Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1068

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

271

Схема 11—1

ГРАФИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТАКТИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

antonov 94 2

272

Сказанное выше иллюстрируется на нижеприведенном примере, идея которого принадлежит Герберту Л. Фридману и Карин Г. Эдст-рем13, разработавшим аналогичный подход к изучению репродук­тивного поведения подростков и его последствий с целью определе­ния задач служб здравоохранения (схема 11—1).

На схеме 11—1А представлены возможные специфические груп­пы семей, имеющих определенную структуру и находящихся на разных стадиях жизненного цикла, а также те конкретные проблемы (нормативные и ненормативные кризисы), с которыми сталкиваются или могут столкнуться эти семьи.

На схеме 11—1Б изображены соответствующие социальные служ­бы (имеющиеся в наличии или отсутствующие), которые удовлет­воряют или могут удовлетворять ту или иную конкретную пробле­му конкретных семей, находящихся на определенном этапе жиз­ненного цикла. При этом, как говорилось выше, существующие службы могут функционировать с разной эффективностью, что по­рождает проблему различной удовлетворенности реципиентов их де­ятельностью.

Наконец, схема 11—1В представляет основные типы научных исследований в области социальной поддержки семей, которые не­обходимы для получения надежной и достоверной информации о семьях и их проблемах. Причем эта информация может быть как исходной, первоначальной, дающей первое представление о ситуа­ции, так и регулярно обновляемой в ходе постоянного семейного

мониторинга.

Задачами этих исследований являются:

— выявление специфических групп семей, нуждающихся или могущих нуждаться в конкретной форме социальной поддержки;

— определение конкретных проблем, стрессовых ситуаций и кри­зисов (нормативных и ненормативных), с которыми сталкиваются или могут столкнуться семьи в каждый данный период своего жиз­ненного цикла;

— установление наличия и степени осознанности потребности в обращении к службам социальной поддержки, включая информиро­ванность о самом их существовании, а также мотивации к такому

обращению;

— определение потребности в создании тех служб, которые необ­ходимы, но отсутствуют в силу каких-либо причин, и основных задач и направлений их деятельности;

— оценка эффективности деятельности служб социальной поддер­жки и степени удовлетворенности ею со стороны их клиентов.

273


Результатом такого рода исследований должно стать создание си­стемы социальной поддержки семей, что может быть достигнуто сочетанием достройки и переориентации деятельности уже сущест­вующих структур и организации новых. Цель этой системы будет двойной: помогая отдельным семьям, оказывая им поддержку в раз­решении стоящих перед ними проблем, укреплять семью как соци­альный институт. Поэтому деятельность этой системы должна ле­жать в русле семейной политики государства, не противоречить ее целям и задачам.

Самой сложной и самой "социологической" частью исследований, о которых шла речь выше, является создание типологии семей с учетом их жизненного цикла и конкретных проблем нормативного и ненормативного характера. Задача создания такой типологии не решена до сих пор. Однако и социологи, и специалисты практической социальной работы указывают на те группы семей, которые в боль­шей мере, чем другие, нуждаются в поддержке со стороны общества.

Так, уже цитировавшаяся нами Джилл Г.Барнз, говоря о конк­ретных типах семей, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, упоминает такие семьи, как разводящиеся семьи, семьи С одним родителем, семьи с отчимом или мачехой, семьи с прием­ными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, в которых кто-то из их членов находится в заключении или в психиат­рической больнице, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим чле­нам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к само­убийству, И Т.Д. И Т.П.14.

Авторы английского справочника по организации терапевтичес­кой работы с семейными группами наряду с указанными выше упоминают также еще ряд других типов семей, имеющих проблемы как нормативного, так и ненормативного характера (семьи с гиперактивными детьми, семьи с проблемными брачными отношениями, семьи алкоголиков, безработных и т.д.), а также мультипроблемные семьи (семьи с сочетанием двух или более проблем)15.

В американском обзоре работ по проблемам социальной поддерж­ка семей в ситуациях стресса выделяются такие типы семей, как молодые семьи, в том числе семьи накануне и сразу после рождения первого ребенка, двухкарьерные семьи, бедные семьи, семьи, в которых умер маленький ребенок, и т.д. и т.п.16.

В отечественной литературе также рассматриваются вопросы социальной работы с семьями разных типов, в том числе многодетны­ми, неполными, имеющими девиантных детей и т.д.17.


274

Уже цитировавшаяся работа "Репродуктивное здоровье подрост­ков" содержит попытку дать многомерную классификацию проб­лем, с которыми могут столкнуться подростки, живущие сексуальной жизнью и родившие ребенка. Эта классификация учитывает не толь­ко конкретные ситуации, в которых могут оказаться подростки, но и характер конкретных проблем, с которыми они встречаются, всту­пая в сексуальные отношения и обзаводясь ребенком. Авторы выде­ляют экономические, социальные, психологические, образователь­ные и другие проблемы. Подход, использованный в этой работе, может быть применен и при создании общей социологической типо­логии семей.

Сказанное выше о семьях и их проблемах позволяет сделать важный вывод о том, что социальная поддержка семей не может быть сведена только к материальной, экономической помощи (де­нежной или натуральной) малообеспеченным семьям или отдель­ным их членам.

Между тем тенденция к такому сведению в отечественной литера­туре и в практической политике, к сожалению, вполне отчетливо просматривается, что выражается даже терминологически, когда го­ворят не о социальной поддержке, а о социальной защите, сводя последнюю к денежным выплатам и предоставлению семьям разного рода льгот материального характера.

