ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственной социальной помощью, например, инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия». И хотя далее авторы отмечают, что Закон «не выделяет каких-либо отдельных категорий малоимущих семей», тем не менее, данная ими трактовка все же носит отпечаток прежнего подхода к определению нуждающихся в социальной помощи семей. Центральной идеей рассматриваемого Закона объявлен отход от категориального принципа в вопросах оказания социальной помощи. Иными словами, в качестве противовеса «категорийному подходу», когда социальная помощь предоставляется гражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной (профессиональной или соци- ально-демографической) группе населения без учета фактора нуждаемости, рассматривается политика усиления адресности социальной помощи малоимущим.

Законом предусмотрено также использование величины прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, если отсутствуют региональные величины этого показателя. Такое дополнение неслучайно. С 2000 г. прожиточный минимум устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», т.е. по новым правилам и по новой методике. Так, в субъектах Российской Федерации потребительская корзина (от стоимости которой зависит величина прожиточного минимума) устанавливается регионами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В тех субъектах Федерации, где еще не установлена официальная величина прожиточного минимума, за основу берутся федеральные показатели, ежеквартально устанавливаемые постановлением Правительства РФ.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 62 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2002 г.» была установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в 1893 рубля.

В ст. 8 Закона достаточно подробно расписаны процедурные вопросы оказания государственной социальной помощи, которая назначается на основании письменного заявления представителя малоимущей семьи решением органа социальной защиты населения по месту жительства семьи заявителя. Установление заявительного принципа и определение критериев предоставления социальной помощи нуждающимся является


важным принципиальным положением Закона. Закон предусматривает возможность обращения не только в органы социальной защиты населения по месту жительства, но и по месту пребывания. Сделано такое допущение с учетом того, что обстоятельства нуждаемости могут застать семью вне места проживания: причиной обращения за помощью могут быть вынужденная миграция из горячих точек, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, заставившие граждан покинуть места постоянного проживания. В подаваемом от имени семьи заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем заявителю и членам его семьи, для того чтобы органы социальной защиты на местах могли определить степень нуждаемости семьи заявителя в государственной социальной помощи. Как указано в ст. 7, право на получение помощи предоставляется семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Чтобы определить среднедушевой доход, специалисты органа социальной защиты населения, в который обратился заявитель, доходы всех членов семьи (включая доходы от имущества) должны разделить на число членов семьи.

В части 4 ей 8 Закона определено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством РФ. На сегодня действует Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 152 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи». Порядок определяет состав малоимущей семьи на момент обращения за государственной социальной помощью, виды доходов, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, и методику расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих на государственную социальную помощь.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» направлен на строго адресное расходование бюджетных средств, поэтому устанавливает достаточно жесткие требования к достоверности и обоснованности сведений, на основании которых выносится решение о назначении государственной социальной помощи. Документальное подтверждение сведений, необходимых для назначения государственной социальной помощи, предусмотрено в части 3 статьи 8. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Более того, органы социальной защиты населения вправе не только потребовать от заявителя документальное подтверждение всех сведений о доходах, но и


самостоятельно провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) имущественного положения заявителя (его семьи). Делается это для того, чтобы пресечь возможные злоупотребления со стороны недобросовестных граждан и максимально исключить вероятность незаконного получения бюджетных средств. В случаях выявления недостоверности содержащихся в документах сведений, на основании которых было произведено оказание государственной социальной помощи, организация, выдавшая эти документы, возмещает соответствующему органу социальной зашиты населения стоимость данной помощи. При отказе в добровольном возмещении убытков органы социальной защиты населения должны принять меры к их возмещению в судебном порядке.

В соответствии со ст. 9 Закона основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Отказ может быть обжалован в административном или судебном порядке.

Для прекращения оказания государственной социальной помощи органом социальной защиты ст. 10 Закона предусматривает такие основания, как изменение в составе семьи, доходах и имуществе, о чем заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, в двухнедельный срок, либо установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений.

После того как орган социальной защиты населения в установленном порядке определит обоснованность заявления на государственную социальную помощь, принимается решение о назначении помощи в размере, определенном законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Эта норма предусмотрена ст. 11 Закона.

Таким образом, размер государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», может быть определен законодательством субъектов Российской Федерации в пределах установленной упомянутым законом разницы.

При недостаточности финансовых средств пособие в первоочередном порядке назначается и выплачивается семьям, имеющим наибольший дефицит семейного дохода относительно прожиточного минимума. Регионы вправе самостоятельно определять



размеры государственной социальной помощи в зависимости от финансовых возможностей бюджета и материального положения нуждающихся семей.

Всоответствии со ст. 12 Закона государственная социальная помощь может оказываться как в денежной форме, так и в натуральном виде. При этом Закон предусматривает обеспечение органов местного самоуправления соответствующими бюджетными ресурсами для исполнения передаваемых им расходных полномочий.

Вчасти 2 ст. 12 Закона уточняется, что оказание государственной социальной помощи осуществляется органами местного самоуправления в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления. Такая уточняющая поправка сделана с учетом того, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это, в свою очередь, определяет специфику финансовых обязательств местных органов власти по оказанию государственной социальной помощи.

Бюджетные взаимоотношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями конкретизированы, в частности, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Он является, как уже упоминалось, частью законодательства о государственной социальной помощи (ст. 2). Данным законом в части 2 ст. 4 предусмотрено, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Указанная норма реализует право, предоставленное Конституцией РФ (ст. 132, ч. 2): «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Таковы наиболее существенные правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим, установленные отечественным законодательством.

Вчисло основных задач и функций Центров социального обслуживания входит оказание социальных услуг в объеме территориального перечня гарантированных государством услуг, а также, по желанию граждан, дополнительных услуг за плату; внедрение новых форм и видов социального обслуживания с учетом местных социальноэкономических условий; создание мастерских, надомных производств для решения