Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • изучение и усвоение профессионально значимых уме­ний, навыков;

  • освоение тактик поведения в экстремальных ситуациях;

  • ознакомление специалиста с его индивидуальными пси­хологическими особенностями и «зонами риска»;

  • изучение существующих успешных, оптимальных стилей и тактик профессионального поведения;

  • построение индивидуальной профессиональной траекто­рии сотрудника с учетом его индивидуально-психологических особенностей, мотивации, семейной ситуации;

  • определение границ служебных полномочий;

  • вхождение в профессиональное сообщество и форми­рование индивидуального стиля деятельности.

  1. 3-й этап. Социально-психологическое взаимодействие с профессиональной средой.

  2. Цель - психологическая комфортность при взаимодей­ствии в профессиональном сообществе.

  3. Процессы привыкания или адаптации, усвоения служеб­ных обязанностей, их анализ и непосредственная реализация зависят от индивидуума и не похожи друг на друга. На этот процесс оказывает влияние фактор личности. Поэтому в сис­теме «человек - среда», условия, а порой и вновь создавши­еся условия и различия между ними, создают напряжение не из-за абсолютной их жесткости, а в результате несоответствия условиям индивидуальных механизмов специалиста.

  4. В интенсивности развития профессиональной усталости решающую роль играют особенности специалиста, а не зна­чимость изменяющихся условий или тяжесть негативных пси­хологических процессов. Интенсивность, длительность таких процессов влияют на специалиста и приводят к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психи­ки личности. И чем гибче выстроена нервно-психическая сис­тема специалиста, чем прочнее он имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче и менее болезненно переносятся негативные процессы в профессиональной деятельности.

  5. Методы работы со специалистами социальных служб:

  • индивидуальные и групповые беседы, обучение мето­дам аутотренинга;

  • собеседование с сотрудниками по организационно-пси­хологическим проблемам;

  • деловые игры, направленные на формирование адек­ватных способов взаимодействия в коллективе в различных производственных ситуациях;

  • мотивационные тренинги.


  • Ввиду того, что специалисты социальной сферы работают со сложными клиентами порой с выраженной нервно-эмо­циональной напряженностью, то можно говорить о хрони­ческом течении уровня тревожности. В данных ситуациях сеансы аутотренинга наиболее эффективны, так как повыша­ют активность функций ЦНС и являются профилактическим мероприятием профессиональной усталости. Количество се­ансов в цикле занятий аутотренингом определяется личност­ными особенностями специалиста. Для тревожных лиц цикл занятий должен быть не менее десяти. В сочетании воздейс­твий двух различных по природе и точкам приложения мето­дов коррекции (аутотренинга и массажа) улучшается функ­циональное состояние организма (у лиц с высоким уровнем тревожности) уже через пять сеансов.

  • Методы аутотренинга имеют ряд преимуществ, которые не требуют:

  • значительных временных затрат на ее овладение (до­статочно трех академических часов учебного времени);

  • никакого специального оборудования помещений и за­трат на методическое обеспечение занятий;

  • специального отбора членов учебной группы на предмет их предрасположенности к самогипнозу и самопрограммиро­ванию с учетом потенциала здоровья и психоэмоционального состояния.

  • Данная методика не имеет никаких противопоказаний, она позволяет повышать работоспособность, обеспечивать профилактику негативных психологических состояний, активи­зировать деятельность в напряженных ситуациях.

  • Занятия тренингом в системе преодоления и предупреж­дения профессиональной усталости основаны на выявлении проблемы в профессиональной деятельности социального работника. Анализ тестирования, наблюдения и обсуждения с коллегами, присутствующими на занятиях, обосновывает

  • эффективность системы преодоления и предупреждения про­фессиональной усталости. Тренинг дает возможность:

  • «чувствовать» ситуацию и намерения;

  • уметь тактически выходить из сложных ситуаций;

  • оказывать помощь в определении и раскрытии профес­сиональных возможностей.

  • 4-й этап. Профессиональный рост специалиста социаль­ной работы.

  • Цель - изучение перспективных возможностей и необхо­димости кадрового роста, продвижения, перемещения, повы­шения квалификации сотрудников.

