Файл: snyatiedvigatelyaikapitalniyremont.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 Снятие двигателя с автомобиля и капитальный ремонт

Рис. 11.7. Уложите по кусочку "Пласти-

Рис. 11.8. Уложите нижние половины но-

гейдж" на каждую опорную шейку, парал-

вых вкладышей коренных подшипников в

лельно оси коленчатого вала

крышки

Проверкарабочего зазора

вала, пока "Пластигейдж" находится на месте.

6

После установки коленчатого вала и под-

Постепенно отвинтите болты крышек и сними-

те их, следя за тем, чтобы не сместить "Пласти-

шипников, междуними должен иметься зазор,

гейдж".

достаточный для циркуляции масла. Этот зазор

11 Теперь можно измерить ширину сплющен-

невозможно измерить с помощью щупов и по-

ного стерженька "Пластигейдж", использовав

этому следует использовать "Пластигейдж",

для этого прилагаемую шкалу(см. рис. 11.11).

представляющий собой тонкую полоску из мяг-

Правильно выберите шкалу, поскольку имеются

кой пластмассы, зажимаемую между вклады-

как метрическая шкала, так и шкала в едини-

шем подшипника и шейкой вала при затяжке

цахдлины, используемыхв Великобритании.Оп-

болтов крышки подшипника. Изменение шири-

ределив значение рабочего зазора, сравните

ныуказываетразмер зазора.

его с указанным в "Технических данных". Если

7

Отрежьте пять кусочков "Пластигейдж",

зазор находится вне допуска, то это можетбыть

чуть более коротких, чем ширина шейки колен-

из-за грязи,попавшей наповерхностьподшип-

чатого вала. Уложите по кусочку на каждую

ника; попробуйтеочиститьподшипники снова и

опорную шейку, параллельно оси вала (см. рис.

повторите измерение зазора. Если результаты

11Л

все еще неудовлетворительны, то повторно про-

8 Протрите нерабочие поверхности нижних

верьтедиаметры опорных шеек и размеры вкла-

половин новых вкладышей коренных подшипни-

дышей. Если "Пластигейдж" более широкий на

ков иустановите в крышки коренныхподшипни-

одномконце,тоопорнаяшейка,возможно,име-

ков, проследив за правильным расположением

етконическую форму и необходима ее переточ-

установочных выступов (см. рис. 11.8).

ка.

9 Протрите рабочие поверхности вкладышей

12 Закончив измерения зазоров, осторожно

подшипников и слегка смажьте их силиконовой

удалите все остатки "Пластигейдж" с поверхно-

технологической смазкой - это предотвратит

стей шееки подшипников. Используйте мягкий

прилипание "Пластигейдж" к вкладышам. Уста-

пластмассовый или деревянный скребок, по-

новите крышки на постели подшипников, ис-

скольку металлический скребок может повре-

пользуя маркировку изготовителя для правиль-

дить поверхности.

ной ориентации -крышки должны бытьустанов-

 

лены так, чтобы углубления подустановочные

Коленчатый вал -

выступы вкладышей находились с той же самой

стороны, с какой находятсяуглубления в посте-

заключительнаяустановка

ляхподшипников.

13 Извлеките коленчатый вал из картера. Про-

10

Начав с крышки центрального подшипника,

трите поверхности подшипников в картере и

затягивайте болты на пол-оборота за раз, пока

крышках подшипников. Установите упорные

они все не будутправильно затянуты моментом,

шайбы с обеих сторон постели подшипника

предусмотреннымтолькодляпервойступени

3, между цилиндрами №№ 2 и 3. Используйте

затяжки. Не допускайте поворота коленчатого

немного консистентной смазки, чтобы удер-

Рис. 11 . 11 . Измерьте ширину сплющенного стерженька "Пластигейдж" с помощью прилагаемой шкалы

жать их на месте;убедитесь, что они правильно установлены в предназначенные для них углубления, а канавки для прохода масла находятся снаружи.

14Обильно смажьте вкладыши подшипников картера чистым моторным маслом соответствующего сорта.

15Опустите коленчатый вал на место так, чтобышатунныешейкицилиндров№№2и3былив ВМТ; тогда шатунные шейки цилиндров IW1 и 4 будут в НМТ и можно будет установить поршень№1.

