ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 1
изучение и усвоение профессионально значимых умений, навыков;
освоение тактик поведения в экстремальных ситуациях;
ознакомление специалиста с его индивидуальными психологическими особенностями и «зонами риска»;
изучение существующих успешных, оптимальных стилей и тактик профессионального поведения;
построение индивидуальной профессиональной траектории сотрудника с учетом его индивидуально-психологических особенностей, мотивации, семейной ситуации;
определение границ служебных полномочий;
вхождение в профессиональное сообщество и формирование индивидуального стиля деятельности.
3-й этап. Социально-психологическое взаимодействие с профессиональной средой.
Цель - психологическая комфортность при взаимодействии в профессиональном сообществе.
Процессы привыкания или адаптации, усвоения служебных обязанностей, их анализ и непосредственная реализация зависят от индивидуума и не похожи друг на друга. На этот процесс оказывает влияние фактор личности. Поэтому в системе «человек - среда», условия, а порой и вновь создавшиеся условия и различия между ними, создают напряжение не из-за абсолютной их жесткости, а в результате несоответствия условиям индивидуальных механизмов специалиста.
В интенсивности развития профессиональной усталости решающую роль играют особенности специалиста, а не значимость изменяющихся условий или тяжесть негативных психологических процессов. Интенсивность, длительность таких процессов влияют на специалиста и приводят к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики личности. И чем гибче выстроена нервно-психическая система специалиста, чем прочнее он имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче и менее болезненно переносятся негативные процессы в профессиональной деятельности.
Методы работы со специалистами социальных служб:
индивидуальные и групповые беседы, обучение методам аутотренинга;
собеседование с сотрудниками по организационно-психологическим проблемам;
деловые игры, направленные на формирование адекватных способов взаимодействия в коллективе в различных производственных ситуациях;
мотивационные тренинги.
Ввиду того, что специалисты социальной сферы работают со сложными клиентами порой с выраженной нервно-эмоциональной напряженностью, то можно говорить о хроническом течении уровня тревожности. В данных ситуациях сеансы аутотренинга наиболее эффективны, так как повышают активность функций ЦНС и являются профилактическим мероприятием профессиональной усталости. Количество сеансов в цикле занятий аутотренингом определяется личностными особенностями специалиста. Для тревожных лиц цикл занятий должен быть не менее десяти. В сочетании воздействий двух различных по природе и точкам приложения методов коррекции (аутотренинга и массажа) улучшается функциональное состояние организма (у лиц с высоким уровнем тревожности) уже через пять сеансов.
Методы аутотренинга имеют ряд преимуществ, которые не требуют:
значительных временных затрат на ее овладение (достаточно трех академических часов учебного времени);
никакого специального оборудования помещений и затрат на методическое обеспечение занятий;
специального отбора членов учебной группы на предмет их предрасположенности к самогипнозу и самопрограммированию с учетом потенциала здоровья и психоэмоционального состояния.
Данная методика не имеет никаких противопоказаний, она позволяет повышать работоспособность, обеспечивать профилактику негативных психологических состояний, активизировать деятельность в напряженных ситуациях.
Занятия тренингом в системе преодоления и предупреждения профессиональной усталости основаны на выявлении проблемы в профессиональной деятельности социального работника. Анализ тестирования, наблюдения и обсуждения с коллегами, присутствующими на занятиях, обосновывает
эффективность системы преодоления и предупреждения профессиональной усталости. Тренинг дает возможность:
«чувствовать» ситуацию и намерения;
уметь тактически выходить из сложных ситуаций;
оказывать помощь в определении и раскрытии профессиональных возможностей.
4-й этап. Профессиональный рост специалиста социальной работы.
Цель - изучение перспективных возможностей и необходимости кадрового роста, продвижения, перемещения, повышения квалификации сотрудников.
Ученый Э.Ф. Зеер, отмечает, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, уменьшению способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности, происходит развитие профессиональных деструкции - постепенно накопившихся изменений в сложившейся структуре деятельности и личности, которые негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими сотрудниками, а также на развитии самой личности.
Закономерности формирования специалиста социальной работы (единство со средой его существования и в комплексе взаимосвязанных процессов и явлений окружающей его действительности) связаны с деятельностью социального учреждения, с профессионально выполняемой ролью социального работника, имея в виду все каналы формирования личности, ее способности к эффективному и гармоничному существованию. Характерно и то, что активность самого социального работника и его социальная зрелость также все более последовательно связываются с оптимизацией взаимодействия со средой обитания.
Темы для семинарских занятий
Сущность и содержание профессиональной деформации.
Технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации.
Методы предупреждения профессиональных стрессов в социальной работе.
Темы для написания докладов и рефератов
Определение профессиональной деформации.
Сущность технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации.
Основные этапы разработки технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации.
Функциональные элементы технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации.
Разработка методов предупреждения и преодоления профессиональной деформации.
Основные методы предупреждения и преодоления профессиональной деформации, обязательные составляющие данных методов.
Методы предупреждения рецидива профессиональной деформации.
Система самозащиты, структура и принципы самозащиты.
Защитные элементы поведения специалиста.
Технологии управления по предупреждению и преодолению профессиональной деформации.
Список литературы
Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. - М.: Юнити-Дана, 2008.
Безносое СП. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.
Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социол. исслед., 2003, №11.
Выготский Л.С Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // История советской психологии труда: тексты (1920-1930 гг. XX века) / Под ред. В.П. Зинченко - М.: МГУ, 1983.
ГринбергДж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
Золотарёва Т.О., Минигалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСУ, 2001.
