Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

В 70-е годы 20 века в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:

  • право на безопасность;
  • право быть выслушанным;
  • право на информацию;
  • право на потребительское образование;
  • право на удовлетворение базовых потребностей;
  • право на качество;
  • право на возмещение ущерба.

В России на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита. Регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей, содержались, в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».[3]

Однако классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Это послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартами в этой области.

Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.

Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей»[4] стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.


На современном этапе развития нормы в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.

Начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

На основе представленной информации, можно сделать следующие выводы, что законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах

Охрана прав потребителей [5](consumer's rights protection) - общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей возникло в развитых капиталистических странах в начале 50-годов. Проблема имеет два аспекта: правовой и организационный. В настоящее время сложилось и действует потребительское право (consumer's law) как самостоятельное направление права, представляющее собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Во многих странах существуют специальные законодательства по защите прав потребителей, в некоторых эти функции выполняют статьи гражданских кодексов.[6] Правительственные учреждения, занимающиеся защитой прав потребителей, существуют в большинстве развитых стран.

Во Франции таким учреждением является Министерство по делам потребителей.

В Великобритании - Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли.

В США - Федеральная комиссия по торговле.

Однако ограниченный характер помощи буржуазного государства индивиду-потребителю заставляет потребителей создавать собственные организации. Ассоциации и кооперативы потребителей, существующие практически во всех развитых странах, насчитывают сотни тысяч членов. В 1973 г. Комиссия Европейских сообществ учредила Службу защиты потребителей стран - членов ЕС, в рамках которой осуществляется Европейская программа защиты прав потребителей. Знак Европейского сообщества представлен в Приложении 2.


В последние десятилетия небывало широкие масштабы приобрела теория (и практика) «защиты потребителей». Защита потребителя, по мнению юристов, относится к наиболее актуальным правовым проблемам современности, сравнимым по своей значимости разве что с охраной окружающей среды. Европейский Союз представляет собой единый рынок, включающий страны-члены и более миллиона потребителей. Доверие потребителя является одним из главных приоритетов функционирования рынка в Европейском Союзе.

Торговая политика в отношении потребителя в Европейском Союзе состоит из ряда таких базовых элементов, как точная и проверенная информация о товаре[7], возможность выбора и достаточно высокие гарантии качества и безопасности его для здоровья потребителя. Разумная ценовая политика также является основой потребительского права. В ряде случаев потребители нуждаются в надёжной защите своих прав в целях повышения потребительского доверия. Это также предусматривается потребительской политикой ЕС.

Например, общие правила относятся к системе гарантий. Гарантией является обеспеченное исковой силой официальное ручательство за полезность товара. Гарантийная система включает в себя сроки и объём действия гарантии, а также название и адрес гарантирующей стороны. Пример системы гарантий представлен в Приложении 3.

Безопасность товара является основой любой потребительской политики. Ответственность за безопасность товаров несут производители и дистрибьюторы, которые могут размещать на рынке только безопасную в использовании продукцию. При обнаружении каких-либо дефектов в товарах должны незамедлительно приниматься адекватные меры. Например, косметическая продукция и электрооборудование должны соответствовать самым строгим требованиям безопасности. В случаях несоответствия уже размещённой на рынке продукции требованиям безопасности, в действие вступает система изъятия некачественных товаров из продажи.

К основным принципам потребительской политики ЕС относятся:

- высокие стандарты безопасности;

- заключение контрактов на справедливых для потребителя условиях;

- обеспечение потребителям возможности поменять своё решение;

- ценообразование;

- запрет на введение потребителей в заблуждение;

- добровольное урегулирование споров.

Разработка специальных прав потребителей является неотъемлемой составной частью политики Европейского Союза, цель которой состоит в обеспечении потребителей высоким качеством и разумными ценами на приобретаемые ими товары или услуги. Потребительские товары должны быть безопасны для здоровья. Ценообразование должно находиться в прямой зависимости от себестоимости. Схема ценообразования в прямой зависимости от себестоимости представлена в Приложении 4.


Определённые товары, представляющие угрозу безопасности и здоровью людей, могут быть полностью изъяты из продажи на рынке ЕС. [8]Использование пластификаторов (фталаты), которые могут иметь токсичное действие при проглатывании их маленькими детьми, было запрещено в производстве игрушек с конца 1990-х годов. В 2006 году Европейская комиссия (Правительство ЕС) также запретила продажу одноразовых зажигалок, которые не снабжены механизмом, предохраняющим от использования детьми.