1В Смажьте нижние вкладыши в крышках коренныхподшипниковчистым моторным маслом, а затем установите упорные шайбы по обе стороныоткрышкиподшипника№3,учитывая,что выступы шайб должны попасть в углубления в крышке(см. рис. 11.16).Убедитесь, чтовыступы на вкладышах остаются в соответствующих углублениях в крышках.

17Установите крышки коренных подшипников

вправильном порядке и с правильной ориентацией - крышка подшипника № 1 должна быть ближайшей к ремню привода распределительного вала, а установочные углубления в постелях подшипника и в крышках должны прилегать друг кдругу(см. рис. 11.17). Вставьте крепежныеболтыкрышекподшипниковизатянитеихот руки.

18Начав со среднего подшипника, затяните крепежныеболтыкрышекмоментом,указанным

в"Технических данных". Если момент затяжки указан для нескольких ступеней, то затяните всеболтымоментом,предусмотреннымдляпервойступени,азатемповторитезатяжкувтойже последовательности для следующей ступени (- ей)(см. рис. 11.18).

Рис. 11.16. Установка упорной шайбы на

Рис. 11.17. Установка на место крышки

Рис. 11.18. Затяжка крепежных болтов

крышку подшипника № 3

коренного подшипника

крышки подшипника требуемым момен-

 

 

том

VW Golf / Vento


Снятие двигателя с автомобиля и капитальный ремонт 2В•25

Рис. 12.5. Проверка зазора в замке поршневого кольца с помощью щупа

19Установите корпус задней манжеты коленчатоговала вместесновой манжетой [подробности,взависимостиотконструкции,см.вглаве2Аили2Б).

20Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно, поворачивая его вручную. Если чувствуется сопротивление, то повторно проверьтерабочиезазоры,какописановыше.

21Выполните проверку осевого люфта коленчатого вала, как описано в начале параграфа 6.Еслиповерхностиколенчатоговала,воспринимающие осевые усилия, были проверены и былиустановленыновыеупорныешайбы,тоосевое биение должно быть в требуемых пределах.

12 Поршни и поршневые кольца - сборка

1Предполагается, что перед началом этой работыпоршни были правильно собраны вместессоответствующими шатунами и былипроверены зазоры между кольцами и стенками. Еслиэтонебылосделано,тосм.конецпараграфа5.

2Передустановкой колец необходимо проверитьзазоры в замкахколец,установив кольца в цилиндры.

3Разместите поршни в сборе с шатунами и новые комплекты колец на чистой рабочей поверхностигруппаминавремяпроверкизазоров

взамкахколеципослепроверки.Уложитекартербоком на рабочуюповерхность, обеспечив доступкцилиндрам сверхуи снизу.

4Возьмите верхнее кольцо поршня № 1 и вставьте его в верхнюю часть цилиндра. Поршнем№1 продвиньтекольцокоснованиюцилиндра, в самую нижнюю точку хода поршня. Следите затем, чтобы кольцо располагалось в цилиндребезперекоса,плотноприжимаядляэтогокнемуднищепоршня.

5Спомощьюнабора щупов измерьте зазор в замке поршневого кольца; щуп, дающий правильное значение зазора, пройдетв него с минимальным сопротивлением [см. рис. 12.5). Сравните результат измерения со значением, указанным в "Технических данных". Перед тем, как решить, что зазор не соответствуеттехническимтребованиям,убедитесьвправильностивыбораколец.Выполнитеизмерениедлявсех двенадцатиколец.

6Если установлены новые кольца, то маловероятно, что зазоры в замках будут слишком малы. Если обнаружено, что размер меньше требуемого,то это необходимо исправить,так как возникает риск соприкосновения концов

 

 

2 Установите блок цилиндров на чистой, го-

 

 

ризонтальной рабочей поверхности, картером

 

 

вверх, Поверните коленчатый вал так, чтобы

 

 

шейки шатунов №№ 1 и 4 находились в НМТ.

