Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Источник: собственная разработка автора.
Исходя из данных представленной таблицы можно прийти к выводу, что ключевой объем товарного оборота магазина ООО «Передвижник» занимают такие товарные группы, как: «Модели для сборки, игры», «Холсты, мольберты, инвентарь», «Кисти, краски, жидкости», «Вышивание», «Вязание»,
«Графические материалы», «Канцелярия», «Декор поверхностей и заготовок»,
«Рукоделие и творчество», «Бисероплетение, макраме».
Перейдем к анализу XYZ в целях осуществления сравнения стабильности объема продаж по каждой группе товарооборота (таблица 8).
XYZ-анализ ООО «Передвижник»
Таблица 8
асс YZ
Товарные группы |
Объем Сумма за Среднее товарооборота, периоды, значение, Коэфф тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. вари |
ициент Кл ации X |
||||
2017 г. |
2018 г. |
|||||
Ароматерапия, свечи, мыло |
126 |
128 254 127 0,7 |
9 X |
|||
Бисероплетение, макраме |
423 |
428 851 426 0,5 |
9 X |
|||
Бумага и бумажная продукция |
212 |
213 425 213 0,2 |
4 X |
|||
Вышивание |
507 |
510 1 0 |
17 509 0,3 |
0 X |
||
Вязание |
486 |
488 974 487 0,2 |
1 X |
|||
Граф. материалы, канцелярия |
476 |
477 953 477 0,1 |
1 X |
|||
Декор поверхностей и заготовок |
453 |
455 908 454 0,2 |
2 X |
|||
Для дома и сада |
212 |
215 427 214 0,7 |
0 X |
|||
Кисти, краски, жидкости |
654 |
658 1 3 |
12 656 0,3 |
1 X |
||
Лепка и скульптуры |
220 |
217 437 219 0,6 |
9 X |
|||
Литература, печатная продукция |
56 |
60 116 5 |
8 3,4 |
5 X |
||
Модели для сборки, игры |
889 |
890 1 7 |
79 890 0,0 |
6 X |
||
Праздник, подарки, украшения |
143 |
144 287 144 0,3 |
5 X |
|||
Рукодели и творчество |
430 |
431 861 431 0,1 |
2 X |
|||
Скрапбукинг |
284 |
285 569 285 0,1 |
8 X |
|||
Холсты, мольберты, инвентарь |
678 |
677 1 3 |
55 678 0,0 |
7 X |
||
Шитье |
321 |
323 644 322 0,3 |
1 X |
|||
Итого |
6 570 |
6 599 - - - - |
Источник: собственная разработка автора.
XYZ-анализ продемонстрировал, что абсолютно для всех товарных групп характерна систематическая величина продаж, незначительные колебания в их реализациях и высокая точность прогноза [10, с. 160]. Теперь необходимо совместить ABC-анализ и анализ XYZ (таблица 9).
Итоговый совмещенный анализ за 2018 г.
Таблица 9
Товарные группы |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
Совмещение |
Модели для сборки, игры |
890 |
AX |
Холсты, мольберты, инвентарь |
677 |
AX |
Кисти, краски, жидкости |
658 |
AX |
Вышивание |
510 |
AX |
Вязание |
488 |
AX |
Графические материалы, канцелярия |
477 |
AX |
Декор поверхностей и заготовок |
455 |
AX |
Рукоделие и творчество |
431 |
AX |
Бисероплетение, макраме |
428 |
AX |
Шитье |
323 |
BX |
Скрапбукинг |
285 |
BX |
Лепка и скульптуры |
217 |
BX |
Для дома и сада |
215 |
BX |
Бумага и бумажная продукция |
213 |
BX |
Праздник, подарки, украшения |
144 |
CX |
Ароматерапия, свечи, мыловарение |
128 |
CX |
Литература, печатная продукция |
60 |
CX |
Источник: собственная разработка автора.
Товары, которые отнеслись к группе AX, несут в себе самую большую потребительскую стоимость, высокую степень надежности прогноза в результате постоянного потребления. Таких групп товарного ассортимента достаточно много по причине того, что они не находятся под влиянием ни сезонных колебаний, ни любых других, которые могли бы уменьшать стабильность потребления. Ориентация данных товаров направлена на покупателей, которые систематически приобретают продукцию для реализации своего хобби [5, с. 92].
