ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
10.3. Уменьшение отрицательных последствий рисков
Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т. е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации УР по их уменьшению.
Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей представлена на рисунке 11.
Для анализа риска нужна, прежде всего, быстрая и достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявление риска.
Для того, чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.
Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:
–стандартизированный опросный лист;
–рассмотрение и анализ первичных документов отчетности;
–анализ ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
–составление и анализ диаграммы организационной структуры;
–составление и анализ карт технологических процессов;
–инспекционные посещения;
–консультации специалистов;
–экспертиза документации внешними аудиторами.
126
|
|
|
|
|
|
Анализ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявление |
|
Выбор методов воздейст- |
|
Анализ |
||||||
|
|
|
|
вия на риск при сравнении |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
их эффективности |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие решения |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воздействие на риск |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение |
|
|
|
Сохранение |
|
|
Передача |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль результатов
Рис. 11. Организация процесса управления риском
10.4. Страхование управленческих рисков
Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании. Страхование УР базируется на двух подходах:
–стоимость или цена подготовленного УР;
–стоимость возможных убытков при реализации УР.
Расчет стоимости (С) конкретной формы УР в зависимости от процедуры его выполнения оценивается следующим образом:
– стоимость процедуры разработки, согласования, утверждения и принятия: С = КФ × ЗУР;
– стоимость процедуры практической реализации: С = КФ × КП × ЗПР, где КФ – коэффициент, учитывающий форму представления УР; ЗУР – фактические затраты на УР при выполнении соответствующих процедур; КП – коэффициент, учитывающий долю затрат на частичную ил полную реализацию УР (ЗПР).
127
Риски образуются от следующих процедур реализации УР: паблик рилейшнз; выбор формы реализации УР; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об УР.
Причины появления незапланированных результатов по представленным процедурам:
–недостаточный профессионализм как самого разработчика УР, так и исполнителей;
–недостаточная ответственность исполнителя;
–организационные неурядицы;
–искажения, утеря информации в базе данных и базе знаний (интеллектуальной собственности).
Кроме того, риск может возникнуть сам по себе.
Страхование профессионализма персонала – это защита экономиче-
ских интересов организации от потенциальных причинителей вреда (специалистов). В условиях рыночной экономики все составляющие анализируемого в организацию капитала, вложенные в имущественный комплекс, технологию, персонал и т. д., должны давать прибыль.
Страхование профессионализма персонала предусматривает возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей, лобби и др. Объектом страхования выступает конкретный специалист организации.
Страхование профессионализма включает две составляющие:
–страхование интеллектуальной собственности, созданной специалистом как части нематериальных активов;
–страхование пребывания специалиста в должности.
Методика страхования профессионализма:
–составление перечня элементов, составляющих профессионализм какого-либо работника;
–определение списка заинтересованных лиц в данном профессионализме;
–оценка стоимости профессионализма (либо базы для расчетов);
–определение страховщиков и страхователей;
128
–составление схемы страхования профессионализма (страховщика и страхователя).
Страхование организационных рисков может проводиться вместо или в дополнение к страхованию коммерческих рисков, а также к страхованию от убытков вследствие перерывов в производстве. Страхование от убытков вследствие срыва организационных мероприятий предусматривает установление временной границы (обычно 5 суток), после которой страхователь получает право на получение страхового возмещения. Подлежащий возмещению ущерб включает:
–расходы, произведенные за время остановки реализации УР;
–неполученную (упущенную) прибыль;
–дополнительные затраты по сокращению ущерба.
Как показывает международный опыт, ставка по страхованию от перерывов в реализации равна 1,5 × Тариф по страхованию имущества предприятий. Организационные риски (ОР) приводят к оперативным и стратегическим потерям в деятельности организации. Утрата единства системы производства и управления отражается на объеме выпуска, качестве продукции, затратах на производстве, инновационном заделе и имидже. ОР являются основной причиной коммерческих рисков.
Страхователями являются организации всех организационных форм
иформ собственности, в том числе акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия. Обобщенными объектами страхования СУ являются: методология, процесс, структура и техника управления. Методология управления включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Страхование профессиональной ответственности относится к двум группам рисков:
–риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью (врачи, хирурги, дантисты, фармацевты, владельцы транспортных средств, работающие по найму
ит. д.);
129
– риски, связанные с возможностью причинения материального (экономического) ущерба, в том числе утрата права предъявления претензий (архитекторы, строители, консультанты и т. д.).