ЕС ввёл систему быстрого оповещения на случаи продажи и производства небезопасной продукции. Системы RAPEX и RASFF обеспечивают мониторинг всех товаров, как ввозимых в ЕС из других стран, так и производимых на территории самого Союза. Система RAPEX используется также для проверки некоторых товаров, ввозимых из стран Центральной Азии и Казахстана.

При обнаружении опасного товара в одной из стран ЕС, информация об этом передаётся другим странам-членам по Системе Быстрого Оповещения (RAPEX). Это значительно облегчает сотрудничество между национальными и общеевропейскими органами власти в отслеживании опасных товаров и быстром изъятии их из продажи. Для пищевых продуктов создана аналогичная система RASFF.

Безопасность пищевых продуктов имеет первостепенную важность для потребителей. Это означает не только высокое качество и строгие требования санитарно-гигиенических стандартов, но и низкую степень риска, и предоставление потребителю адекватной информации о товаре и его ингредиентах. Европейский Союз имеет действующие правила и стандарты для обеспечения высокого качества продаваемых на рынке пищевых продуктов, как ввозимых в ЕС из других стран, так и производимых в самом Европейском Союзе. Пищевые продукты, импортируемые из регионов за пределами ЕС, включая Центральную Азию, должны соответствовать всем нормам и стандартам ЕС.

В ЕС действуют особые правила в отношении таких пищевых добавок, как красители, заменители сахара, минералы, витамины, добавляемые в пищевые продукты, а также в отношении использования пестицидов. Европейский Союз принял строгие правила в отношении санитарно-гигиенических условий производства, продажи и хранения продуктов питания в целях избегания попадания в пищу бактерий-возбудителей сальмонеллёза и листериоза.

С целью обеспечения максимальной безопасности потребителей при покупке пищевых продуктов, ЕС разработал подход, называемый «от фермы до вилки». Он означает, что производитель товара отвечает за его безопасность на всём протяжении производственного процесса. Все производители и реализаторы пищевой продукции должны гарантировать её безопасность и возможность проследить выполнение требований ЕС на протяжении всего производственного цикла.


Такой подход позволяет обеспечить комплексную безопасность продуктов питания и даёт возможность уполномоченным органам ЕС гибко реагировать в случае нарушений.

Законодательство ЕС включает в себя общие положения по маркировке товаров, а также ряд правил, предусматривающих унифицированную и понятную для потребителя маркировку продуктов питания. У производителей остаётся необходимая гибкость в плане выбора информации и вида маркировки, но этот выбор ограничивается обязательным перечнем информации, который должен присутствовать на товаре в любом случае[9].

На всех продуктах питания обязательно должна указываться информация об энергетической ценности, содержании жиров, насыщенных жиров, углеводов и соли [10](рисунок 1).

Рисунок 1. Указание энергетической ценности на маркировке продукта питания – масла растительного

Обязательным требованием в отношении пищевых продуктов является указание на этикетке всех ингредиентов. Правила маркировки нацелены, в частности, на обеспечение полной информированности и безопасности потребителей, особенно страдающих какой-либо формой пищевой аллергии, либо просто не желающих по какой-либо причине употреблять в пищу какие-то ингредиенты. Поэтому правилами предусматривается обязательное указание на этикетке всех содержащихся компонентов, в том числе добавок, красителей и т.п.

Данные правила также обязывают отдельно указывать составляющие, способные спровоцировать аллергическую реакцию и другую форму пищевой непереносимости: этикетки алкогольных напитков должны содержать информацию о содержании аллергенов.

Правила ЕС по безопасности товаров особенно жестки в отношении игрушек.[11] Они касаются игрушек, как произведённых в ЕС, так и импортируемых из других стран. ЕС решает проблему безопасности игрушек превентивно, то есть, ликвидируя опасность на самом раннем этапе с помощью всех участвующих сторон: производителей, импортёров, розничных продавцов игрушек, а также правительств стран ЕС и остального мира.

Контрольные органы стран-членов ЕС обязаны обеспечивать соответствие продаваемых игрушек всем требованиям Европейского Союза на своём национальном рынке. При необходимости товар могут изъять из продажи или производства и тогда информация будет распространена по всей территории ЕС и аналогичные мероприятия пройдут во всех странах-членах в отношении некачественного товара.