ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 2047
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
1. Право, его роль в жизни государства и общества.
1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1. Наука в жизни современного общества.
1. Политический режим. Демократия.
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
1. Биологическое и социальное в человеке.
1. Экономика и ее роль в жизни общества.
1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
1. Социальные конфликты, пути их решения.
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
1. Особенности подросткового возраста.
1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
1. Социальная структура общества.
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
1. Экономические цели и функции государства.
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
1. Человек и его ближайшее окружение.
1. Личность. Межличностные отношения.
1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
1. Социальные конфликты, пути их решения.
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.
Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.
Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агони-стические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.
В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.
Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.
Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.
Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;
эскалация (нарастание) конфликта;
спад;
исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;
постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост рении отношений может стать началом нового конфликта.
По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде
успеха,
компромисса,
выхода из конфликта,
поражения.
2. Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы день ги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег — больше жизни». Предпо ложите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защит ники и противники этой точки зрения.
Деньги — это финансовый актив, признаваемое всеми средство обмена, которое принимается в обмен на товары и услуги.
Выделяют несколько функций денег:
средство обращения — без денег люди вынуждены были бы пользоваться бартером, то есть натуральным обменом одного товара на другой, деньги устраняют проблему поиска покупателя, который может обменять товар продавца на то, что последнему нужно; например, сапожнику, который хочет купить молоко, необходимо было бы найти молочника, которому нужны сапоги;
мера стоимости, то есть деньги играют роль счетной единицы, позволяющей определять ценность товара через один являющийся всеобщим эквивалентом товар - то есть через деньги; без денег каждому пришлось бы высчитывать, сколько стоит молоко в сапогах, муке, топорах и т.д.; при денежном обмене достаточно лишь знать, на какое количество денег можно обменять товар; ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой; единицей счета выступает денежная единица страны, ее национальная валюта.
средство накопления (сбережения) - деньги обладают способностью к сохране нию стоимости, чего лишены обычные товары и услуги, которые могут испортиться, выйти из моды и т.д.; помимо денег функцией накопления обладают золото и драго ценности;
как средство платежа деньги используются для оплаты отложенных во време ни платежей (уплаты налогов, квартирной платы и т.д.)
мировые деньги используются в международных экономических отношениях, когда они рассматриваются как международное расчетное и платежное средство, приобретают статус мировой резервной валюты.
Деньги, являясь необходимым компонентом нашей жизни, позволяют в той или иной мере удовлетворять различные потребности. Как говорил китайский мыслитель Шан Ян: «Стремление людей к богатству и знатности угасает лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба».
Однако стоит помнить и о некоторых других афоризмах, связанных с деньгами и богатством:
«Бедность — это рабство, но чрезмерное богатство — тоже рабство» (Ж. Жорес).
«Золото убило больше душ, чем железо — тел» (В. Скотт).
«Богатство — благо, когда служит нам, и зло, когда мы служим ему» (Ф. Бэкон).
«Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством» (Гольбах).
3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?
Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, которую орган дознания, дознаватель или следователь вправе применить на срок не менее 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Подозреваемый не обязан в силу ч. 2 ст. 14 УПК РФ доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения.
В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания.
Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
Необходимо также помнить, что согласно статье 48 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, органы опеки и попечительства.
БИЛЕТ № 16
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.
Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.
Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.
Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз водства.
Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.