Товары группы BX также отличаются большим товарным оборотом и стабильностью. В результате этого необходимо систематически гарантировать наличие продукции данных групп.
Для продукции, которая вошла в группу CX, рационально применять систему заказов с постоянной периодичностью и понизить страховой товарный запас.
Выводы по второй главе 2
Основным видом деятельности ООО «Передвижник» является розничная торговля товарами для творчества. В целом ООО «Передвижник» ведет эффективную деятельность.
Ассортимент является относительно стабильным, отсутствуют резкие скачки в уровне товарного оборота по каждой группе товаров.
Абсолютно все группы товаров находятся в стадии зрелости и большинство из них представляют собой «дойных коров», что дает возможность ООО «Передвижник» получать более высокий уровень прибыли.
Товарными группами, которые приносят наибольшую прибыль магазину, являются следующие: «Модели для сборки, игры», «Холсты, мольберты, инвентарь», а также «Кисти, краски, жидкости».
Товарные группы «Литература, печатная продукция», «Ароматерапия, свечи, мыловарение» и «Праздник, подарки, украшения» нуждаются в стимулировании сбыта.
Мероприятия по совершенствованию торгового ассортимента
Рекомендации по совершенствованию структуры ассортимента
В качестве рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Передвижник» представлены следующие мероприятия.
Так как осуществленный ABC-анализ указал продукцию, которая экономически невыгодна, отнесенная к категории «C», и спрос на которую очень низок, из предлагаемого ассортимента необходимо вывести группы товаров, приносящие наименьший доход относительных других товарных групп, найти возможность заменить их другой продукцией.
В компании отсутствуют товары, наделенные уникальными свойствами. Компания ООО «Передвижник» обязана ввести в свой ассортиментный ряд также продукцию авторского производства, либо ручной работы, которой нет места в магазинах-конкурентах. Таким товаром, наделенными уникальными свойствами, может стать «Secret art box», которая представляет собой секретную коробку для творчества. В нем будут совмещены коробочки на разнообразные категории творчества, которые наполнены продукцией, уже представленной в магазине.
Необходимо активизировать деятельность по предложению новой продукции покупателям и продукции, которая приносит большой доход в исследуемой структуре товарооборота. Данная рекомендация заключена в стимулировании сбыта актуальной продукции для покупателей. К таким товарным группам относятся: «Холсты, мольберты, инвентарь», следовательно их необходимо комплектовать с сопутствующей товарной группой, «Кисти, краски, жидкости» и реализовывать как готовый набор, облегчая процесс выбора у потребителей [4, с. 77].
Далее необходимо диверсифицировать товарные группы, которые приносят наибольшую прибыли компании ООО «Передвижник». Сюда можно отнести: новые марки, новые производители, новые материалы изготовления, функции и прочее.
В ООО «Передвижник» в рамках группы товаров «Модели для сборки» нет наличия такой линии товаров как «Модели парусных кораблей», которые пользуются популярностью уже много лет. Следовательно нужно расширить данную группу товаров новыми моделями. Предлагается начать сотрудничества с новым поставщиков «Modelsworld». Данный производитель уже много лет занимает лидирующие позиции на рынке модельной продукции. Они занимаются производством непосредственно моделей парусных кораблей.
Важно, чтобы продавцы-консультанты магазина ООО «Передвижник» в процессе осуществления работы с потребителем выявляли, какие товары, наличие которых отсутствует в магазине в данный момент, клиент желал бы приобрести [3, с. 31]. Для того, чтобы добиться большей эффективности данного мероприятия, мы будем проводить опрос покупателей посредством анкеты (приложение 4).
Важно больше времени и сил направлять на оперативный учет, работу с браком, выявление неликвидных товаров. В рамках данной рекомендации магазину ООО «Передвижник» необходимо определить, какой товар является ликвидными, а какой нет. Пути решения проблемы наличия товаров, являющихся неликвидными: распродажа со скидкой; раскладка в местах с повышенной проходимость, к примеру, «все по 50 рублей»; применение в мастер-классах, которые проводит магазин.
Расчеты экономической эффективности предложенных рекомендаций
Проведем необходимые экономические расчеты.