Тюрина НА. Факторы развития профессиональной деформации социального работника. Психология труда / Под ред. Л.Г. Лаптева - М.: «Союз», 2007.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенное содержание учебного материала показало, что социальные технологии - ключевое и весьма важное социальное явление нашего времени. В XX в. они предопределяли как великие трагедии в развитии общества, так и величайшие его достижения в области социального и гуманитарного мышления. Наступивший XXI в. ставит перед социальными технологиями колоссальные проблемы «очеловечивания» современного общества, придания ему устойчивых гуманистических форм социально-экономического развития.
Приоритетной проблемой, которая весьма остро стоит перед социальными технологиями, является обеспечение безопасного и устойчивого развития современного общества. Ныне человек как никогда нуждается в создании среды безопасного социального развития, а также в обеспечении гарантий безопасности для будущих поколений. Необходимо не просто декларирование в международных соглашениях и других законодательных актах глобальной, национальной, региональной, местной и индивидуальной безопасности, а серьезное социально-технологическое ее обеспечение.
Больше всего авторам, которые приняли участие в подготовке и написании учебника, хотелось бы, чтобы те, кто ознакомился с материалом приобщились к удивительно яркому, разнообразному и необъятному миру социальной работы - Технологии. Это не только одна из вузовских дисциплин, по которой нужно сдать экзамен, а дело вашей будущей профессиональ-
ной деятельности. Хотелось бы, чтобы Технология стала для вас «трудом души», «трудом творчества». Все социальные работники занимаются одним и тем же делом - помогают людям, обслуживают клиентов. Только у одних это получается с большой эффективностью, хорошей результативностью, высоким качеством, вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы, а у других - является источником нареканий, обиды как клиентов, так и самих специалистов. Технология вроде бы одна, только в одном случае специалист вложил в нее душу, творчество, а в другом - отнесся к этой деятельности формально, бюрократично. «Все должно быть творческим. Иначе зачем!» Этот девиз с душой и качественно работающих специалистов как нельзя лучше применим и к освоению, и использованию технологий.
Конечно, нельзя все время работать творчески и на пределе своих возможностей. Так можно и эмоционально сгореть на работе (синдром эмоционального выгорания). В социальной работе много будничной, рутинной работы, которую нужно просто профессионально и качественно выполнять. Но в работе с нашими клиентами нельзя быть равнодушными.
Мы уверены, что начинающему специалисту в области социальной работы будет трудно сделать «открытие» в теории социальной работы, а вот найти, создать инновационные, оригинальные технологии ему под силу. Мы считаем, что цель этого учебника будет достигнута, если работа с ним даст старт к поискам новых технологических знаний, умений и навыков, столь необходимых настоящему социальному работнику.
Современна наука доказала, а социальная практика подтвердила, что демократическое правовое государство, основу которого составляют развитое гражданское общество и социально ориентированная экономика, можно считать идеалом; к тому же ему свойственны устойчивые тенденции и факторы общественного развития. Но сами по себе эти факторы и тенденции без сознательной, системной и целенаправленной деятельности людей не могут быть действенными. Именно здесь открывается широкое поле для разработки и применения технологий социальной работы, которые помогут сбалансировать достижения современной цивилизации с национальными особенностями отдельных стран, а творческие инновации -с разумными социальными нормами. Важно и то, что современному обществу свойственна значительная социальная динамика с высокой способностью к постоянному обновлению. Обеспечение этого качества современного цивилизованного социума возможно лишь на основе и посредством социально-технологической деятельности.
Многочисленные научные данные свидетельствуют, что современное человечество переступило порог третьего тысячелетия, значительно повзрослев. Оно уже достигло определенной социально-гуманистической зрелости и поставило в центр своего внимания личность человека. Социоинженер-ная деятельность на данном этапе общественного развития из экзотического изобретения социальных наук и эпизодического приложения его к социальной реальности практически превратилась в важнейшее современное направление профессиональной деятельности людей.
Любая профессиональная деятельность, в том числе со-циоинженерная, передается через своих носителей - социальных менеджеров, инженеров, конструкторов и технологов. Поэтому представители этих профессий в недалеком будущем станут не менее популярными фигурами в обществе, чем специалисты в области компьютерных систем, банкиры, юристы, врачи, учителя. Именно эти категории современных специалистов, которые в совершенстве владеют методологией и методикой разработки и внедрения инновационных социальных технологий, призваны направить свои усилия на оптимизацию способов достижения общественных целей для удовлетворения многочисленных социальных потребностей
людей, гармонизации социальных отношений в обществе в целом. Таким образом, социальные менеджеры, технологи, инженеры и конструкторы являются активными субъектами эффективных социальных изменений, которые могут обеспечить не только устойчивое функционирование, но и прогрессивное поступательное развитие современного общества и его подсистем.
СПИСОК основной
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ УЧЕБНИКУ
Основная
Воронцово М.В., Дубровская ТА. Социальная работа с детьми-сиротами: региональный опыт: Учеб. пособие. - Таганрог, 2010.
Воронцова М.В., Дубровская ТА. Профилактика наркомании в подростково-юношеской среде: Учеб. пособие. - Таганрог, 2009.
Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород: Центр социальных технологий, 2003.
Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.
Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.
Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.
Иванов В.И. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2006.
Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для студ. вузов / Под. ред. П.Д. Павленка. - М.: Инф-ра-М, 2009, 2010.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009.
Чернецкая АА. Технология социальной работы: Учеб. / А.А. Чер-нецкая и др. - Ростов н/Д, 2006.
Дополнительная
1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах. - М.: Знание, 2001.
Воронцова М.В., Дубровская ТА. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. пособие. - Таганрог, 2009.
Врусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга / Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск: Изд-во Свердл. ун-та, 2005.
ДрукерП. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.