ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.
Бюджет как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, составляется на один финансовый год (с 1 января по 30 декабря).
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ, и включает свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Аналогично бюджет муниципального образований (местный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Разграничение полномочий и функций федеральных, региональных и местных органов власти закреплено в Конституции Российской Федерации (гл. 3, гл. 8). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездное и безвозвратное распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Порядок расходования средств федерального бюджета также предусмотрен законодательством. Источники финансирования схематично можно представить следующим образом.
В настоящее время в Российской Федерации действует Закон о федеральном бюджете на 2007 г. от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ. Согласно этому закону в бюджете предусмотрены доходы в сумме 6565,2 млрд рублей и расходы в сумме 5463,5 млрд рублей. При этом в доходы федерального бюджета зачисляются поступления из единого социального налога в сумме 368,7 млрд рублей (около 6 % от общих доходов бюджета).
Поступления единого социального налога, хотя и входят в бюджет с 2003 г., но имеют целевое назначение и расходуются на выплату базовой части трудовых пенсий.
Переход к рыночным отношениям объективно требует ограничения командной роли государства и перехода на страховые принципы, тем самым повышая роль социальных внебюджетных фондов. Принципиальным отличием этих фондов является то, что они возвратные, а в какой-то степени - индивидуально возвратные и формируются за счет страховых взносов. Кроме того, внебюджетные фонды - это не чисто финансовые, а кредитно-финансовые учреждения, поскольку они не только имеют право, но и должны
использовать часть своих средств на приращение капитала. Например, 2 % от пенсионных страховых взносов, которые предназначены для накопительной части пенсии, инвестируются для приращения средств. Иначе говоря, использование части средств осуществляет на коммерческой основе.
Главой 24 второй части Налогового кодекса РФ предусмотрена замена всех платежей в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - единым социальным налогом (взносом), предназначенным для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Существуют два основных способа финансирования социальной работы. Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы.
Косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств) осуществляется тремя способами:
-льготное налогообложение (общественных и благотворительных фондов, предприятий, использующих труд инвалидов и т.п.):
-льготное кредитование (на приобретение жилья многодетным и молодым семьям
идр.);
-льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей из малообеспеченных семей и др.).
В прямом финансировании все большее значение приобретает программно-целевое финансирование, способствующее аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, недопущения их распыления и неэффективного использования.
Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей, в которых есть дети, пожилые люди, инвалиды и граждане других социально уязвимых категорий. Государство устанавливает приоритеты очередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.
В настоящее время в Российской Федерации реализуются несколько целевых программ: «Дети России», «Социальная поддержка инвалидов», «Федеральная миграционная программа» и др.
Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
-первый - дифференцированный, социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных Пенсионного фонда и Фонда социального страхования;
-второй - предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
-третий - уровень социальных гарантий, который создается негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:
-средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;
-кредиты банков и средства иных кредиторов;
-доходы от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений системы социальной защиты;
-доходы от ценных бумаг;
-средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;
-благотворительные взносы и пожертвования.
Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:
-взносов учредителей благотворительных организаций;
-членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
-благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
-доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
-поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);
-доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
-поступления от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
-доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
-труда добровольцев;
-иных, не запрещенных законом, источников. Деятельность фондов благотворительных организаций строится
на основе закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим
игосударственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4 %. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3 - 5 % их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономичное расходование средств и высокая результативность.
В РФ в настоящее время действуют более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимаются оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Эти организации не располагают большим бюджетом, а их деятельность в основном направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.