Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах
1.3 Законодательство по защите прав потребителей, применяемое в РФ
Глава 2. Проблемы и перспективы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» в России
2.1 Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации
2.2 Сравнительный анализ защиты прав потребителей в РФ и за рубежом
2.3. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения
Аналогичные правила появились в законодательстве других европейских стран. Австралия, ФРГ, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария наделили суды специальной компетенцией по вынесению решений о запрете использования недобросовестных стандартных условий не только для конкретного договора, но и в других договорах. Истцами по таким искам обычно выступают организации потребителей - союзы, ассоциации, общества, действующие в интересах неопределенного круга потребителей.
Во Франции в 1993 году принят новый закон о защите прав потребителей N 93-949 от 26 июля 1993 года, имеющий характер общего закона в этой области и получивший вследствие этого название Кодекса потребителей.
В Англии такого рода нормы включены в Закон о справедливой торговле 1973 года и в Закон о несправедливых договорных условиях 1977 года[18]. В Соединенных Штатах Америки в 1975 году был принят Федеральный закон о простых договорных условиях. Его также называют Законом Могнусона-Мосса[19]. Указанный акт закрепил в интересах потребителей определенный минимум договорных гарантий. В частности, согласно § 108 (в) этого закона, продавец не может предусмотреть в стандартных договорах, которые он использует в своей практике, оговорку, исключающую гарантии пригодности товара для продажи. Он вправе лишь ограничить продолжительность действия такой гарантии.
С целью более эффективной защиты прав потребителей федеральными органами исполнительной власти США, в частности Федеральной торговой комиссией (ФТК), разрабатываются специальные правила, касающиеся отдельных видов услуг, таких, как ритуальные услуги, услуги оздоровительных и иных организаций. На основе таких правил, штаты развивают свое собственное законодательство. В области прав потребителей путь разработки специального законодательства в США признается наиболее эффективным.
В Финляндии целая серия законодательных актов об охране потребителей вступила в силу с 1 сентября 1978 года. Так же Законы о защите прав потребителей были приняты в Австрии (1979 г.), Канаде (1978 г.) и ряде других стран.[20]
Основное содержание законодательных новелл сводится к тому, чтобы с помощью правовых средств постараться как-то смягчить остроту этого неравноправного положения сторон в договоре, предоставить рядовым потребителям дополнительные права и гарантии, возложить на коммерсантов определенные обязанности, ограничить свободу компаний в определении содержания стандартных договоров, в том числе запретить включение в эти договоры положений, наиболее открыто и грубо ущемляющих интересы потребителей, наконец, предоставить потребителям более простые, дешевые, а посему и доступные процессуальные средства защиты своих прав.
Новые законодательные акты распространяют свое действие либо на типовые, стандартные контракты, либо на договоры, в которых профессиональному коммерсанту противостоит потребитель.
Западное право при определении лица, которое можно считать потребителем, исходит обычно из двух критериев: во-первых, потребитель не является предпринимателем, т.е. профессиональным коммерсантом, оперирующим с товарами или услугами; во-вторых, он приобретает вещь или услугу для удовлетворения своих частных потребностей. Финский законодатель рассматривает в качестве потребителя частное лицо, которое приобретает вещь, товар или услугу для своей семьи. Сходные определения содержатся и в законодательстве (судебной практике) других западных стран.
После распада СССР на его территории появилось множество законодательных актов, регулирующих права потребителей. Но в тоже время за семьдесят лет существования Советского Союза у граждан, проживающих на его бывшей территории, сложились родственные, деловые и дружеские связи. Кроме того, по многолетним традициям люди уже привыкли отдыхать в соседних республиках, например, в Крыму или на Балтийском побережье. Поэтому, граждане России приезжая в гости, на отдых или в командировку, в соседние государства, сталкиваясь с нарушением своих прав, зачастую не знают, как восстановить нарушенное право, и какое законодательство регулирует потребительские отношения на территории того или иного государства. В связи с эти нам кажется, что было бы своевременно ознакомить граждан Российской Федерации с действующим законодательством, таких наиболее посещаемых государств нашими соотечественниками, как Беларусь, Украина.
Закон Республики Беларусь от 19.10.1993 N 2572-XII «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров и распространяется на отношения их с предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также гражданами-предпринимателями.
Статьей 4 закона предусмотрено, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; надлежащие качество товаров; безопасность товаров; полную и достоверную информацию о товарах; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов; создание общественных объединений потребителей.
Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрена большая степень ответственности.
Право требовать возмещения вреда, причиненного товаром ненадлежащего качества, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с изготовителем, исполнителем или продавцом.[21]
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативно-технической документацией срока службы, а при отсутствии такового - в течение десяти лет с момента изготовления товара, если договором между изготовителем (продавцом) и потребителем не установлены более длительные сроки.
Требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, наступившего в течение гарантийных сроков или сроков годности, а при их отсутствии гарантийных сроков, подлежит возмещению изготовителем (исполнителем) этого товара.
Порядок возмещения морального вреда регулирует статья 15 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины. При наличии спора размер денежного возмещения ущерба определяется судом. При нарушении иных прав потребителя на предприятиях сферы торгового и других видов обслуживания продавец (исполнитель) несет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством Республики Беларусь, признаются недействительными на основании статьи 17. Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, ему был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
В российском законодательстве нет статьи, которая говорила бы о правовой защите служебных лиц, а в украинском законодательстве существует статья 10, которая говорит, что служебное лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона. Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей и членов его семьи от преступных посягательств и других противозаконных действий. Все служебные лица государственных органов по делам защиты прав потребителей подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета. Оскорбление служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей, а также сопротивление, угроза, насилие и другие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на него задач, влекут за собой установленную законом ответственность. Смотрите приложение 5.
Исходя из анализа таблицы, можно сделать следующий вывод, что в различных странах способы защиты прав потребителей значительно отличаются. В странах СНГ и в некоторых Европейских странах (Германии) меры по защите прав потребителей не закреплены в специальном законе, в то время как в государствах англо-саксонской правовой системы используется ряд документов, регулирующий защиту прав потребителей. Так же отличается и органы, защищающие права потребителей. Например, в Германии этим органом выступают не государственные организации, а в России это осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей.
2.3. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения
На территории России действует Постановление правительства РФ от 11.08.2016 №787 (ред. от 12.10.2016) «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха».
Данный подзаконный правовой акт обязует всех участников цепочки реализации меховых изделий (от производителей до продавцов) маркировать товары специальным чипом с RFID-меткой. Подделать данный чип невозможно, поскольку он оснащен полиграфической защитой. Продукция без надлежащей маркировки не может быть реализована также и на территориях стран Евразийского экономического союза (ЕЭС), а именно на территориях Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Возьмем в пример чипирование непродовольственных товаров – меховых изделий.[22] Необходимость чипирования возникла на фоне массового недовольства потребителей и претензий в отношении качества изделий, сроков службы предметов одежды, а также большого количества подделок. Все потому, что большинство российских меховых изделий были от «серого» нелегального производителя, которого найти официально невозможно. По словам Министерства промышленности и торговли РФ, чипирование меховых пальто, меховых жилеток, дубленок из натурального меха привело к «обелению» рынка. До конца 2016 года вся готовая продукция должна была обязательно быть промаркирована специальными знаками (КИЗ), а начиная с 2017 года производители и продавцы должны были заказывать новые КИЗы для новых изделий (рисунок 3).
Рисунок 3. Контрольный Идентификационный Знак – чипирование меховых изделий
Чипирование — это маркировка изделия специальным знаком, на котором указана следующая информация:
- наименование материала,
- место производства,
- цепочка посредников,
- дата и место поступления в продажу.
Данная маркировка может быть застрочена заводским швом или вклеена в изделие, или может быть накладной, главное, чтобы присутствовала одноразовая пломба.
Все меховые изделия, производимые и реализуемые на территориях ЕЭС, должны быть промаркированы. В случае, если изделие шьется индивидуально на заказ, то его чипирование не обязательно.
К меховым изделия, подлежащим маркировке, относятся: пальто, жилетки, полушубки, дубленки из натурального меха, а также предметы одежды такие, как муфты, воротники, боа, горжетки и проч. Помимо этого, к чипируемой продукции относятся одежда с меховой внутренней подложкой или с выворотным меховым ворсом. Исключением являются изделия, где мех используется только для отделки в качестве рукавов, воротника, карманов и проч. Также под чипирование не попадают: меховые головные уборы, шарфы, перчатки и варежки, сумки из меха.
До повсеместного введения чипирования меховых изделий процедура проверки происходила вручную: подразделение таможенного контроля сверяло наименование товара и проводило его идентификацию, подтверждая, что изделие является шубой (жилеткой и т.д.), а не, например, пуховиком. При возникновении спорных моментов товар отправлялся на экспертизу, что значительно увеличивало простой реализации изделия. Введение маркировки значительно упростили эти процедуры, вплоть до дистанционных проверок, т.к. необходимая информация считывалась с чипов.
К тому же теперь потребитель может быть уверен в подлинности товара, используемого материала и месте производства. А поскольку вся важная информация содержится в маркировке, покупатель легко может узнать все об изделии с помощью смартфонов и программы, считывающей QR-код (необходимо скачать бесплатное приложение с базой данных о чипированных меховых изделиях) (рисунок 4,5).
Рисунок 4. Контрольный идентификационный знак "Норковая шуба Барбара 04"
Рисунок 5. Проверка маркировки КИЗ на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы