ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 2050

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ ным и почему?

1. Наука в жизни современного общества.

1. Политический режим. Демократия.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

1. Биологическое и социальное в человеке.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

1. Предпринимательство.

1. Социальные конфликты, пути их решения.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

1. Семья как малая группа.

1. Особенности подросткового возраста.

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

1. Социальная структура общества.

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

1. Рынок и рыночный механизм.

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

1. Экономические цели и функции государства.

1. Мышление и речь.

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

1. Человек и его ближайшее окружение.

1. Личность. Межличностные отношения.

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

  • земля со всеми ее богатствами;

  • труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

  • капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

  • предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики — что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.


Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы — использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми — это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?


Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция — по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).


Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае — срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

  • место работы;

  • трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

  • дата начала работы;

  • срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

  • условия оплаты труда;

  • режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

БИЛЕТ № 11


1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу­дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты фе­дерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна про­тиворечить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являют­ся государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъек­тов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух­палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па­лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автоном­ная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конститу­циями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называ­ются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые за­креплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа рав­ноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является прин­цип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.