Файл: Эстетические свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что именно грамотно сформированный ассортимент позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности – извлечения максимально возможной прибыли.

Огромный теоретический и практический вклад в исследование данной темы внесли такие ученые как: А. В. Абрютина, С. Н. Белоусова, И. Т. Балабанов, Х. Виссема, Н. М. Сурай и др.

Цель работы – анализ структуры торгового ассортимента в ООО

«Передвижник» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Задачи работы:

      • изучить теоретические основы формирования торгового ассортимента;
      • провести анализ деятельности компании ООО «Передвижник»;
      • изучить структура ассортимента компании ООО «Передвижник»;
      • разработать рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента компании;
      • провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

Объект исследования – ООО «Передвижник».

Предмет исследования – торговый ассортимент ООО «Передвижник». Методы исследования: книжное; ABC-анализ; XYZ-анализ; матрица БКГ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются научные работы М. П. Афанасьева, С. Н. Виноградовой, Л.П. Дашкова, Ю.А. Елагина, С. Н. Лебедовой, В.К. Памбухчиянц, и др., а также финансовая отчетность ООО «Передвижник».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений

Теоретические основы формирования торгового ассортимента

1.1 Основные характеристики торгового ассортимента

Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.

Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д. [1, с. 12].


Слово «ассортимент» является словом французского происхождения. Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Сурай Н.М. «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации» [10, с. 153].

Значение слова ассортимент по Балабановой И. Т.: «Ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам. Значение слова ассортимент по Виноградовой: ассортимент является отражением межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения» [2, с. 116].

Ассортимент более полно может характеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определенном товарном рынке.

Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определенному признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее. В зависимости от товаров народного

потребления можно выделить два вида ассортимента товаров: торговый и производственный.

Производственный ассортимент товаров является перечнем товаров, которые выпускаются определенными предприятиями, которые объединены или отраслями промышленности либо сельского хозяйства.

Торговый ассортимент является перечнем товаров, которые были подобраны для реализации на предприятии торговли. Данный ассортимент включает в себя множество различных наименований, а также разновидностей продукции, которая выпускается непосредственно организациями всевозможных отраслей промышленности, а также сельского хозяйства [8, с. 109].

Доля всевозможных товаров в структуре ассортимента торгового предприятия определяется специализацией фирмы, его потребительским спросом, материально-технической базой, а также другими факторами. По этой причине считается, что торговый ассортимент является набором товаров, которые сформированы по определенным признакам и призван удовлетворять спрос в определенный момент времени [1, с. 13].

Обеспечение должного уровня обслуживания потребителей, а также роста экономических показателей деятельности торговой фирмы в значительной степени зависит от верного формирования ассортимента.


Маркетинговые подходы, направленные на формирование ассортиментной политики торговой организации должны быть основаны на предпочтениях потребителей, а также им необходимо обеспечить достаточный уровень рентабельности фирмы, которая имеет возможность выбрать из широкого спектра продукции, предлагаемой как самим производителем, так и мелкими и крупными оптовиками [3, с. 27].

Ассортиментная политика является формированием ассортимента товаров в зависимости от финансового состояния организации, ее стратегических целей, а также от потребностей рынка. Ассортиментная политика, обычно, преследует долгосрочные цели. Формирование ассортиментной политики и ее реализация

нужны для того, чтобы управлять объемом прибыли, определять условия безубыточной работы фирмы, а также для того, чтобы прогнозировать собственные инвестиции в развитии бизнеса [5, с. 136].

На показатели, характеризующие ассортимент определенного предприятия либо магазина оказывают влияние множество факторов. Все факторы принято разделять на общие специфические.

Прокопчук А.А. считает, что общие факторы не зависят от определенных условий деятельности фирмы. Общие факторы делятся на: социальные; экономические; демографические; национально-бытовые; природно- климатические [9, с. 127].

Специфические факторы отражают конкретные условия работы фирмы:

      • роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
      • наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
      • тип и мощность фирмы;
      • характеристика сегментов;
      • транспортные связи;
      • уровень доходов по сегментам;
      • специфика спроса внутри сегментов;
      • размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования [4, с. 165].

Также оказывает свое влияние и такой фактор, как спрос. Но для начала, коммерческому аппарату необходимо определиться, на каких сегментах будет работать эта организация торговли. Такая работа проводится специалистами маркетингового отдела, а также специалистами коммерсантами в процессе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования торговых предприятий определенного региона.

