ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потенциал, накопленный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз - показатель, характеризующий количество имущества (в натуральном или денежном выражении), принадлежащего данному лицу.

К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой, помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др.

В законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дано определение основных понятий - методов экономической поддержки:

-государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

-социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов;

-субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

-компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации и местных. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назначается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной зашиты населения самостоятельно. В случае предоставления заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.


В условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества роль социального государства проявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечивать социальную поддержку отдельных социальных групп и слоев. В то же время формирование социального государства тесно связано с развитием системы социального партнерства, которое способно значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Создается новый образ корпорации, морально ответственной перед людьми, которые в ней работают. Развивается корпоративная социальная защита (социальная защита членов корпорации) в виде создания негосударственных социальных фондов в целях дополнительного пенсионного обеспечения и медицинского страхования.

2.4. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере

социальной работы

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. В новых экономических условиях понятие «система социальной защиты» заменило понятие «социальное обеспечение», которое использовалось в советской экономике и характеризовало специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Входе разгосударствления и признания множественности форм собственности возникла объективная необходимость других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике, и термин «социальная работа». Права человека, как признано Организацией Объединенных Наций, являются универсальными и ими могут пользоваться все люди, не подвергаясь дискриминации. Права человека можно определить как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо» (Организация Объединенных Наций. Права человека: вопросы и ответы. - Нью-Йорк, 1990).

Впервые термин «права человека» был введен в законодательство России Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. С этого времени Россия вошла в сообщество цивилизованных государств, руководствующихся всеобщей декларацией прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

Вкруг прав человека, подлежащих, согласно Декларации, всеобщему уважению и соблюдению, входят также социально-экономические права (ст. 22 — 27). Билль о правах человека включает помимо всеобщей Декларации Международный пакт об экономи-



ческих, социальных и культурных правах, который был принят в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г. На 1 сентября 1997 г. этот пакт ратифицировали и присоединились к нему 136 государств.

Следует заметить, что развитие концепции экономических и социальных прав было более медленным, чем гражданских и политических. Сначала, в конце XIX — начале XX в., внимание социальных реформистов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация наемных работников и невыносимая нищета рабочего класса.

Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежей в связи с развитием различных систем страхования.

Закрепленные в ст. 22 - 27 Всеобщей Декларации прав человека (ВДПЧ) права направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Согласно ст. 23, государство гарантирует населению определенный уровень достойной жизни исходя из своих экономических возможностей в данный период развития.

Вдекабре 1998 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию «Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Большое значение имела Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (в Копенгагене). Участники встречи не обошли вниманием сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира.

Содной стороны, - несомненные достижения науки и техники, с другой стороны, - их плодами пользуется только 1 млрд из почти 6 млрд населения мира; 1,5 млрд человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн человек неграмотны; 100 млн детей не посещают школу [39].

Втаких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран и народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной разобщенности и продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица - это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

Благодаря принятым международным договорам по правам человека объектом внимания международного сообщества становится отношение государства к своему населению, его обязанность соблюдать стандарты прав человека.


Международные документы стали основной базой для разработки национального законодательства. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция 1993 г. признает примат международного права. Ст. 15, п. 4 четко определяет: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы...».

Каждое государство конкретизирует международные документы, исходя из своих условий. Поэтому при всей важности соблюдения прав человека на международном уровне, решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, в первую очередь Конституция Российской Федерации. В Конституции, законах, указах Президента

идругих нормативных актах определены основные элементы правовой базы.

Вст. 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Далее конкретизируется, что в России, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида.

Не все конституционные положения устанавливают точно определенные права и обязанности участников регулируемых отношений. Однако всеобщность воли, выраженной в праве, выступает как нормативность правовой формы общественного регулирования. Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме 12 декабря 1993 г. и закрепленную в Конституции. Это один из важнейших признаков Конституции как закона.

Конституции в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования - упорядоченность общественных отношений, введение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил. Она исполняет активную роль в создании не только единой, но и длительной во времени, устойчивой системы урегулированности и порядка. Она решает не только чисто юридические, но и широкие социально-экономические задачи, устанавливая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в