ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социальная профилактика молодёжного экстремизма в России

Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации

§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики

§2. Характеристика экстремистских молодежных объединений, запрещенных на территории Российской Федерации

Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации

§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации

§2. Программа профилактики молодёжного экстремизма. Результаты реализации

Перечень программных мероприятий

Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма

Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»

Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме

Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»

Конкурс эссе «Экстремизм в молодёжной среде»

Лекция на тему «Религиозный экстремизм»

Анализ результатов реализации.

Вопрос № 4

Заключение

Библиографический список

Приложения

Благодарим за сотрудничество!

Тринадцатый вопрос анкеты звучит следующим образом: «От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?». 64,3% респондентов считают, что решение проблемы зависит от населения РФ в целом, 25% – от правоохранительных органов, 14,3% – от местных (муниципальных властей), 7,1% – от региональных (областных) властей, 39,3% – от федеральных властей, 7,1% – от меня самого.

Четырнадцатый вопрос – «Насколько велика опасность распространения экстремизма в современной России в целом, в Костромской области?» предполагал заполнение таблицы.

Актуальна

Скорее актуально

Скорее неактуальна

Не актуальна

Затрудняюсь ответить

РФ

39,3% (11)

57,15% (16)

3,55% (1)

0

0

Костромская область

7,1% (2)

25% (7)

39,3% (11)

21,5% (6)

7,1 (2)

Пятнадцатый вопрос носил открытый характер и предлагал респондентам внести свои предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма.

Участники анкетирования дали следующие ответы:

  • Ужесточение законодательства (уголовной ответственности).

  • Усиление профилактической работы.

  • «Ужесточить не закон, а действие».

  • Правовое просвещение населения.

  • Проведение мероприятий, направленных на сплочение населения

  • Введение в учебных учреждениях дисциплин, связанных с профилактикой экстремизма.

  • Усилить работу по пресечению деятельности экстремистских организаций.

  • Контроль за СМИ.

Проведённое нами анкетирование позволяет сделать некоторые выводы, основываясь на проанализированных данных. Большая часть целевой группы в той или иной степени сталкивалась с проявлениями экстремистского толка и утверждают, что имеют представление о том, что из себя представляет данное явление. Однако, маловероятно что данное знание имеет под собой научную и объективную основу, информация носит скорее «бытовой» характер и вряд ли полностью соответствует действительности. Это позволяет судить о необходимости проведения просветительской работы, связанной с вопросами сущности термина «экстремизм». Так же разъяснительной работы требуют вопросы, связанные с причинами экстремизма, что позволит респондентам увидеть, что факторы, влияющие на рост данной проблему, носят не только объективный, но и субъективный характер. Большинство респондентов отметило, что лишь радикальные меры будут способствовать снижению экстремистской деятельности, но в ходе дальнейшей работы является необходимым разъяснение актуальности в первую очередь первичной профилактики и прежде чем ужесточать уголовную ответственность стоит отработать механизм комплексного противодействия экстремизму. Стоит так же заметить, что часть респондентов сталкивались в жизни с проявлениями экстремизма и осуждают данную деятельность, однако некоторые опрашиваемые согласны с некоторыми националистическими идеями и испытывают раздражение и нетерпимость к представителям другой нации. По нашему мнению, в данном случае требуется на визуальных примерах показать к чему приводят данные идеи в самой крайней форме.


Анкетирование позволило подтвердить необходимость проведения, в первую очередь, дальнейшей информационной работы, которая в данном случае будет эффективна. Целевой группе необходимо предоставить наиболее полную характеристику данного явления со всеми его негативными чертами и последствиями. Это позволит в немалой степени повлиять на отношение респондентов к экстремизму во всех его проявлениях, что в свою очередь предупредит проявление экстремизма со стороны целевой группы.

Мероприятие № 2 – лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»». Целью лекции являлось информационное просвещение участников программы относительно вопросов характеристики термина «экстремизм».

План лекции:

  • Подходы к определению термина «экстремизм».

  • Виды экстремизма. Классификация.

  • Особенности молодёжного экстремизма в РФ.

  • Краткая характеристика экстремистских объединений.

Мы постарались всесторонне рассмотреть теоретические основы но, не перегружая целевую группу сугубо научными данными. Лекция носила интерактивный характер, что предполагало групповое обсуждение интересующих вопросов, возникающих в ходе изложения информации. Перед началом занятия был показан видеоролик с социальным опросом «Что такое экстремизм?», который наглядно продемонстрировал низкий уровень информированности населения касательно определения слова «экстремизм». В то же время студенты продемонстрировали более высокий уровень знаний.

Краткая характеристика экстремистских объединений, запрещённых на территории РФ, позволила на конкретных примерах показать структуру таких организаций, их особенности и методы, которые они применяют в ходе своей деятельности.

Данное мероприятие позволило донести нужную информацию до целевой группы, которая позволила им разобраться в самом термине «экстремизм», основываясь уже на научных данных. Это в свою очередь позволит каждому участнику программы сформулировать своё понимание данного явления исходя из полученных данных.

Мероприятия № 3 – просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме.

Нами для просмотра был выбран цикл из трёх передач «Специальный корреспондент. Принцип ненависти», транслирующийся по телеканалу «РОССИЯ 1». Передачи полностью посвящены проблеме молодёжного экстремизма в современной России, в них в очень критической форме демонстрируется пагубность данного явления, рассказывается о самых «громких» экстремистских акциях. Большое внимание в передачах уделено особенностям экстремизма в России, так же приведены видеоролики из личных архивов радикальных организаций, которые в полной мере отражают действительность и позволяет увидеть, что главный принцип деятельности экстремистов – это принцип ненависти и идеологической агрессии.