 

 

3

Первый метод наименее точен и предусмат-

 

 

ривает прикрепление крышек подшипников бол-

 

 

тами к нижним головкам шатунов без коленча-

 

 

того вала, со вкладышами подшипников, остав-

 

 

леннымивнутри.Примечание.Правильнаяори-

 

 

ентация крышек подшипников имеетрешаю-

 

 

щее значение (см. примечания к параграфу 5].

 

 

Затемнутромеромизмеряютдиаметротвер-

 

 

стия,образовавшегосяврезультатесборки

 

 

нижнейголовкишатуна.Послеэтогоизполу-

Рис. 12.7. Маркировка "ТОР" (верх) на

ченногоразмеравычитаетсядиаметрсоответ-

ствующейшатуннойшейки,арезультатвычита-

поршневом кольце

ния равняется величине рабочего зазора.

 

 

 

 

4 Второй метод выполнения этой проверки

кольца в процессе работы, что может привести

заключается в использовании "Пластигейдж"

тем же самым способом, который был описан

к повреждению двигателя. Исправления можно

применительно к проверке рабочего зазора в

выполнить постепенным стачиванием концов

коренных подшипниках (см. параграф 11) и ко-

кольца на напильнике, зажатом в тисках. Надень-

торый дает намного более точные результаты,

те кольцо на напильник так, чтобы концы кольца

чем предыдущий метод. Протрите все четыре

находились в контакте с противоположными

шатунных шейки чистой тряпкой. Начав с нахо-

плоскостями напильника. Перемещайте кольцо

дящихся в НМТ шатунных шеек №№ 1 и 4, раз-

по напильнику, снимая небольшое количество

местите по стерженьку "Пластигейдж" на каж-

материала за раз. Будьте очень осторожны, по-

дой шатунной шейке.

скольку кольца отличаются хрупкостью и обра-

5

Установите верхние вкладыши подшипни-

зуют острые края при поломке. Не забудьте рас-

ков нижней головки шатуна в шатуны, следя за

полагать кольца и поршни в правильном поряд-

тем, чтобы установочные выступы находились в

ке.

 

 

углублениях. Временно установите шатуны и

7 После завершения проверки всех зазоров в

поршни в сборе на коленчатый вал; установите

замках всех поршневых колец, их можно устанав-

крышки подшипников нижних головок шатунов,

ливать на поршни. Начните с нижней канавки

учитывая маркировку изготовителя, указываю-

(для

маслосъемного кольца] и двигайтесь

щую правильное расположение - подробности

вверх. Учтите, что маслосъемное кольцо состо-

см. в разделе "Заключительная установка".

ит из верхнего и нижнего колец, разделенных

В

Затяните гайки / болты крышек подшипни-

кольцом-расширителем. Учтите также, что два

ков, как описано ниже. Следите за тем, чтобы не

компрессионных кольца имеют разные попереч-

нарушить положение "Пластигейдж" и не вра-

ные сечения и поэтому каждое из них должно

щать шатун в процессе затяжки.

быть установлено в предназначенную для него

7 Разберите подшипники, не вращая шатуны.

канавку и правильно ориентировано. На одной

С помощью шкалы, напечатанной на упаковке

из сторон каждого компрессионного кольца

"Пластигейдж", определите рабочий зазор под-

имеется маркировка, определяющая сторону,

шипника нижней головки шатуна и сравните

которая должна располагаться сверху. При ус-

полученное значение с указанным в "Техничес-

тановке колецпроследите, чтобы эти маркиров-

ких данных".

ки были наверху (см. рис. 12.7).

8

Если зазор значительно отличается от

8

Установите кольца так, чтобы замки были

ожидаемого значения, то возможно, что уста-

смещены на 120° относительно друг друга. При-

новлены вкладыши неправильного размера

мечание.Еслиизготовительпоршневыхколец

(или чрезмерно изношенные, если установлены

указалкакие-либоконкретныетребованияпо

старые вкладыши). Удостоверьтесь, что между

 

 

установке,тоихследуетнеукоснительновыпол- вкладышами подшипника и крышкой или шату-

нить.

