Файл: Дидактические игры для детей с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

1.1. Развитие мелкой моторики

1.2. Развитие восприятия

1.2.1. Восприятие цвета

1.2.2. Восприятие формы

1.2.3. Восприятие величины

1.2.4. Восприятие пространственных отношений

1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности

1.3. Развитие внимания и памяти

1.4. Развитие мышления и воображения

2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Развитие неречевого слуха

2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками

2.1.2. Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

2.1.3. Обучение различению на слух звучащих игрушек

2.1.4.Обучение различению на слух длительности звучаний

2.1.5. Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

2.1.6. Обучение различению на слух темпа звучаний

2.1.7. Различение на слух громкости звучаний

2.1.8. Обучение различению на слух высоты звучаний

2.1.9. Обучение различению на слух количества звучаний

2.1.10. Обучение различению на слух музыкальных ритмов

2.1.11. Различение на слух голосов птиц и животных

2.1.12. Обучение определению направления источника звука

2.2. Развитие речевого слуха

3. Дидактические игры по развитию речи

Литература

Ведущий (сначала это педагог) расставляет бумажные полоски в любом порядке и в любом месте фланелеграфа. Например, полоски размещаются в левой части фланелеграфа: сначала большая, потом маленькая, затем средняя. Затем кто-нибудь из детей расставляет также фигурки медведей на другом фланелеграфе. В данном случае фигурки должны стоять слева от домика: сначала большой мишка, потом маленький и, наконец, средний. Если ребенок ошибается, ему могут помогать остальные дети.

Когда фигурки будут расставлены, ребенок рассказывает, куда и откуда, в какой последовательности шли медведи (например, из леса домой, первым шел большой, за ним маленький и т.д.).

Далее ведущий расставляет полоски в другом месте фланелеграфа и в другой последовательности, и игра продолжается.

Возможен вариант соревнования: дети делятся на команды, кто быстрее и правильно справится с заданием получает фишки и право загадывать.

Что внизу, что наверху

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Оборудование: листы бумаги с картинками, расположенными внизу и наверху, таблички, белые пустые карточки, по размеру закрывающие изображенные на листах картинки.

Вечевой материал: наверху, внизу, названия предметов, игрушек, изображенных на картинках, закрой, кто первый, вы выиграли, молодцы.

Ход игры

Педагог раздает детям по одному-два листа с картинками (в дальнейшем можно увеличить количество листов с картинками), а также белые пустые карточки. Себе берет для образца лист с картинками, объясняет. «Тут наверху кукла, а внизу мяч». «Где кукла? Где мяч? « Педагог дает таблички «вверху» и «внизу». Затем поднимает табличку «вверху елка» и прочитав ее, накрывает соответствующую картинку на листе белой карточкой. Затем задания даются детям устно и на табличках. Дети внимательно слушают, смотрят на таблички, узнав свою картинку, накрывают ее белой карточкой и говорят: «У меня вверху машина (машина вверху)» и т.п.

Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки белыми карточками.

Возможен вариант соревнования: дети делятся на две команды, им раздается определенное равное количество листов с картинками, которые они должны накрыть белыми карточками. Выигравшая команда награждается аплодисментами остальных детей и педагога.

Куда идет ежик?

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги.


Оборудование: карточки с рисунками, фломастеры, карандаш или указка (рис. 9).

Речевой материал: куда идет ежик? Гриб, ягоды, яблоко по какой дорожке? Раскрась, найди, названия цветов

Рис. 9. К игре «Куда идет ежик?»

Ход игры;

1.   Педагог раздает детям карточки и предлагает проследить с помощью указки, карандаша или пальца куда же ведет каждая из трех дорожек. Ответы могут быть устные или письменные, могут складываться из разрезной азбуки. «Куда идет ежик по этой дорожке? К грибу. Что найдет ежик если пойдет по этой дорожке? Ягоды». И т.п. Дети могут проследить, куда ведут дорожки, но уже не указкой, а зрительно, называют ответ.

2.   Детям раздаются карточки и дается задание типа: «Найди дорожку к яблоку». Ребенок должен проверить (зрительно или с помощью указки) дорожки и найти нужную. «Эта дорожка к яблоку». Дорожки могут быть пронумерованы. Могут быть обозначены как верхняя, средняя и нижняя.

3.  Детям раздаются карточки, где дорожки не имеют цвета и дается задание: «Раскрась дорожку к яблоку синим цветом» и т.п. Дети, таким образом, должны проследить, куда ведут дорожки, выбрать нужную и раскрасить ее заданным цветом.


1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности

Что лежит в мешочке?

Цели: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, формы, величины.

