Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их должностных лиц обязан представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Роспотребнадзор»;
  2. Министерство внутренних дел РФ;
  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  4. Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Согласно указанному Положению Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:


  1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  3. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
  4. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  5. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
  6. Осуществлять контроль деятельности территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
  7. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности (п. 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, (Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294). Росстандарт, реализуя функции межотраслевого регулирования, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляет свои полномочия в следующих областях:

- обеспечение единства измерений, стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области;

- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 5 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет такие полномочия в установленной сфере деятельности, как организация экспертизы проектов национальных стандартов, проверка в установленном порядке средств измерений в РФ, сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам.


Основными задачами и целями работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии являются:

  • реализация функций национального органа по стандартизации;
  • обеспечение единства измерений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;
  • создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;
  • осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
  • организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
  • организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
  • оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) была образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Роспотребнадзор после последних преобразований 2012 года (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти») стал находиться в непосредственном подчинении Правительству РФ (до этого он был подведомствен Министерству здравоохранения и социального развития РФ).

Функции федеральной службы состоят в следующем:

  • выработка и претворение в жизнь политики гос. политики по вопросам защиты прав потребителей;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в области защиты прав людей как потребителей;
  • разработка, утверждение санитарно-эпидемиологических правил, а также нормативов по гигиене; организация и реализация федерального надзора по санитарно-эпидемиологическим вопросам и в соблюдении прав потребителей.

Реализовывать функции надзора федеральной службе помогают не только свои территориальные подразделения, но и иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также отделы общественных организаций.

Роспотребнадзор — государственный орган. Важным направлением его деятельности является защита свобод граждан. В возникающих спорных ситуациях он берет на себя роль независимого лица, которое осуществляет контроль над соблюдением прав и интересов населения. По этой причине данная федеральная служба обладает обширными и исключительными правами. По ее требованию должны представляться необходимые документы.

Роспотребнадзор имеет право привлекать к процессу новых участников. По просьбе или требованию происходит рассмотрение дела на основе представленных доказательств. Данный госорган вправе заявлять ходатайства и обладает неограниченным доступом к материалам процесса. Федеральная служба наделена неограниченными правами, но, естественно, только в тех областях, которые непосредственно входят в ее компетенцию.

В статье 46 в части второй Гражданского процессуального кодекса содержится перечень возможных для федеральной службы процессуальных действий. При отстаивании (защите) законных интересов она обладает всеми правами и обязанностями, которыми наделяется истец. Исключение составляет подписание мирового соглашения и обязанность по уплате расходов (судебных). Если по какой-либо причине истец отказывается от иска или госорган перестает поддерживать выдвигаемые ранее от имени истца требования, то предусмотрены следующие процессуальные последствия:

при отказе от иска законного представителя, дело продолжается, при отказе истца, производство по делу прекращается (при условии, что не нарушены права и интересы других лиц, нет противоречащих закону обстоятельств).

Помимо отстаивания законных интересов граждан Роспотребнадзор обязан контролировать и координировать работу своих территориальных управлений. Они, в свою очередь, должны проводить проверки (санитарно-эпидемиологические) и оперативно реагировать на получаемые от населения заявки. Для них важна периодическая отчетность, которая обеспечивать главное Управление актуальными сведениями. Ведется постоянный мониторинг о нарушениях и злоупотреблениях законными правами граждан.

На основе предоставленной информации, можно сделать следующие выводы, что основными задачами Департамента является: проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг; подготовка и контроль за реализацией городских целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг, координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг. Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка города Москвы. Разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения; координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы; координация и организация системы защиты прав потребителей; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг.


2.2 Сравнительный анализ защиты прав потребителей в РФ и за рубежом

Далеко не все страны имеют специальное законодательство или отдельные нормативные акты, которые регулировали бы отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами, исполнителями). Но это не помешало им накопить значительный практический опыт по защите прав потребителей.

В Германии не существует единого закона о защите прав потребителей, как в России, но ее гражданское законодательство содержит ряд соответствующих положений. Насколько всеобъемлющую защиту они обеспечивают, можно судить даже по названиям нескольких перечисленных ниже законов:[17]

- Закон права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма

-Закон о надзоре за деятельностью субъектов страхового дела;

- Закон о заключение договора перевозки груза;

- Закон о социально-консультативной помощи;

- Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов;

- Закон об обращении лекарственных средств;

- Закон о безопасности приборов;

- Закон о порядке упаковки товаров и нанесения цен;

- Закон об утилизации отходов;

- Закон о маркировке текстильных изделий и т.д.

Проблема недобросовестных условий связана с массовым использованием предпринимателями (продавцами, исполнителями работ, услуг) типовых или стандартизированных договорных условий, на основе которых потребителям отчуждаются товары и иное имущество, оказываются услуги. Разумеется, недобросовестные условия или «злоупотребительные» оговорки могут присутствовать и в договорах, положения которых индивидуально обсуждаются с потребителем, однако стандартные, типовые договоры создают широкое поле для нарушения прав потребителей.

Специальное законодательство о стандартных условиях договоров имеется в Израиле. В соответствии с положениями Закона 1964 года о стандартных договорах предприниматели обязаны утверждать типовые стандартные договоры в административных судах, органы прокуратуры вправе осуществлять надзор за содержанием стандартных договоров на предмет их добросовестности.

В Дании в Закон о договорах, принятый в 70-х годах, впервые была включена так называемая «общая оговорка» о добросовестности договоров - норма закона, позволяющая определять, какие из стандартных, заранее разработанных предпринимателями условий являются недобросовестными.