Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В будущем чипирование планируется ввести в отношении всей верхней одежды и обуви. В настоящее время на добровольной основе маркируется кожаная обувь. Также чипированию может подвергнуться и детские товары, поскольку доля контрафакта таких товаров в России достигает 40%.

Еще одна группа товаров, которую могут взять под контроль, это лекарственные средства. По данным департамента здравоохранения Москвы, примерно 7% всех лекарств в столице, являются некачественными, с истекшим сроком годности, либо с неправильной технологией производства. Некоторые компании уже практикуют процедуру маркировки лекарств, к ним относятся: «Р-Фарм», «Биокад», «Катрен» и другие.

Единственный минус чипирования, по словам экспертов, это обязательное удорожание маркируемых товаров, поскольку процедура не бесплатная и влечет за собой дополнительное оснащение производств и складов.

Рассмотрев во второй главе многочисленные примеры использования закона защиты прав потребителей, можно сделать выводы о текущем состоянии законодательства и о перспективах его развития.

В настоящее время довольно часто говорится о значимости защиты прав потребителей, в первую очередь такая необходимость диктуется объемом отношений в потребительской сфере. Этот объем охватывает значительную часть правоотношений, и это происходит в первую очередь из-за характера экономических и общественных отношений. Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.

Тенденции развития указывают на то, что существующие на сегодняшний день проблемы, такие как:

- ослабление надзора со стороны государственных органов;

- качество продуктов питания;

- несовершенство законодательства в области защиты прав потребителей;

- несовершенство механизма судебной защиты прав потребителей;

- роль общественных объединений потребителей в защите прав потребителей.

будут решены в ближайшей перспективе, либо будут сформулированы пути решения данных проблем и продолжено формирование единой комплексной системы норм обеспечения контроля и надзора.

Будут предприняты шаги по развитию и совершенствованию государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Будет усилен публично-правовой аспект обеспечения прав, законных интересов потребителей.


Продолжится решение проблем качества и безопасности пищевых продуктов, предотвращение возможных заболеваний, обеспечение охраны здоровья граждан Российской Федерации.

По результатам анализа создания современной системы гарантий защиты прав потребителей вообще, и покупателей меховых изделий в частности раскрыты основные формы и определены механизмы реализации указанных потребительских прав, сделаны выводы о том, что в настоящее время розничной купли-продажи в целом и продажи меховых изделий в частности приоритетные формой защитой потребительских прав является самозащита, осуществляемая в суде посредством подачи специального иска. В будущем необходимы шаги по совершенствованию системы гарантий защиты прав потребителей.

Подводя итоги данной главы можно подчеркнуть следующие методы и задачи помогающие устранить проблемы в сфере защиты прав потребителей:

Стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;

Повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);

Поддержка общественных организаций, занимающиеся обеспечением защиты прав потребителей;

Проведение независимых потребительских экспертиз.

Самым эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. В большинстве случаев российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства производили защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При анализе же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы неограниченного круга лиц (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).

Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важнейший смысл для формирования всей системы РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлось проанализировать защиту прав потребителей в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи, которые в целом решены.


1. Рассмотреть теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»

2. Рассмотреть историю становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

3. Проанализировать защиту прав потребителей в зарубежных странах

4. Провести анализ проблемы и перспективы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» в России

5. Проанализировать законодательство по защите прав потребителей, применяемое в РФ

6. Рассмотреть основные права потребителей и их судебная защита в РФ

7. Провести сравнительный анализ защиты прав потребителей в РФ и за рубежом

8. Рассмотреть актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения,

Поставленная цель в работе достигнута.

По результатам решения поставленных задач, можно сделать определенный вывод, что законодательство по защите прав потребителя пришло в РФ вместе с рыночными реформами. Такое законодательство может защитить потребителя. В настоящее время законодательство в сфере защиты прав потребителей позволяет выигрывать десятки тысяч дел по защите их прав. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявлений сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное - это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать.

В помощь потребителю приходят профессиональные структуры. Это и юристы, которые профессионально помогут потребителю противостоять в суде сильным, умелым, ответчикам, это и экономисты, которые помогут разобраться в финансовой стороне, это и журналисты, которые через СМИ подскажут, как надо действовать. К тому же Закон устанавливает достаточно, жесткие требования, к продавцам, производителям товаров и исполнителям работ (услуг). Это можно объяснить тем, что, во-первых, потребитель - это гражданин, не обладающий специальными познаниями. Он, будучи не специалистом, в одиночестве общается с продавцами (изготовителями, исполнителями), которые профессионалы в своей области. Часто потребитель имеет дело не с одним продавцом, а с целой группой специалистов: товароведами, юристами, экономистами.

Основной целью законодательства является - уравнять эти две неравноправные категории. Там, где потребителю не хватает профессиональных знаний, его защищает законодательство.

К примеру, в последнее время у нас появился так называемый "потребительский экстремизм". Если взглянуть, к примеру, в ст. 21, которая устанавливает, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, не бывший в употреблении. По-другому сказать, потребитель получает новый товар взамен старого. При этом все расходы на перевозку товара и его ремонт ложатся на плечи продавца. Если, к примеру, холодильник прослужил большой срок, и отработал, по крайней мере, часть вложенных в него денег, то тут возможен обмен. И как бы продавец не говорил о потребительском экстремизме, подразумевая, что хитрый потребитель может иметь постоянно новые предметы быта, но требования потребителя оправданы - ведь приобретая товар, потребитель рассчитывает пользоваться им, а не ремонтировать. Если в товаре недостатки возникли уже в период гарантии - это легко поправить. А если представить себе, как потребитель будет оплачивать ремонт товара после истечения гарантийного срока.


Знать свои права потребитель должен, если не хочет со своего кармана выкладывать крупные суммы ни за что, это в его материальных интересах.

В большинстве случаев, когда потребитель предъявляет претензию, продавец, изготовитель или исполнитель не сомневаются в наличии дефекта в товаре или низком качестве услуг; они не сомневаются в причинах дефекта, а также в правоте потребителя. Они сомневаются в том, знает ли он свои права и сможет ли отстоять их.

Исходя из итогов исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы, что в Российской Федерации одной из главных задач является обеспечение защиты прав потребителей товаров и применение эффективных методов защиты прав потребителей. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики.

Можно подчеркнуть следующие методы и задачи, помогающие устранить проблемы в сфере защиты прав потребителей:

1. Стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;

2. Повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);

3. Поддержка общественных организаций, занимающиеся обеспечением защиты прав потребителей;

4. Проведение независимых потребительских экспертиз.

Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важнейший смысл для формирования всей системы РФ.

Исходя из анализа таблицы, можно сделать следующий вывод, что в различных странах способы защиты прав потребителей значительно отличаются. В странах СНГ и в некоторых Европейских странах (Германии) меры по защите прав потребителей не закреплены в специальном законе, в то время как в государствах англо-саксонской правовой системы используется ряд документов, регулирующий защиту прав потребителей. Так же отличается и органы, защищающие права потребителей. Например, в Германии этим органом выступают не государственные организации, а в России это осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ( части 1,2,3 )-Официальный текст.-М.; « Издательство ЭЛИТ », 2004 г.-
  2. -Закон РФ от 07 февраля 1992г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
  3. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие, юстицинформ, 2009.
  4. Райлян А. А. Потребительское право // Основы обществознания: Учебное пособие для абитуриентов, учителей и школьников/ Коллектив авторов. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь»
  5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. Учебник / М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
  6. Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. - М.: Дашков и Ко, 2012.-
  7. Ершов А.К. Управление качеством продукции: Учебное пособие. М: Изд-во МГАП "Мир книги", 1997.
  8. Бушев А.Ю. Коммерческое право зарубежных стран: Учеб. пособ. - СПб.: Питер, 2003.
  9. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран / А.И. Косарев. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2012.
  10. Чернухина Г. Организация торговли: учебник /Г. Чернухина. – М.: Университет «Университет», 2015.
  11. Трыкова, Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: Учебное пособие / Т.А. Трыкова. – М.: «Дашков и Ко», 2013.
  12. http://base.garant.ru/5103673/ — Смирных А.Г., Защита интересов добросовестного приобретателя "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.-
  13. https://base.garant.ru/982233/ — Сковородко А. Права и обязанности покупателя // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №18. - апрель 2001 г.-
  14. https://cyberleninka.ru/article/v/problema-zaschity-prav-potrebiteley-v-rossii-istoriko-pravovoy-aspekt — Бунина С.Г. Проблема защиты прав потребителей в России. Историко-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №7.
  15. https://cyberleninka.ru/article/v/traditsii-zaschity-prav-potrebitelya-v-obespechenii-kachestva-tovarov — Масякин А.Н. Традиции защиты прав потребителей в обеспечении качества товаров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - №10.-
  16. https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-instituta-zaschity-prav-potrebiteley-za-rubezhom — Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом// «Вестник Астраханского государственного технического университета», №3 2005г.-
  17. http://biznes-knigi.com/avtor-evgeniy-vavilin/11173-osuschestvlenie-i-zaschita-grazhdanskih-prav-evgeniy-vavilin/read/page-1.html — Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав потребителей: принцип добросовестности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - №5
  18. http://do.znate.ru/docs/index-32395.html — Данилов В. Нормативно-правовое регулирование защиты прав потребителя текущим законодательством // Право и жизнь. - 2009. - №8.
  19. http://bookre.org/reader?file=809809 — Охрана прав потребителей: Учеб.-метод. комплекс/ М.Ю. Челышев.- К.: Изд-во ИЭУП, 2004.
  20. http://static.my-shop.ru/product/pdf/231/2308805.pdf— Вологдин, А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум / А.А. Вологдин. — М: Высшая школа, 2012.
  21. 2013.- https://theuk.one/106642/ — Основные факторы о правах потребителя в Англии // Информационный портал в Великобритании.
  22. https://www.hse.ru/data/2013/02/21/1244994579/ИСТОРИЯ%20ГОСУДАРСТВА%20И%20ПРАВА%20ЗАРУБЕЖНЫХ%20С..ик%20для%20бакалавров%20Прудников%20М.Н.pdf - Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран / М. Н. Прудников. — М: Юнити-Дана, 2013.