  • Ученый Э.Ф. Зеер, отмечает, что многолетнее выполне­ние одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, уменьшению спо­собов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности, происходит развитие профессиональных деструкции - постепенно нако­пившихся изменений в сложившейся структуре деятельности и личности, которые негативно сказываются на продуктивнос­ти труда, взаимодействии с другими сотрудниками, а также на развитии самой личности.

  • Закономерности формирования специалиста социальной работы (единство со средой его существования и в комплексе взаимосвязанных процессов и явлений окружающей его дей­ствительности) связаны с деятельностью социального учреж­дения, с профессионально выполняемой ролью социального работника, имея в виду все каналы формирования личности, ее способности к эффективному и гармоничному существо­ванию. Характерно и то, что активность самого социального работника и его социальная зрелость также все более после­довательно связываются с оптимизацией взаимодействия со средой обитания.


  • Темы для семинарских занятий

  1. Сущность и содержание профессиональной деформации.

  2. Технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации.

  3. Методы предупреждения профессиональных стрессов в социаль­ной работе.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Определение профессиональной деформации.

  2. Сущность технологии предупреждения и преодоления професси­ональной деформации.

  3. Основные этапы разработки технологии предупреждения и пре­одоления профессиональной деформации.

  4. Функциональные элементы технологии предупреждения и пре­одоления профессиональной деформации.

  5. Разработка методов предупреждения и преодоления профессио­нальной деформации.

  6. Основные методы предупреждения и преодоления профессио­нальной деформации, обязательные составляющие данных методов.

  7. Методы предупреждения рецидива профессиональной дефор­мации.

  8. Система самозащиты, структура и принципы самозащиты.

  9. Защитные элементы поведения специалиста.

  10. Технологии управления по предупреждению и преодолению про­фессиональной деформации.

  • Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка пер­сонала. - М.: Юнити-Дана, 2008.

  2. Безносое СП. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.

  3. Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведе­ния // Социол. исслед., 2003, №11.

  4. Выготский Л.С Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // История советской психо­логии труда: тексты (1920-1930 гг. XX века) / Под ред. В.П. Зинченко - М.: МГУ, 1983.

  5. ГринбергДж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

  6. Золотарёва Т.О., Минигалиева М.Р. Основы психологической само­помощи социального работника: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСУ, 2001.

  7. Тюрина НА. Факторы развития профессиональной деформации социального работника. Психология труда / Под ред. Л.Г. Лаптева - М.: «Союз», 2007.

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Предложенное содержание учебного материала показало, что социальные технологии - ключевое и весьма важное соци­альное явление нашего времени. В XX в. они предопределяли как великие трагедии в развитии общества, так и величайшие его достижения в области социального и гуманитарного мыш­ления. Наступивший XXI в. ставит перед социальными техно­логиями колоссальные проблемы «очеловечивания» совре­менного общества, придания ему устойчивых гуманистичес­ких форм социально-экономического развития.

  • Приоритетной проблемой, которая весьма остро стоит пе­ред социальными технологиями, является обеспечение безо­пасного и устойчивого развития современного общества. Ны­не человек как никогда нуждается в создании среды безопас­ного социального развития, а также в обеспечении гарантий безопасности для будущих поколений. Необходимо не просто декларирование в международных соглашениях и других за­конодательных актах глобальной, национальной, региональ­ной, местной и индивидуальной безопасности, а серьезное социально-технологическое ее обеспечение.

  • Больше всего авторам, которые приняли участие в подго­товке и написании учебника, хотелось бы, чтобы те, кто ознако­мился с материалом приобщились к удивительно яркому, раз­нообразному и необъятному миру социальной работы - Техно­логии. Это не только одна из вузовских дисциплин, по которой нужно сдать экзамен, а дело вашей будущей профессиональ-


  • ной деятельности. Хотелось бы, чтобы Технология стала для вас «трудом души», «трудом творчества». Все социальные ра­ботники занимаются одним и тем же делом - помогают людям, обслуживают клиентов. Только у одних это получается с боль­шой эффективностью, хорошей результативностью, высоким качеством, вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы, а у других - является источником нареканий, обиды как клиентов, так и самих специалистов. Технология вроде бы одна, только в одном случае специалист вложил в нее душу, творчество, а в другом - отнесся к этой деятельности фор­мально, бюрократично. «Все должно быть творческим. Иначе зачем!» Этот девиз с душой и качественно работающих специ­алистов как нельзя лучше применим и к освоению, и исполь­зованию технологий.

