Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны.

К ним можно отнести:

  • Осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях, которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство);
  • Рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Потребитель это физическое или юридическое лицо, использующее товары и изделия народного потребления, услуги, продукцию транспорта, продукцию производственно-технического назначения, научно-техническую продукцию и др. для удовлетворения личных нужд или для изготовления других товаров, оказания других услуг и т.д. В рыночной экономике в интересах потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, действуют поставщики, посредники и перевозчики; требования рынка в значительной мере определяют структуру логистических каналов. Потребитель может получать нужные ему товары непосредственно от поставщиков или через посредников.

Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.

Актуальность данной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. РФ является неотъемлемой частью общеевропейского общества потребителей. Соответственно, все нормы и права по защите прав потребителей, могут быть успешно изучены и применены на территории РФ. При этом не следует забывать и об исторических особенностях развития этих норм на территории РФ, специфику отношений между потребителями и производителями товаров и услуг.


Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентирование экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.

Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов - они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.

В настоящее время существуют определенные проблемы по защите прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, несмотря на множество законодательных актов. Например, в законе не определена ответственность владельца магазина за продажу недоброкачественного товара, не определена обязанность суда взыскать с продавца штраф за продажу товара ненадлежащего качества.


Предметом исследования курсовой работы является защита прав потребителей.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение законодательства в области защиты прав потребителей и сравнение применения этого законодательства в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
  2. Рассмотреть историю становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
  3. Проанализировать защиту прав потребителей в зарубежных странах
  4. Провести анализ проблемы и перспективы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» в России
  5. Проанализировать законодательство по защите прав потребителей, применяемое в РФ
  6. Рассмотреть основные права потребителей и их судебная защита в РФ
  7. Провести сравнительный анализ защиты прав потребителей в РФ и за рубежом
  8. Рассмотреть актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения

Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых других отраслей правовой науки.

Глава 1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»

История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

Общий уровень потребления в той или иной стране в ту или иную историческую эпоху всегда определялся достигнутым уровнем развития производительных сил и экономики в целом. Одновременно с этим формировалось законодательство, которое защищало как торговцев-купцов, производителей работ и услуг, так и потребителей, покупавших у продавцов товары и услуги для личного потребления.


Как известно, одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Известны рынки в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом и были защищены определенными обычаями. Во многих странах существовала специальная должность рыночного служащего, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев. В древнем Китае такую должность некоторое время занимал великий философ Конфуций. К тому же торговая жизнь публичного рынка находилась под постоянным надзором городских властей.

Практически во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Вавилоне в ХVIII в. до н.э., можно считать первым цельным изложением хозяйственного права, а несколько статей имели прямое отношение к интересам граждан Вавилона как потребителей. Так, законы Хаммурапи регулировали кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров.

Особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право достаточно детально регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствуют нормы, присущие современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а так же предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи, не может быть обнаруженным при первом осмотре.

В дальнейшем ходе истории Германское феодальное право также устанавливало ответственность за обман покупателей. Так, например, «Земское право» — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. В параграфе третьем статьи тринадцатой книги второй указывает, что за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле (если это раскрывается) преступника следует повесить.

Особый интерес представляет в Московском государстве середины ХVII в.[1] царский Указ о корчмах, который посвящен борьбе с незаконным производством и торговлей спиртными напитками и табаком. В ст. 3 Указа говорится, что купцы, купившие вино в целях перепродажи, платят штрафы: впервые — по 2 руб., вторично — по 4 руб. купно с телесным наказанием (битьем кнутом на козле) и заключением в тюрьму на две недели. Пойманные в третий раз, присуждались к штрафу в 6 руб. с человека, битью кнутом по торгам и заключением на месяц. Уличенные в четвертый раз подлежали строгому наказанию — битью кнутом на торгах и ссылке в дальние города с отнятием имущества и поместно-вотчинного хозяйства в пользу государства.


Вопрос о борьбе с корчемством ставился в Московской Руси и раньше. В известных вопросах царя Ивана IV митрополиту Макарию четвертый вопрос был «0 корчмах, данных по городам и по пригородам и по волостем; даны изстари, а иные, чтоб наместником и кормленщком с тех земель бражное уложити, а корчмы бы отнюдь не было, занеже от корчемь хрестьянам великая беда чинитца и душам погибель». Как видим, корчемство преследовалось царским правительством не только за то, что оно подрывало его монополию на производство спиртных напитков, но и наносило большой вред здоровью и нравственным устоям русского народа.

В начале XX века защита прав потребителей поднимается на качественно новый уровень. Именно в это время появляется понятие «потребитель».

Потребительское право — комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан. Пример кодекса о защите прав потребителей представлен в Приложении 1.

В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.

Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.

В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Это являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие этого о прибыльной торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официально подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые, из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей[2]:

        1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации
        2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.
        3. Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.
        4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.