Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистика рынка продуктов Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения

Товарный рынок продуктов представляет собой сложную систему, со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и их взаимосвязями. Он складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков. Товарный рынок, в том числе рынок продук­тов, - составной элемент рыночной экономики страны. Он служит ме­ханизмом, обеспечивающим связи сферы производства со сферой по­требления, определяющим распределение товаров в соответствии с раз­мером спроса и его соотношением с предложением. Структура товарно­го рынка приведена на рис. 1.

Масштабы товарного рынка и соответственно рынка продуктов обусловливаются двумя факторами: объемом товарной массы, вовле­ченной в товарное обращение, и численностью потребителей, предъяв­ляющих спрос на эти товары. Товарный рынок разветвляется на два самостоятельно развивающихся субрынка: рынок продуктов и рынок услуг. Особую роль играет биржевой рынок, выступающий как самостоятельный элемент рыночной экономики.

Характеристики продукта, которые привлекают внимание покупа­теля и в конечном счете становятся причиной покупки, - это его свой­ства: физические, эстетические и эргономические, экономические (цена, производительность, энерго- и затратоемкость и др.) и т.д.

Рынок продуктов подразделяется на рынок продуктов производст­венного назначения и рынок продуктов потребительского назначения. Каждый из них в свою очередь дифференцируется по некоторым при­знакам. В частности, рынок производственных продуктов - по отрас­левому признаку. Для рынков потребительских продуктов очень важен самостоятельный признак региональной дифференциации (поскольку совокупность потребителей на локальном рынке формируется в грани­цах отдельного региона и тяготеет к его административному центру).

О масштабах российского рынка говорит тот факт, что в 1998 г. на нем выступали в качестве оптовых и розничных продавцов и покупате­лей, а также торговых посредников-дистрибьюторов почти 900 тыс. предприятий. Основная часть всех продаж на потребительском рынке России осуществляется предприятиями негосударственной торговли (рис. 2).

Объем проданных на потребительском рынке товаров в 1997 г. со­ставил 864 трлн. руб. (в ценах 1997 г., в неденоминированных рублях). Из этой суммы 41,7% приходится на продукты питания, 7,2% - на ал­когольные напитки и 51,1% - на непродовольственные товары. Товарооборот в сопоставимых ценах за год вырос на 2%, но по сравнению с 1990 г. он сократился на 13%.


Сложились определенные пропорции между каналами продажи по­требительских каналов. Основная часть товаров продается на муници­пальных рынках крупными, средними и мелкими торговыми предприятиями, но почти треть оборота приходится на долю предприятий не­торговых отраслей. Эти пропорции показаны на диаграмме (рис. 3).

Место торговли и общественного питания в экономике характери­зуется ее долей в валовом внутреннем продукте. В 1997 г. она составила 1/5 ВВП России. Однако в основных фондах торговля занимает всего 1,8%, а в инвестициях в основной капитал - 2,2%.

Рынок изучает не только статистика, но и ряд других наук; именно статистика, обладающая аппаратом глубокого научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность от­разить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, дать оценку колеблемости/устойчивости его параметров, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов, и, наконец, позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыка­ется и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследо­ванием.

Переход к рыночной экономике изменил приоритеты статистики, изучающей сферу товарного обращения. Сократился круг централизо­ванных отчетных показателей, рассчитанных на потребности государст­венного управления, поскольку действие рыночного механизма сузило сферу непосредственного государственного регулирования процессов купли-продажи, но одновременно у государственной статистики появил­ся мощный импульс для исследования рыночных процессов и явлений.

Информация о состоянии и развитии рынка, о его закономерностях необходима для разработки соответствующей государственной соци­ально-экономической политики, для регулирования ряда рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д. Все это предполагает отражение функционирования отраслей то­варного обращения (включая сферу услуг) в системе национального счетоводства, что необходимо для комплексного народнохозяйственно­го анализа на макроуровне и для обеспечения информацией междуна­родных статистических и экономических организаций, с которыми Рос­сия сотрудничает.