  • Конечно, нельзя все время работать творчески и на пре­деле своих возможностей. Так можно и эмоционально сго­реть на работе (синдром эмоционального выгорания). В со­циальной работе много будничной, рутинной работы, которую нужно просто профессионально и качественно выполнять. Но в работе с нашими клиентами нельзя быть равнодуш­ными.

  • Мы уверены, что начинающему специалисту в области социальной работы будет трудно сделать «открытие» в тео­рии социальной работы, а вот найти, создать инновационные, оригинальные технологии ему под силу. Мы считаем, что цель этого учебника будет достигнута, если работа с ним даст старт к поискам новых технологических знаний, умений и навыков, столь необходимых настоящему социальному работнику.

  • Современна наука доказала, а социальная практика под­твердила, что демократическое правовое государство, основу которого составляют развитое гражданское общество и соци­ально ориентированная экономика, можно считать идеалом; к тому же ему свойственны устойчивые тенденции и факторы общественного развития. Но сами по себе эти факторы и тен­денции без сознательной, системной и целенаправленной дея­тельности людей не могут быть действенными. Именно здесь открывается широкое поле для разработки и применения технологий социальной работы, которые помогут сбалансиро­вать достижения современной цивилизации с национальными особенностями отдельных стран, а творческие инновации -с разумными социальными нормами. Важно и то, что совре­менному обществу свойственна значительная социальная ди­намика с высокой способностью к постоянному обновлению. Обеспечение этого качества современного цивилизованного социума возможно лишь на основе и посредством социально-технологической деятельности.

  • Многочисленные научные данные свидетельствуют, что современное человечество переступило порог третьего тысячелетия, значительно повзрослев. Оно уже достигло оп­ределенной социально-гуманистической зрелости и поставило в центр своего внимания личность человека. Социоинженер-ная деятельность на данном этапе общественного развития из экзотического изобретения социальных наук и эпизодического приложения его к социальной реальности практически пре­вратилась в важнейшее современное направление профес­сиональной деятельности людей.

  • Любая профессиональная деятельность, в том числе со-циоинженерная, передается через своих носителей - соци­альных менеджеров, инженеров, конструкторов и техноло­гов. Поэтому представители этих профессий в недалеком бу­дущем станут не менее популярными фигурами в обществе, чем специалисты в области компьютерных систем, банкиры, юристы, врачи, учителя. Именно эти категории современных специалистов, которые в совершенстве владеют методоло­гией и методикой разработки и внедрения инновационных социальных технологий, призваны направить свои усилия на оптимизацию способов достижения общественных целей для удовлетворения многочисленных социальных потребностей


  • людей, гармонизации социальных отношений в обществе в це­лом. Таким образом, социальные менеджеры, технологи, ин­женеры и конструкторы являются активными субъектами эф­фективных социальных изменений, которые могут обеспечить не только устойчивое функционирование, но и прогрессивное поступательное развитие современного общества и его под­систем.

  • СПИСОК основной

  • И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ УЧЕБНИКУ

  • Основная

  1. Воронцово М.В., Дубровская ТА. Социальная работа с детьми-сиро­тами: региональный опыт: Учеб. пособие. - Таганрог, 2010.

  2. Воронцова М.В., Дубровская ТА. Профилактика наркомании в под­ростково-юношеской среде: Учеб. пособие. - Таганрог, 2009.

  3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении обществен­ными процессами. - Белгород: Центр социальных технологий, 2003.

  4. Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.

  5. Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

  6. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.

  7. Иванов В.И. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2006.

  8. Технологии социальной работы с различными группами населе­ния: Учеб. пособие для студ. вузов / Под. ред. П.Д. Павленка. - М.: Инф-ра-М, 2009, 2010.

  9. Технологии социальной работы в различных сферах жизнеде­ятельности: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009.

  10. Чернецкая АА. Технология социальной работы: Учеб. / А.А. Чер-нецкая и др. - Ростов н/Д, 2006.

  • Дополнительная

  • 1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных тех­нологий в трудовых коллективах. - М.: Знание, 2001.

  1. Воронцова М.В., Дубровская ТА. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. пособие. - Таганрог, 2009.

  2. Врусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга / Культурно-досуговая деятельность: перспек­тивы развития и проблемы регулирования. - Свердловск: Изд-во Свердл. ун-та, 2005.

  3. ДрукерП. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.