Особенно усилилась эта тенденция в современных условиях, когда проводимая в стране экономическая реформа, не учитывающая инте­ресы семьи, обусловила падение жизненного уровня семей различ­ных типов (с несколькими детьми, неполных и др.).

Однако социальная поддержка семей включает в себя и содейст­вие в реализации других возможных потребностей семей, в разреше­нии любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономических.

Что касается экономической поддержки, то и она не может быть сведена только к денежным выплатам или к предоставлению семьям различных льгот и бонусов материального характера. Ее целью дол­жно быть стимулирование экономического потенциала семьи, ее ак­тивности в формировании и рациональном использовании семейных доходов.

Потребности и проблемы, о которых шла речь выше, могут иметь самую различную природу. Более того, одни и те же проблемы могут совершенно по-разному восприниматься семьями, находящи­мися на разных стадиях их жизненного цикла и имеющими различ­ную структуру.

275

Но в общем плане очевидно, что все проблемы, с которыми стал­кивается или может столкнуться семья, могут быть условно разде­лены на вполне обозримый и ограниченный набор групп. Все семьи на любых стадиях своего жизненного цикла сталкиваются, напри­мер, с экономическими проблемами, с проблемами социальными, медицинскими, психологическими, юридическими, образовательны­ми и т.д.


Скажем, для молодой семьи чаще всего типично наличие матери­альных и жилищных трудностей, психологических проблем общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для молодой семьи характер­ным является и наличие специфических медицинских проблем (не­запланированная беременность, подбор подходящей контрацепции, пониженная плодовитость, болезни детей и т.п.). Супруги в таких семьях могут испытывать трудности с продолжением образования, профессиональным ростом и пр.

Аналогичный набор проблем и стрессовых ситуаций различ­ного характера можно составить для любой стадии жизненного цик­ла семьи. И это только нормативные кризисы! Проблемы же и стрес­сы, порождаемые внесемейными факторами, еще более разнооб­разны. Однако и они в общем-то укладываются в представлен­ную выше классификацию, делятся на экономические, социальные и т.д.

Именно поэтому и социальная поддержка семей должна реализо­вываться в программах, имеющих соответствующую направленность. Кроме того, программы социальной поддержки должны учитывать специфические потребности некоторых специальных групп семей. Надо также иметь в виду необходимость различать программы, ори­ентированные на собственно социальную поддержку семей, и про­граммы, преследующие совсем иные цели, особенно когда и там, и там применяются одни и те же по форме методы и средства. Напри­мер, такие программы, как пособия на детей или программы плани­рования семьи, которые, по существу, направлены на манипулирова­ние показателями рождаемости.

Соответственно сказанному социальная поддержка семей реали­зуется через экономические, медицинские, психологические, образо­вательные и другие программы, а также через программы, ориенти­рованные на семьи со специфическими нуждами. Остановимся крат­ко на основных особенностях такого рода программ.

В нашей стране традиционно сложилось так, что основным видом экономической поддержки семей были разного рода денежные вы­платы и льготы, с помощью которых государство пыталось помочь семье решить ее проблемы.

276

В такой ситуации трудно рассчитывать на то, что цели социаль­ной поддержки будут достигнуты, ибо, как справедливо говорится в одной работе, посвященной молодой семье и ее проблемам, "нужда­ющихся много — денег же мало, более того, материальная помощь не может решить все проблемы"18.

Или, говоря словами авторов, профессионально причастных к социальной поддержке населения, "объективным условием форми­рования механизма социальной защиты является ограниченная воз­можность государства оказывать помощь всем нуждающимся"19. Именно поэтому проблема социальной поддержки семей в том смысле, как это описано в данной главе, подменяется пробле­мой социальной защиты семей, "оказавшихся в трудном положе­нии"20.


Однако финансовая или любая иная материальная помощь мало­имущим семьям — это не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) поддержки семей.

Главное — это меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутрен­них возможностей в производстве, распределении и использовании

семейного дохода.

С этим подходом согласны многие как отечественные, так и за­рубежные авторы, а также политики и практики социальной рабо­ты с семьями во многих странах. В этом же направлении ориен­тированы и рекомендации, разработанные Департаментом по меж­дународным экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН, по составлению программ укрепления семьи. Авторы реко­мендаций считают, что основные цели программ по экономичес­кому благосостоянию" заключаются в том, чтобы "обеспечить про­грессивный рост ресурсов семьи", повысить уровень ее экономиче­ской самостоятельности, организованности, автономии и ответствен­ности21 .

Лишь в сочетании с приоритетными программами подъема эконо­мического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть свою роль и другие меры экономической поддержки семей, в том числе и семейные пособия, и программы социальной защиты экономически

слабых семей. •

Но, как подчеркивалось выше, социальная поддержка семей —

это содействие в реализации всех возможных, а не только экономи­ческих, потребностей, содействие в разрешении любых кризисных ситуаций в семье. Поэтому наряду с экономическими программами социальная поддержка семей включает в себя и другие программы, 277

например, медицинские, психологические, образовательные, в т.ч. программы семейного консультирования, программы планирования семьи и др.

Важной составной частью социальной поддержки является и ра­бота с семьями, имеющими специфические проблемы, такими, как семьи, имеющие детей-инвалидов, неполные семьи, девиантные семьи и пр. В настоящее время в мире существует огромное ко­личество литературы по теории и практике работы с такого рода семьями.