Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 715

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Становление педагогической профессии:

2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

4. Общее представление о педагогике как науке

5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система

Закономерности педагогического процесса

Функции целостного педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

7 Вопрос. Уровни методологии педагогики

Методы педагогического исследования

8 Вопрос. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.

9 Вопрос Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей учащихся. Гендерный подход в педагогике

Индивидуальные особенности развития учащихся .

10 Вопрос Педагогическое общение.

Стиль педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

27. Этапы воспитательного процесса

28. Влияние среды на развитие человека

30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (а.Н. Лутошкин, л.И. Уманский).

31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).

Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы.

Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

Закономерности и принципы воспитания

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на качество воспитания. Эффективность зависит от:

1) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, и в ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции воспитанников;

2) соответствия цели и организации действий, которые помогают эту цель достигнуть. Если организация, т. е. совокупность отношений, условий, воздействий и методов работы, не соответствует цели, то воспитательный процесс не достигает успеха;

3) соответствия правила и практики социального поведения;

4) условий, в которых воспитывается человек;

5) интенсивности самовоспитания;

6) эффективности развития и обучения;

7) интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками;

8) интенсивности воздействия на духовную сферу воспитанника;

9) от качества воспитательного воздействия.

Историческая и мировая практика показывает, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитого человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить культурные ценности в будущем. В целях гармоничного развития человека осуществляется нравственное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологическое воспитание.

Воспитатель решает воспитательные задачи, эффективность которых зависит от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы поведения человека, необходимые для обогащения социального опыта; выступать как конкретная задача; помогать воспитанникам оценить и разобраться в собственных поступках.

Формы воспитания могут быть в виде приказа, указания, просьбы, намека с целью выявления у учащегося интереса, переживания. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, требующий создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей личности, постановки воспитания ребенка в центр педагогического процесса, развития самой личности.


Важнейшую роль в современных условиях играет принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей. В этом случае создается едино направленная воспитательная среда. Важны также в педагогике принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Особо необходимо отметить роль принципа опоры на положительное в человеке, так как положительное не так хорошо видится, как отрицательное. Особенно важно это замечать в работе с «трудными» детьми.

Процесс воспитания строится на ряде взаимосвязанных принципов и требует от воспитателя постоянного проявления творчества; основывается на общественной направленности воспитания; опирается на связь воспитания с жизнью, трудом. Принципы воспитания должны строго воплощаться в практику. Среди принципов нет главных, так как они все равнозначны.

12.

Сравнительный анализ подходов

Под-ход

Цель подхода

Роль учителя в данном подходе

Роль ученика в данном подходе

Традиционное обучение

Современный подход обучения

Недостатки

Компетентностный подход

Подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе.

предоставление обучающемуся максимально широких возможностей обучаться.

«выращивание»

личностного потенциала учащихся.

рассматривается как фактор повышения качества образования

теоретическому обучению не уделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это - самое трудное. И еще не во всех школах внедрен этот метод обучения.

Деятельностный подход

решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др..

Перевод обучающегося на режим самообразования

Учитель в такой модели обучения обеспечивает ученикам достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности

1)Ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом.

2)обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде.

Усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество.

учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки.

Личностный подход

1)когнитивное развитие личности

2)оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика.

Выявление и учитывание психофизиологических особенностей ученика, его интересы, жизненные цели, личные потребности и тд.

Возможность изучить учебный материал на различных уровнях(но не ниже базового) в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений

Нет коллективной работы, либо сведена к минимуму.

Коммуникативный подход

Практически на каждом уроке у учителей имеется возможность для формирования классических коммуникационных навыков, к которым относятся публичные выступления, межличностное общение и совместная работа в группах.

1)содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса

2)обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов.

Ученик может развивать свои коммуникационные способности.

учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной.

некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими.

Социокультурный подход

Необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основу для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры.

Знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.

процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Узкопредметная

Направленность.

Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.


Сравнив 5 современных подходов к организации школьного процесса обучения, я сделала вывод, что если в процессе обучения учитывать в целом все эти 5 подходов, то обучение было бы полноценным, т.к. в каждом подходе в каждом подходе есть своя направленность, свои цели, недостатки и преимущества.

Например:

- В личностном подходе: мало уделяется времени на коллективную работу;

- В коммуникативном подходе: все обучение основывается на формировании коммуникативных навыков;

- В деятельностном подходе: ученики максимально самостоятельны;

- В Социокультурном подходе: одна главная цель- это формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру;

- В компетентностном подходе: предполагается комплексное овладение знаниями отдельных друг от друга предметов.

Из этого можно сделать вывод, если в процессе обучения будет использоваться какой - либо из предложенных подходов в отдельности, то личность не будет развиваться всесторонне, гармонично и полноценно. Следовательно, в инновационной форме обучения следует использовать современные подходы в комплексе

13.

Логика процесса обучения и структура процесса усвоения

Процесс обучения — это специфический вид познавательной деятельности человека. Он содержит в себе как общие, так и специфические особенности познания учеником объективного мира. Если ученый познает объективно новое в ходе исследования тех или иных явлений, процессов, то ученик в процессе обучения открывает и усваивает субъективно новое, т.е. то, что уже известно науке и человечеству, что накоплено наукой и систематизировано в виде научных представлений, понятий, законов, теорий, научных фактов. Путь познания ученого лежит через эксперимент, научные размышления, пробы и ошибки, теоретические выкладки и т.п., а познание ученика протекает более ускоренно и значительно облегчено мастерством учителя. Ученый познает новое в его первозданном виде. Поэтому оно может быть неполным. Ученик же познает упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников материал. Наконец, учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного взаимодействия.  Однако, несмотря на существенные различия в познании ученика и ученого, эти процессы в основном аналогичны, имеют единую методологическую основу: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике (см. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе, М., 1960; Педагогический процесс и его диалектика, М., 1970. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997). В основе чувственного познания лежат ощущения и восприятия; абстрактное мышление — это понимание, осмысление, обобщение. Обобщение завершает (в основном) обучение, если избраниндуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, данные в виде понятий, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.  Применение - это умение применять абстрактные знания к решению конкретных практических и познавательных задач, это мыслительная деятельность по использованию знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала (упражнения в учебных целях, лабораторные работы, исследовательские задания, работа на пришкольном участке и т.п.).  Такова логика процесса обучения как специфического вида познавательной деятельности и структура процесса усвоения в обучении.


14.

Понятие и сущность метода обучения

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.  Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает: 

Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; 

Специфику их работы по достижению различных целей обучения. 

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.  Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» (В.В. Краевский).  Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.


Приемы обучения

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой — к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.  В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:  а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);  б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);  в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). 

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:  а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);  б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);  в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).