ном при измерении зазора не было грязи или

 

 

 

 

масла. Перепроверьте диаметры шатунных

13 Поршни и шатуны в сборе

шеек. Учтите, что если расплющенный "Пласти-

гейдж" на одном конце более широкий чем на

 

- установка и проверка

 

другом, то шейка коленчатого вала, возможно,

 

зазора в подшипнике

имеет коническую форму. После определения

 

нижней головки шатуна

причины, установите новые вкладыши подшип-

 

ников или выполните перешлифовку шеек до

 

 

Проверкарабочегозазорав

требуемого уменьшенного размера.

9

После завершения измерений тщательно

шатунных подшипниках

удалите все следы "Пластигейдж" со вкладышей

Примечание.Предполагается,чтопереднача-

подшипников и с коленчатого вала. Используй-

те пластмассовый или деревянный скребок, ко-

ломэтойработыколенчатыйвалбылустанов-

торый будет достаточно мягок и не приведет к

ленвдвигатель,какописановпараграфе 11.

появлению повреждений рабочих поверхностей

1

Так же, как и у коренных подшипников (па-

подшипников.

раграф 10), в данном случае должен иметься

 

 

рабочий зазор между шатунной шейкой колен-

Только для двигателей ABU, ABD и

чатого вала и вкладышем подшипника, необхо-

АЕА

димый для циркуляции масла. Имеются два ме-

10

Определите предварительное нагружение

тода проверки рабочего зазора, описанные в

вкладышей подшипников нижних головок шату-

следующих пунктах.

нов следующим образом. Временно установи-

 

VW Golf / Vento


2В•26 Снятие двигателя с автомобиля и капитальный ремонт

Рис. 13 . 11 . Размеры, используемые для вычисления предварительного нагружения вкладыша подшипника нижней головки шатуна [двигатели ABU, ABD и АЕА]

те крышки подшипников нижних головок шатуновнашатуны[безвкладышей),азатем,пользуясьштангенциркулемилииндикаторнымнутромером, измерьтевнутреннийдиаметрнижней головкишатуна(размер"а"].

11 Теперь измерьтенаружныйдиаметр вкладыша подшипника, пользуясь микрометром или штангенциркулем (размер "b"]. Предварительное нагружение определяется вычитанием из размера"а" размера"b"(см. рис. 13.11)Сравните полученное значение с указанным в "Тех- ническихданных"-если оно меньшедопустимогоминимальногозначения,товкладышподшипника должен быть заменен.

Поршень и шатуны - заключительнаяустановка

12Далее предполагается, что крышки коренных подшипников коленчатого вала находятся на месте (см. параграф 10).

13Убедитесь, что вкладыши подшипников правильно установлены, как описано в начале этого параграфа. Если будут установлены новые вкладыши,тосмойтевсе остатки защитной смазкикеросином,вытритенасуховкладышии шатуны не оставляющей ворса и нитейтканью.

14Смажьте зеркала цилиндров двигателя, поршни ипоршневыекольца чистым моторным маслом. Разместите каждую сборку"поршеньшатун"по порядкуна рабочей поверхности. На двигателях, у которых болты нижней головки шатуна остаются в шатунах, наденьте на резьбыболтовкороткиеотрезкирезиновогошланга или обмотайте ихизоляционной лентой, чтобы защитить зеркала цилиндров двигателя во времясборки.

15Начните сборку с поршня и шатуна цилиндра № 1. Убедитесь, что поршневые кольца по- -прежнему расположенытак, какописано впараграфе 12, а затем сожмите их вкондукторе дляустановки поршневых колец.

16 Вставьте поршень с шатуном сверху в цилиндр № 1. Сначала опустите нижнюю головку шатуна, направляя ее так, чтобы не повредить болтынижней головки шатуна и зеркалоцилиндра.

17Обеспечьте правильную ориентацию порш- нявцилиндре-днищепоршня,шатуникрышка подшипника нижней головки шатуна имеют маркировки, которые должны бытьнаправлены в сторону ремня привода распределительного вала,когдапоршеньнаходитсявцилиндре(см. параграф 5].