Именно поэтому необходимо при формировании ассортимента товаров на рынке обладать достоверной информацией о структуре спроса, его объеме, динамике его развития, особенностях и характере спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.

Сущность и задачи ассортиментной политики


Собственно, ассортимент компании, занимающейся торговлей, отражает в себе номенклатуру товаров, относящихся, традиционно, к разнообразным группам товаров, подгруппам, видам и разновидностям. Следует отметить, что долю различных товаров в структуре торгового ассортимента определяют, исходя из специализации торгового предприятия, его материально-технической базой, потребительского спроса и других факторов [6, с. 14].

В связи с этим торговый ассортимент определяют как некий товарный набор, образованный по конкретным качествам, целью которого является удовлетворение спроса в конкретный момент времени [9, с. 129].

В свою очередь, ассортиментную политику можно определить как собственно определение набора групп товаров, которые в большей степени предпочтительны для эффективной деятельности на рынке и гарантирующие экономическую результативность работы торговой организации в общем.

На рисунке 1 [7, с. 43] можно увидеть основные задачи ассортиментной политики.

1. Удовлетворение запросов

потребителе.

2. Оптимальное использование технологических знаний и опыта

предприятия.

3. Оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине

прибыли.

4. Завоевание новых покупателей путем расширения сферы

применения существующей производственной программы.

5. Соблюдение принципов гибкости

за счет диверсификации сфер деятельности предприятия, отрасли, печати и включения в них нетрадиционных отраслей.

6. Соблюдение принципа синергизма,

предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Рис. 1. Основные задачи ассортиментной политики

Источник: Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2016. – С. 43.

Традиционно, базовый набор ассортиментных позиций обязан иметь место всегда. Принятие решения о расширении ряда ассортиментной продукции осуществляется продавцом и поставщиком в индивидуальном порядке в зависимости от ситуации.

Изучение и анализ ассортимента товаров также может быть осуществлено исходя из его широты или ширины (количество товарных линий).

В данной ситуации конкретную группу ассортимента объединяют исходя из различий на уровне добавленных характеристик продукции (принцип функционирования, качество, расфасовка) [2, с. 201].


Под длиной (глубиной) ряда ассортимента товаров подразумевают количественную характеристику разнообразных вариантов создания продукции в пределах конкретной ассортиментной группы, которые наделены одной базовой функцией, но не смотря на это несут в себя отдельные различия в области функциональных характеристик, качества, набора добавленных характеристик (количества товаров в одной продуктовой линии) [6, с. 87].

В свою очередь, насыщенность ряда ассортиментов товаров представляет собой общее число единиц товаров, отраженные по каждому варианту исполнения конкретного вида продукции компании.

Высота ассортиментного ряда представляет собой средний уровень цены в конкретной продуктовой линии.

Структура ассортимента товаров отражает в себя конкретное соотношение обособленных по какому-либо признаку частей ассортимента.

В сбалансированность ассортимента включают такие свойства, как логичность, последовательность ассортиментных групп [3, с. 27].

Соответственно, формирование ассортимента подразумевает в себя упорядоченный процесс отбора и формирования номенклатуры продукции, которая соответствует спросу потребителей и гарантирует высокую прибыль от деятельности компании, занимающейся торговлей.

Ассортиментная политика занимает важное место в системе управления торгового предприятия. Как правило, от того, на сколько качественно

сформирована ассортиментная политика зависит не только объем продаж и финансовый результат деятельности, но и дальнейшая «жизнеспособность» торгового предприятия в целом [10, с. 157].

Перед формированием ассортиментной политики торгового предприятия, как правило, разрабатывается ассортиментная концепция, которая представляет собой целевое создание оптимальной структуры ассортиментного ряда, предложения продукции. В качестве базы такой концепции принимают требования потребителей конкретных рыночных сегментов и необходимость гарантирования наиболее рационального использования компанией тех или иных ресурсов [7, с. 102].

Выделяют различные этапы в формировании ассортиментной политики торгового предприятия. Рассмотрим один из наиболее популярных вариантов формирования ассортиментной политики торгового предприятия, который укрупненно представлен на рисунке 2 [6, с. 28].

7-й этап: Совершенствование ассортимента.

1-й этап: Определение формата торгового предприятия. 2-й этап: Осуществление сегментирования потребителей. 3-й этап: Анализ ассортиментной политики конкурентов.