В новых условиях значительно расширяются потребности информа­ционно-аналитического обеспечения бизнеса, менеджмента и маркетин­га, складывается самостоятельное направление статистики - бизнес-статистика. Статистика товарного рынка служит базой информации об инфляционных процессах, о насыщении или дефиците потребительско­го рынка и т.д.

Концептуальная цель статистики товарного рынка заключается в объективной и полной оценке состояния и развития рынка, в выявле­нии закономерности и тенденции его развития, в характеристике его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующейся на интересы государ­ственного контроля и регулирования рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой.

Конкретные задачи статистики товарного рынка могут быть пред­ставлены следующим образом:

  • сбор и обработка статистической информации;

  • оценка и анализ конъюнктуры товарного рынка;

  • характеристика объема, уровня и структуры основных рыночных показателей;

  • оценка и анализ динамического развития параметров рынка;

  • региональный анализ товарного рынка;

  • характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи конкретизируются и дифференцируется применительно к субрынкам продуктов и услуг, биржевым рынкам.


Основные виды рынков продуктов

Рынок продуктов образуют три самостоятельных, хотя и связанных между собой вида рынков:

  • оптовый потребительский рынок (он делится на два субрынка: про­дуктов производственного назначения и продуктов потребительско­го назначения), на нем в качестве покупателей выступают производ­ственные предприятия и организации, а также учреждения различ­ного типа;

  • оптовый торгово-посреднический рынок (также продуктов произ­водственного назначения и продуктов потребительского назначе­ния), на котором покупателями являются оптовые и розничные тор­говые предприятия;

  • розничный - собственно потребительский рынок, где основные по­купатели - индивидуальные потребители, население.

Деление рынка на оптовый и розничный обусловлено не только группировкой по типу покупателей, но и признаком размера продавае­мых партий товаров. В оптовой торговле товары продаются большими партиями крупным покупателям, в розничной - сравнительно в небольшом количестве индивидуальным потребителям (в соответствии с их потребностями и денежными возможностями).

Существование оптового потребительского рынка продуктов потре­бительского назначения обусловлено тем, что для некоторых отраслей промышленности потребительские товары являются сырьем: для пище­вой - продукты питания (преимущественно сельскохозяйственного происхождения), для швейной - ткани.

Схематически связи сферы производства с субрынками продуктов показаны на рис. 4.

Оптовый рынок продуктов производственного назначения включа­ет в свою орбиту все промышленные и аграрные предприятия, высту­пающие продавцами своей продукции. Продукты этого вида могут быть проданы как непосредственно потребителям - производственным предприятиям или различным учреждениям (прямые связи, обра­зующие оптовый потребительский рынок), так и торгово-сбытовым по­средникам - предприятиям, возникшим на базе или вместо государст­венной сети материально-технического снабжения (Госснаба), форми­рующим оптовый посреднический рынок. За последние годы возник и успешно развивается субрынок мелкооптовой торговли средствами производства, очень гибкий, не сдерживаемый требованием продажи крупной партии товаров как главного признака оптовой торговли.


Оптовый рынок потребительских товаров включает три субрынка: прямые связи производителя с розничной торговлей, связи производителя с закупочными организациями и связи производителя с оптовой торговлей, предприятия которой в процессе товародвижения играют роль дистрибьюторов (торговых посредников). Кроме того, сформиро­вался самостоятельный субрынок мелкооптовой торговли, который час­тично вовлек в свою сферу не только специализированные предприятия, но и обычные предприятия розничной торговли. Мелкий опт отличает­ся от крупного прежде всего размером продаваемых партий товара.

Мелкооптовая торговля посредничает между производителем или крупным оптом и мелкой розничной торговлей. Ее особенностью можно считать то, что нередко некоторые предприятия мелкооптовой торговли («мелкооптовые муниципальные рынки») наряду с мелкооп­товыми операциями осуществляют продажи товаров непосредственно населению.

Потребительский рынок представлен со стороны продавца пред­приятиями розничной торговли и общественного питания (ресторанной индустрии), а также некоторыми типами мелкооптовых предприятий. Небольшие предприятия оптовой торговли также иногда продают то­вары индивидуальным потребителям.