18Нажимая деревянным бруском или ручкой молотка на днище поршня, вставьте поршень в

Рис. 13.19Установкакрышкиподшипни-

Рис. 13.20. Ориентация поршней и поря-

ка нижней головки шатуна

док установки (двигатель 1Z)

АУстановочныйштифт

ВУстановочное отверстие

цилиндртак, чтобыднищепоршня расположи-

21 Постепенно затягивайте крепежные бол-

лось заподлицо с верхом цилиндра.

ты/гайки подшипников на пол-оборота за раз

19 Убедитесь, что вкладыш шатунного под-

додостижениятребуемогомомента(см,рис.

шипника все еще правильноустановлен. Обиль-

13.21,а,б].

но смажьте шатунную шейку коленчатого вала

22 Установите оставшиеся три сборки "пор-

и оба вкладыша подшипника чистым моторным

шень-шатун"описаннымвышеобразом.

маслом. Стараясьне задетьзеркалоцилиндра,

23 Вручную проверните коленчатый вал. Убе-

протолкнитепоршеньсшатуномвнизпоцилин-

дитесь,чтоонвращаетсясвободно;можноожи-

дру, направляя нижнюю головку шатуна на ша-

датьнекоторого сопротивления, еслибылиус-

тунную шейку. Установите крышкуподшипника

тановлены новые детали, но не должно ощу-

нижней головки шатуна, сначала затянув кре-

щаться какое-либо заедание или затрудненное

пежные гайки и болты только от руки (см. рис.

вращение в определенных положениях.

13.19].Присборкепроследитезаправильнос-

Только двигатели 1Z, 1YиAAZ(ди-

тью ориентации крышки подшипника относи-

тельно шатуна.У шатуна иукрышкиподшипни-

зели]

ка имеютсяуглубления, находящиеся рядом с

24 Если должны бытьустановлены новые пор-

поверхностью стыка - эти углубления при пра-

шни или если должен быть установлен новый

вильнойустановкедолжнысмотретьвтужесто-

"короткий"двигатель,тонеобходимоизмерить

рону, в которую направлена стрелка на днище

выступание днищ поршней в ВМТ над срезом

поршня (то есть к ремнюпривода распредели-

цилиндров, чтобы определить требуемый тип

тельноговала]-см.рисункикпараграфу5.При-

прокладкиголовкицилиндров.

мечание.Нанекоторыхдвигателях,нижниего-25 Переверните блок цилиндров картером ловки шатунов снабжены установочными вниз и установите на стенд или на деревянные

штифтами,смешеннымиотносительнасередибруски- . Установите стрелочный индикатор на

ны, которыерасполагаются в отверстияхв

блок цилиндров и обнулите его по поверхности

крышкахподшипников.

разъемаголовкицилиндров.Установитеинди-

20 На двигателе 1Z днищам поршней прида-

каторнаднищепоршня№1 иповернитеколен-

чатый вал медленно вручную так, чтобы пор-

на особаяформа,улучшающаяхарактеристики

шеньдостиг,азатемпрошелВМТ. Измерьтеи

горениявдвигателе. Из-за этогопоршни 1 и2

запишите максимальное отклонение стрелки

отличаются от поршней 3 и 4. При правильной

индикатора в ВМТ.

установке большиекамерыподвпускныеклапа-

26 Повторите измерение для поршня № 4, а

ны на поршнях 1 и 2 должны быть ближе к махо-

вику, а на поршнях 3 и 4-ближе к ремню приво-

затемповернитеколенчатыйвална 1ВО'исде-

да распределительного вала.Дляуказаниятипа

лайтеизмерениядляпоршней№№2 и3.

новые поршни имеют маркировку своих номе-

27 Если результаты измерений отличаются от

ровнаднищах:"1/2"обозначаетпоршень 1 или

поршнякпоршню,то возьмитесамое большое

2, "3/4"-поршень3 или4 (см. рис. 13.20).

значениеипонемуопределитенужныйтиппро-

Рис. 13 . 21 , а. Затягивание болтов крышРис. 13.21,б.... азатем 2-ойступени

ки подшипника нижней головки шатуна моментом, предусмотренным для 1-ой ступенизатяжки...

VW Golf / Vento


Снятие двигателя с автомобиля и капитальный ремонт 2В•27

кладки [см. подробности в "Технических данных"].

