ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей
1.2.4. Восприятие пространственных отношений
1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности
1.3. Развитие внимания и памяти
1.4. Развитие мышления и воображения
2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия
2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками
2.1.2. Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания
2.1.3. Обучение различению на слух звучащих игрушек
2.1.4.Обучение различению на слух длительности звучаний
2.1.5. Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний
2.1.6. Обучение различению на слух темпа звучаний
2.1.7. Различение на слух громкости звучаний
2.1.8. Обучение различению на слух высоты звучаний
2.1.9. Обучение различению на слух количества звучаний
2.1.10. Обучение различению на слух музыкальных ритмов
2.1.11. Различение на слух голосов птиц и животных
2.1.12. Обучение определению направления источника звука
· по родовому признаку (обобщающие понятия).
· ребенку предлагается: «Разложи». После этого педагог просит ребенка объяснить, почему он так сгруппировал картинки.
Сложи квадраты
(квадраты Никитина -1-2 тип сложности)
Цель: учить составлять целое из разных геометрических фигур.
Оборудование: деревянная рамка, деревянные вкладыши.
Речевой материал: сложи квадрат. Какой по цвету? Будь внимательным. Верно, неверно, поверни, положи по-другому, попробуй еще, сделай так, молодец.
Ход игры
Педагог кладет перед ребенком собранный вариант квадратов, дает время рассмотреть. Затем переворачивает рамку, высыпает вкладыши, перемешивает их и предлагает ребенку попытаться собрать все квадраты снова, соблюдая признак цвета. Если ребенок затрудняется, педагог приходит ему на помощь.
Усложнение: собрать квадрат без рамки.
Где ошибся художник?
Цель: развивать логическое мышление детей, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: карты с рисунками (размер карты 15x18 см), картонные детали этих же картин, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 9).
Речевой материал: где ошибся художник? Что не верно? Что бывает, чего не бывает? Названия животных и других предметов, названия цветов.
Ход игры:
1. Детям раздаются два варианта картинок: одна раскрашенная с ошибками художника, другая раскрашенная, но основных моментов (ежика, рыбы, птицы) нет. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку с ошибками, найти эти ошибки и исправить их на другой картинке, выложив на нее картонные детали (ежика, рыбы, птицы) туда, куда нужно. Педагог может задать вопросы: «Кто летает? Кто ходит по земле? Кто плавает в воде?» Проверяют все вместе правильность выполнения задания.
2. Детям раздаются цветные картинки с ошибками и им предлагается рассмотреть их, зрительно определить, что же неправильно нарисовал художник. «Найди, где ошибся художник. Чего не бывает?»
3. Детям раздаются нецветные картинки с ошибками художника и предлагается найти эти ошибки и раскрасить их. «Каким цветом раскрасил птицу? Почему неверно? Кто летает?» и т.п.
4. Детям раздаются нецветные картинки с ошибками, и дается задание: «Раскрась птицу красным, воду - голубым» и т.п. Затем, после раскрашивания предлагается найти ошибки художника и указать их, отметив цифрами или фишками.
Начало формы
Конец формы
Рис. 14. К игре «Где ошибся художник?»
2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия
Задачами работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом являются:
· развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;
· создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
· обогащение представления детей о звуках окружающего мира.
В соответствии с данными задачами предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В связи с тем что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном представлены игры, направленные именно на его развитие.
Предложенные игры могут быть использованы как в работе сурдопедагога, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:
1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.
2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.
3. При проведении игр-упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.
4. Игры-упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования (см. программу по развитию слухового восприятия). Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 м (т.е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры. Определение направления источника звука (справа - слева - спереди - сзади) можно проводить либо при использовании каждым ребенком двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного или внутриушного типа, либо без них; в последнем случае в качестве источника звука следует использовать те звучания, которые дети могут слышать без аппаратов на расстоянии не менее одного метра (например, барабан, громкая дудка и т.п.).
5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.
6. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний на слухо-зрительной или слуховой основе могут ошибаться.
Развитие неречевого слуха
2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками
Барабан
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (СНОСКА: Здесь и далее крупным шрифтом выделены те слова, словосочетания и фразы, которые предъявляются детям письменно - на табличке).
Ход игры.
Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.
Бубен
Оборудование: бубен.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.
Ход игры
Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).
Дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка)
Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.
Ход игры
Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:
· гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля,
· дудка - у,
· свисток – и или пи.