 |
Модели для сборки, игры |
889 |
890 |
100,11 |
414 |
415 |
100,24 |
Праздник, подарки, украшения |
143 |
144 |
100,70 |
76 |
76 |
100,00 |
Рукодели и творчество |
430 |
431 |
100,23 |
112 |
114 |
101,79 |
Скрапбукинг |
284 |
285 |
100,35 |
78 |
79 |
101,28 |
Холсты, мольберты, инвентарь |
678 |
677 |
99,85 |
335 |
336 |
100,30 |
Шитье |
321 |
323 |
100,62 |
196 |
198 |
101,02 |
Итого: |
6 570 |
6 599 |
100,44 |
2 662 |
2 682 |
100,75 |