28 Помните, что если были снова использованыстарыепоршни,тонужноустановитьновую прокладку головки цилиндров старого типа; в главе 2Б подробно описано, как отличить различныетипыпрокладок.

14Двигатель-пробныйпуск

после капитального

||

ремонта и сборки

^

1 Установите оставшиеся детали и устройствадвигателявпорядке,указанномвпараграфе10этойглавы,обращаясьпринеобходимостикглава 2А или 2Б. Установите двигатель (и коробкупередач)наавтомобиль,какописанов параграфе2 этойглавы.Перепроверьтеуровни моторногомаслаиохлаждающейжидкостиив заключение проверьте все электрические соединения.Удостоверьтесь, чтовмоторном отделениинеосталосьникакихинструментовили тряпок.

Бензиновыедвигатели

2Выверните свечи зажигания (подробности см.вглаве1А).

3Далее следует исключить возможность пускадвигателяприпрокруткеегостартеромдля этого нужно отключить топливный насос, вытащив реле топливного насоса из панели (подробности см. в соответствующей части главы4).

Внимание.Еслинаавтомобилеустановленкаталитическийнейтрализатор,то приведение двигателя в нерабочее состояниепутемотключениясистемыза-

жиганиябезпредварительногоотключениятопливнойсистемыможетвывести нейтрализаторизстроя, таккаквнего можетпопастьнесгоревшеетопливо.

4Проверните двигатель стартером, чтобы погасла лампочка-индикатор давления масла. Если лампа не погаснет после нескольких секунд проворачивания двигателя, то проверьте уровеньмоторногомаслаиисправностьмасляного фильтра. Если при этом неисправностей обнаружено не будет,топроверьте надежность электропроводки датчика давления масла -не переходите к последующим операциям, пока масло не будетциркулировать в двигателе под достаточным давлением.

5Установите свечи зажигания, и подсоедините реле топливного насоса.

Дизельные двигатели

В Отсоедините электрический кабель от клапана отсечки топлива на топливном насосе высокого давления (подробности см. в главе

4В].

7Проверните двигатель стартером, пока не погаснет лампочка давления масла.

8Если лампа не погаснет после нескольких секундпроворачиваниядвигателя, топроверьте уровень моторного масла и исправность масляногофильтра.Еслиприэтомнеисправностей обнаружено не будет,то проверьте надежность электропроводки датчика давления мас- ла-непереходите кпоследующим операциям, пока масло не будетциркулировать в двигателе поддостаточным давлением.

9Подсоедините кабель клапана отсечки.

Всемодели

10 Запустите двигатель, но учтите, что посколькус элементамитопливной системыпро-

изводилисьопределенныеработы,топродолжительность проворачивания двигателя стартером может оказаться немного большей, чем обычно.

11Во время работыдвигателянахолостыхоборотах проверьте отсутствие утечек топлива, воды и масла. Не беспокойтесь, если появятся какие-либонеобычныезапахиилидым,посколь- купомерепрогревабудетпроисходитьвыгорание масла.

12Если все будет в порядке, то дайте двигателюпоработатьнахолостыхоборотах, пока горячая вода не начнет циркулировать через верхний шланг.

13На бензиновых двигателях проверьте установкуугла опережениязажигания, оборотыхолостого хода и установку состава смеси (см. главу 1 А), а затем выключите двигатель.

14На дизельных двигателях проверьте установку опережения впрыска топливного насоса высокого давления и обороты холостого хода, как описано в главах 4В и 1 Б.

15По истечение нескольких минут повторно проверьте уровни масла и охлаждающей жидкости и доведите до нужного, если потребуется.

16На всех двигателях, описанных в этой главе, нетребуется дополнительно затягивать крепежныеболтыголовкицилиндровпослепробного пуска двигателя.

17Если были установлены новые поршни, кольца или вкладыши подшипников коленчатого вала, то с двигателем нужно обращаться как

сновым инеобходимопровести обкаткунапервойтысячекилометров(600миль).Неоткрывайтеполностьюдроссельнуюзаслонкуине допускайтеприэтом работыдвигателяна малых оборотахна любой из передач. Рекомендуем в конце этого периода заменить моторное масло и фильтр.

VW Golf / Vento