- В рамках первой рекомендации было выведение продукции из категории
«С». Рассмотрим результат замены групп товаров «Праздник, украшения, подарки», «Ароматерапия, свечи, мыловарение» и «Литература» на товары категории «А». Удельный вес данных товаров в общем объеме выручки в 2018 году составлял 5,03 %. Он будет пропорционально распределен между «Кисти, краски, жидкости», «Модели для сборки, игры», «Холсты, мольберты, инвентарь».
На основании проведенных расчетов привлекательности ассортиментных товарных групп, планируемая структура товарооборота в магазине ООО
«Передвижник» представлена в таблице 10 [1, с. 174].
Планируемая структура товарооборота в 2019 г.
Таблица 10
Товарные группы |
Удельный вес, % |
Стратегия в отношении товарной группы |
Планируемый удельный вес, % |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. |
|
Ароматерапия, свечи, мыловарение |
1,94 |
Сокращение на 1,94 |
0,00 |
Бисероплетение, макраме |
6,49 |
6,49 |
|
Бумага и бумажная продукция |
3,23 |
3,23 |
|
Вышивание |
7,73 |
7,73 |
|
Вязание |
7,40 |
7,40 |
|
Графические материалы, канцелярия |
7,23 |
7,23 |
|
Декор поверхностей и заготовок |
6,89 |
6,89 |
|
Для дома и сада |
3,26 |
3,26 |
|
Кисти, краски, жидкости |
9,97 |
Увеличение на 1,67 |
11,64 |
Лепка и скульптуры |
3,29 |
3,29 |
|
Литература, печатная продукция |
0,91 |
Сокращение на 0,91 |
0,00 |
Модели для сборки, игры |
13,49 |
Увеличение на 1,67 |
15,16 |
Праздник, подарки, украшения |
2,18 |
Сокращение на 2,18 |
0,00 |
Рукоделие и творчество |
6,53 |
6,53 |
|
Скрапбукинг |
4,32 |
4,32 |
|
Холсты, мольберты, инвентарь |
10,26 |
Увеличение на 1,67 |
11,96 |
Шитье |
4,89 |
4,89 |
Источник: собственная разработка автора.
Посредством выведения из ассортиментного ряда перечисленных товарных групп, высвободится 3 полочных стеллажа, площадь которых составит 15 кв. м. Расчеты установочных и демонстрационных площадей торгового оборудования представлены в таблице 11.
Таблица 11 Расчеты установочных и демонстрационных площадей торгового оборудования
Тип торгового оборудования |
Габариты 1 ед. оборудования, м. |
Количество полок, шт. |
Количество ед. оборудования, шт. |
Sy кв.м. |
Sэ кв.м. |
Стеллаж полочный |
3*0,560*2,5 |
3 |
40 |
67,2 |
201,6 |
Стеллаж пристеночный |
3*0,5*2,08 |
2 |
30 |
45 |
90 |
Стеллаж островной |
1*1*1,5 |
2 |
20 |
20 |
40 |
Стеллаж с перфорированной стенкой |
1,25*0,5*2,08 |
4 |
20 |
12,5 |
50 |
Камера для хранения сумок |
0,425*1,2*1,6 |
- |
10 |
5,1 |
- |
Корзины для мелкооптовых покупок |
0,6*0,9 |
- |
2 |
1,1 |
- |
Прилавок с местом под кассу |
1*0,9*0,6 |
- |
2 |
1,8 |
1,8 |
Итого |
152,7 |
383,4 |
Источник: собственная разработка автора.
Таким образом после выведения части товарных групп освободится 3 * 0,56 * 3 * 3 = 15 кв.м. демонстрационной площади. На их месте мы установим товарные группы «Кисти, краски, жидкости», «Модели для сборки, игры»,
«Холсты, мольберты, инвентарь». Посредством данных изменений товарооборот по каждой товарной группе вырастит на 5 %, что в стоимостном выражении составит 10 988,6 + 14 683 + 11 305,9 = 37 157,5 руб.
Таким образом, за счет выведения из товарного ряда продукции
«Ароматерапия, свечи, мыловарение», «Литература, печатная продукция»,
«Праздник, подарки, украшения», освободится демонстрационная площадь торгового оборудования, что позволит размещать на ней товары группы «А».
- Следующая рекомендация – это разработка товара, наделенного уникальными свойствами, а именно секретной коробки «Secret art box» [7, с. 180].