Оборудование: парные предметы - объемные геометрические формы (шар, кубик, овощ-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большие и маленькие шары, кубики, овощи, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Речевой материал: название игрушек, используемых в игре, кубик, шар, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, угадал, что там?

Ход игры

Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и предлагает обследовать предмет, уточняет свойства предмета: например, выделяет грани у кубик

В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко, шар, а в мешочке - шар).

Далее задача усложняется: ребенку нужно установи различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки (большую и маленькую), и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается тем же.

Возможен другой вариант. Педагог предлагает дет разные игрушки, они их рассматривают, называют, определяют их форму и величину. Затем педагог складывает игру ки в мешок и предлагает одному из детей опустить в мешок руку и взять одну игрушку, определить, какая она по форме и по величине и сказать об этом вслух, не называя предмет. Дети должны угадать, что это. Когда большинство детей дали ответ, педагог предлагает ребенку, наконец, вытащить мешочка игрушку и посмотреть, верно ли он описал и вер ли отгадали предмет дети. Например, ребенок сообща «Круглый, маленький. Что это?» Дети: «Мяч». В случаях затруднений в назывании свойств предметов можно предложить детям выбрать таблички. Возможно увеличение количества предметов, определяемых на ощупь.


Таким же образом можно проводить классификацию предметов. В мешочек, например, кладут предметы кукольной бели и игрушки. Ребенок на ощупь должен определить, что у него в руках и положить к той или иной табличке (мебель, игрушки). Затем, когда все предметы будут выбраны из мерочка и подложены к двум ширмам, ширмы убираются и осуществляется проверка правильности классификации.

Платочек для куклы

Цель: узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

Оборудование: три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Речевой материал: платочек, куклы пришли в гости, сними, найди на ощупь, завяжи кукле платок.

Ход игры

Игра проводится сначала по два, а затем по три ребенка в подгруппе.

Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой тканевый - шерстяной, на третей - вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает усадить кукол за стол и угостить их чаем; «Куклы - гости. Давайте угостим их чаем». «Надо снять платочки». Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и помочь ей снять платочек, усадить за стол. Педагог дает детям хорошо ощупать каждый платок, запомнить, у какой он куклы. Педагог предлагает сложить платки в мешочек. Затем педагог действует с куклами - пьет чай. Затем вместе с куклами педагог благодарит ребят за вкусный чай с пирогом и делает вид, что куклы собираются уходить, прося вернуть им платочки. Педагог предлагает на ощупь найти платочек для каждой куклы. «Дети, будьте внимательны. Найдите этой кукле платок». Ребята на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на кукол. После этого куклы прощаются, уходят.

Обведи и нарисуй

Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее его движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.

Оборудование: экран или ширма, игрушки простой формы, листы бумаги и фломастеры по числу детей, таблички.

Речевой материал: обведи, нарисуй бумага, фломастер, что ты нарисовал? Что там? Названия игрушек, вер неверно.

Ход игры

Игра проводится индивидуально. Педагог помогает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал что находится за экраном. («Обведи. Нарисуй. Что ты нарисовал? Что там? Назови»), в заключение педагог убирает экран и ребенок проверяет, этот ли он предмет нарисовал.


Ощупай и слепи

Цели: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование: «чудесный мешочек», предметы простой формы хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик, и пр.), пластилин, клеенка, салфетки по числу детей, таблички.

Речевой материал: ощупай, что там, слепи такой что это? Названия предметов, правильно, угадал(а), угадал, возьми игрушку.

Ход игры

1-й вариант. Педагог объясняет ребенку, что он дол; ощупать в мешочке предмет и, не называя, его вылепить. «Ощупай, что там. Мне не говори. Слепи такой же». «Я том посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке». Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедится в правильности выбора. «Я угадал(а)? Возьми игрушку. Что это? Да, я угадал(а). Это шар. Правильно.

2-й вариант. Игра проводится с подгруппой детей. Каждый из детей получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи - обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и т.п.).

Найди картинку

Цели: соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование: набор предметов-игрушек, их изображений, «чудесный мешочек», таблички.

Речевой материал: посмотри, ощупай, будь внимательным; покажи, что там; скажите, что там; назовите, что в мешочке; верно, неверно, тут, там.

Ход игры

Педагог размещает на доске наборное полотно (или использует фланелеграф) и выставляет на него три-четыре картинки. Затем предлагает кому-либо из детей ощупать предмет, находящийся в «чудесном мешочке», и показать его на картинке. «Ощупай. Покажи, что это». Ребенок показывает нужную (как он считает) картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет (устно и при помощи табличек), а ребенок после этого достает предмет из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.