Ставка премии (платежа) по этому страхованию зависит от профессии, возраста, стажа работы, даты получения квалификации, общего количества служащих и рассчитывается следующим образом:
СП = НС × [(КП × КВ × КД × КС × КПС × КПР × КР) / (КПВ × КИ)], где СП – ставка премии;
НС – начальная ставка (2-5% страховой суммы); КП – коэффициент на профессию (аудитор, оценщик, нотариус, стра-
ховщик и т. д.); КВ – коэффициент на возраст (параболическая зависимость);
КД – коэффициент на период, прошедший со времени получения диплома, свидетельства или лицензии на данную деятельность (параболическая зависимость);
КС – коэффициент, учитывающий общее количество служащих, которые вместе со страхователем занимаются заявленным видом деятельности (функциональная недогрузка или перегрузка);
КПС – коэффициент, отражающий средний профессиональный уровень вовлеченных сотрудников;
КПР – коэффициент, отражающий продолжительность страхования; КР – коэффициент, отражающий уровень риска наступления страхо-
вых случаев; КПВ – коэффициент, отражающий выплаты страхового возмещения за
предыдущие периоды страхования поименованного страхователя; КИ – коэффициент, учитывающий имидж организации–страховщика.
Контрольные вопросы
1.Охарактеризуйте понятия «неопределенность» и «риск».
2.Охарактеризуйте основные характеристики и факторы риска.
3.Дайте классификацию рисков.
130
4.Охарактеризуйте основные типы ошибок, увеличивающих неопределенность в организационной составляющей управления.
5.Охарактеризуйте основные типы ошибок, увеличивающих неопределенность в экономической составляющей управления.
6.Охарактеризуйте основные типы ошибок, увеличивающих неопределенность в технологической составляющей управления.
7.Охарактеризуйте основные типы ошибок, увеличивающих неопределенность в социальной составляющей управления.
8.Охарактеризуйте основные типы ошибок, увеличивающих неопределенность в правовой составляющей управления.
9.Охарактеризуйте процесс управления риском.
10.Охарактеризуйте страхование как основной способ уменьшения управленческих рисков.
Тема 11. Оформление управленческих решений
иконтроль за их выполнением
11.1.Основные формы подготовки управленческих решений
При подготовке управленческого решения перед руководителем стоит задача выбора форм его представления. Каждая форма имеет определенные особенности и юридический статус. В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы представления решения: акт, акцепт, бюллетень, декларация, договор, закон, заявление, изменение, инструкция, кодекс, контракт, концепция, модель, норма, норматив, обзор, оферта, перечень, план, положение, порядок (распорядок), постановление, правила, прейскурант, пресс-релиз, приказ, протокол, распоряжение, соглашение, указ, указание, устав.
Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций. Акт может быть международным (о передаче чего-либо в собственность).
131
Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта (первая – оферта).
Бюллетень – решение руководителя о кратком сообщении (оповещении) подчиненных по поводу событий, имеющих общественное значение.
Декларация – торжественное программное заявление руководителя. Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности (например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о соз-
дании компании).
Закон – решение высшей государственной власти, имеющий общеобязательный и непреложный характер (Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах).
Заявление – официальное сообщение руководителя высшего ранга. Изменение – решение о коренных переменах в какой-либо деятель-
ности.
Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий (например, инструкция по составлению биз- нес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха).
Кодекс – свод законов.
Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательствах. Контракт является подвидом соглашения (например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи).
Концепция – система взглядов руководителя, отраженная в какомлибо документе.
Модель какого процесса или явления – решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает:
132
–справочные данные (полные данные о потенциальных поставщиках
иих продукции);
–имитационную модель организации;
–методики экономического расчета и прогнозирования;
–информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и о реальных полученных при этом результатах;
–набор законодательных актов и др.
Норма – порядок действий в какой-либо области (норма права, норма поведения, норма отношений, узаконенных государством, отраслью или компанией).
Норматив – организационный, технологический, экономический, социальный показатель норм, в соответствии с которыми осуществляется деятельность.
Обзор – сжатое сообщение о каких-либо процессах или явлениях (например, обзор информации о рынках сбыта, обзор деятельности компании за 10 лет).
Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному или любому лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта (например, оферта на оптовые закупки холодильников марки «ЗИЛ», оферта на оптовую продажу маргарина).
Перечень – сообщение, классифицированное по какому-либо порядку (например, перечень мероприятий по совершенствованию деятельности компании, перечень конкурентных преимуществ новой продукции).
План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации (бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании).
Положение – решение, представляющее набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность (например, положение о главном инженере, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений).
133