Просмотр данных передач позволил визуализировать информацию, полученную в ходе лекции «Характеристика понятия «экстремизм»». Это позволило участникам программы в полной мере убедиться в актуальности и опасности данного явления, приводящего к огромному количеству конфликтов среди общества, как правило, заканчивающихся уголовной ответственностью за особо тяжкие преступления.

Данное мероприятие позволило в немалой степени сформировать негативное отношение к экстремизму со стороны целевой группы.

Мероприятие № 4 – круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма».

В ходе первой лекции не был затронут вопрос связанный с причинами молодёжного экстремизма. Данную тему было решено рассмотреть в виде круглого стола. Участники программы были распределены на 5 групп. Каждая группа должна подготовить доклад на заданную тему, сопровождающийся презентацией.

Список тем докладов:

  • Экстремизм и ситуация на Украине.

  • Объективные причины молодёжного экстремизма.

  • Субъективные причины молодёжного экстремизма.

  • Уголовная и административная ответственность за деяния экстремистского толка.

  • Влияние молодёжных субкультур на рост экстремизма.

Помимо причин экстремизма было так же решено рассмотреть события, происходящие на Украине и обратить внимание на вопросы связанные с уголовной и административной ответственностью за деяния экстремистского толка.

После каждого выступления происходило совместное обсуждение темы доклада, что приводило к, своего рода, дискуссии. Это позволило выявить три нераскрытых и интересующих аудиторию вопроса: первый связан с сущностью религиозного экстремизма, второй вопрос касался способов вербовки в экстремистские организации, третий религиозных сект и их влияние на рост экстремизма. Было решено данным вопросам уделить отдельное занятие.

Доклад на тему «Уголовная и административная ответственность за деяния экстремистского толка» позволил внести в занятие аспект правового просвещения студентов. В докладе была предоставлена классификация деяний, которые можно рассматривать как экстремистские так же уровень ответственности за каждое из них.

Круглый стол позволил выявить вопросы, интересующие целевую группу, обсудить уже затронутые темы.

Мероприятие № 5 – конкурс эссе на тему «Молодёжный экстремизм, как проблема современной России»


Конкурс длился две недели, в течение которых студенты работали над своими эссе по следующим направлениям:

  • Политический экстремизм

  • Религиозный экстремизм

  • Националистический экстремизм

  • Причины молодёжного экстремизма

  • Методы профилактики молодёжного экстремизма

Участникам программы было необходимо предоставить свои рассуждения на выбранную тему в заданном ранее формате. Большая часть работ в итоге были посвящены наиболее актуальной проблеме националистического экстремизма и причинам молодёжного экстремизма в РФ.

По итогам было выбрано 7 лучших работ.

Мероприятия № 6 - лекция на тему «Религиозный экстремизм».

Данное занятие было специально уделено вопросам, возникшим в ходе круглого стола:

  • Сущность религиозного экстремизма.

  • Способы вербовки в экстремистские организации.

  • Влияние религиозных сект на рост экстремизма.

Лекция не носила классический характер и строилась на обще - групповом обсуждении. По первому вопросу одним из студентов был подготовлен доклад, раскрывающий сущность религиозного экстремизма. Общему обсуждению подвергся вопрос, связанный с методами борьбы с данным явлением.

К сожалению два остальных вопроса не были раскрыты в полной мере из-за нехватки источников информации.

Было решено, что религиозный экстремизм наиболее опасное явление и требует более глубокого изучения со стороны компетентных специалистов. В рамках нашего занятия мы смогли в общих чертах описать данное явление, дать ему характеристику и привести примеры действий религиозных экстремистских организаций. Анализируя данное занятие можно с полной уверенностью сказать, что подходит к вопросам религии стоит с полной ответственностью и ни в коем случае нельзя допускать при живом обсуждении конфликтов на данной почве.

Анализируя эффективность реализованных мероприятий можно сделать следующие выводы. Программа носит в большей степени информационно-пропагандистский характер, что на первый взгляд кажется малоэффективным. Однако первичная профилактика любого асоциального явления не может основываться на необъективных и ненаучных знаниях, а информационные мероприятия играют важнейшую роль в успешной реализации последующих мероприятий. Стоит так же обратить внимание на то, что информация касательно вопросов молодёжного экстремизма и экстремизма в целом не носит структурированный характер, зачастую она разрознена, что затрудняет в полной мере осознать всю опасность и пагубность данной проблемы. И именно мероприятия просветительского характера позволили сформировать у каждого представителя целевой группы своё отношение и понимание данной проблемы, но уже на базе предоставленной в ходе занятий информации. Как показывает анализ эссе написанных студентами, нам удалось актуализировать для них данную проблему, они осознали, что экстремизм носит разные формы и то, что причин этого явления множества. Живое обсуждение спорных моментов во время лекций показало, что степень заинтересованности студентов довольно велика и они готовы получать и анализировать новую информацию. Часть участников программы впервые, после проведённых мероприятий, задумалась о проблеме экстремизма и была крайне удивлена тем, насколько она опасна для нашего общества.


В целом реализация программы позволила добиться хороших результатов в просвещении студенческой молодёжи касательно вопросов экстремизма, его влияния на современную Россию и факторов, обуславливающих его появление в молодёжной среде. Участники программы осознали, что принципы, на которых строиться экстремистская идеология и деятельность, не приемлемы в 21 веке и любое общество должно бороться с этим явлением, вкладывая огромные силы в профилактическую работу.