ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная профилактика молодёжного экстремизма в России
Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации
§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики
Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§2. Программа профилактики молодёжного экстремизма. Результаты реализации
Перечень программных мероприятий
Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма
Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»
Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме
Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»
Конкурс эссе «Экстремизм в молодёжной среде»
Лекция на тему «Религиозный экстремизм»
Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации
§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики
Теоретическое определение понятия «экстремизм», а также классификация его разновидностей вызывает серьезные затруднения в отечественной и зарубежной науке.
Анализ имеющихся публикаций показывает, что хотя проблемам экстремизма посвящена значительная литература, на сегодняшний день отсутствует единая общепринятая трактовка этого понятия.
Исследователи относят его к наиболее неоднозначным и многоплановым понятиям, что объясняется сложностью, многогранностью, исторической изменчивостью, динамизмом этого явления.
В научных исследованиях отмечается, что под экстремизмом зачастую понимаются разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.
Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым провести анализ подходов к определению термина «экстремизм» на основе мнений разных исследователей и нормативно-правовых документов, имеющих государственный и международный статус.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1): «экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Представляется, что подобное определение более точно характеризует указанное правовое явление, однако в нем отсутствует упоминание на важную качественную составляющую экстремизма – экстремизма в мыслях и суждениях.
Согласно первой статье ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [43].
В связи с многообразием толкования некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие экстремизм в самом широком смысле как социально-политическое явление, включающее систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий общественных групп, политических партий и движений, отдельных граждан, направленных на использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти, обществу в целом, международным и национальным организациям с целью изменения существующего государственного строя, разжигания национальной и социальной вражды. Однако это общее понятие не отражает всех сторон изучаемого явления. В научном сообществе также не существует единого подхода к определению понятия «экстремизм». Многократно предпринимаемые в последние годы попытки раскрыть сущность этого явления с правовой точки зрения так и не привели к выработке позиции, которая бы принималась хотя бы большинством экспертов.
Различные проявления экстремизма, масса отличий в каждом конкретном случае вызывают споры среди юристов о принципиальной возможности правовой оценки этого явления [46; 145]. Одни ученые отождествляют экстремизм с терроризмом и насилием [16; 151-153] [30; 5], другие считают его способом радикального отрицания общественных норм, основанным на приверженности крайним взглядам и действиям [57], третьи трактуют его как приверженность крайним взглядам и мерам, четвертые считают экстремизм противоправной деятельностью, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [56].
Следует согласиться с теми исследователями, которые указывают на обязательность четко сформулированного понятия «экстремизм» в его правовом смысле [19; 56].
Некоторые авторы понимают под экстремизмом «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на:
ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями;
установление единственной идеологии в качестве государственной;
разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам;
отрицание абсолютной ценности прав человека [20].
Однако, на наш взгляд, подобное определение не может быть использовано на практике – простое распространение таких идей не может служить основой для привлечения конкретного лица к ответственности. Представляется, что для уголовной классификации экстремизма, подобное распространение должно сопровождаться противоправными (экстремальными) действиями.
А.Ф. Истомин и Д.А. Лопаткин под экстремизмом понимают «деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающаяся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства [22]. Исходя из данной теории, деяние, совершенное не публично, экстремизмом являться не будет.
Несколько иной взгляд на определение экстремизма дает А.Г. Хлебушкин. Ученый видит в экстремизме «способ радикального отрицания общественных норм, основанным на приверженности крайним взглядам и действиям» [57; 142]. В этом случае имеет место расширительное толкование и предложенное понятие охватывает чрезвычайно широкий круг правоотношений.
Достаточно интересной теории определения экстремизма придерживается Р.А. Амирокова. Она считает, что экстремизм – это «многомерное и сложное социальное явление, выступающее и как идеология (философия), и как практика, и как механизм этносоциальной и религиозной мобилизации, и как принцип и инструмент политической жизни» [2].
В.Ю. Верещагин и М.И. Лабунец подчеркивают, что экстремизм – это идеология, предусматривающая:
принудительное распространение ее принципов;
нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [79].
На наш взгляд указанное определение также не может выступать основой для легального закрепления понятия «экстремизм» здесь отсутствуют элементы, необходимые для юридической квалификации преступного деяния.
Несколько иное определение понятия экстремизм дает Е.П. Сергун, который считает, что «под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей или представлений, основанной на политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде в отношении личности, какой-либо социальной группы, нации или государства, не имеющую внешнего выражения. Как только экстремистские воззрения индивида реализуются во внешнем мире в форме противоправных деяний, следует говорить об экстремистской деятельности». В данном подходе мы видим разделение категорий «экстремистские взгляды» и «экстремистская деятельность», что очень важно для современной квалификации данных преступлений [46;45].
Таким образом, анализ приведенных определений понятия экстремизма позволяет выделить наиболее важные признаки, основываясь на которые можно раскрыть содержание этого понятия.
К ним можно отнести:
осуществление определенной деятельности (простая приверженность к крайним взглядам, мнениям, оценкам и т. п. не может являться экстремизмом);
противоправность;
отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, религиозных и др.);
идеологическая направленность.
А.Г. Хлебушкин выделяет также такой признак как «специальная вредоносность», который выражается в причинении вред основам государственного строя [57; 13]. В свою очередь мы считаем, что он является частным проявлением признака направленности экстремизма.
Первый признак приведенный нами подразумевает, что экстремизм характеризуется целенаправленными действиями, направленными на нарушение конституционных основ, возбуждение расовой, религиозной, национальной розни и т.д. Такие действия могут выражаться в создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения. Такая деятельность включает в себя также деятельность должностных лиц и граждан, направленную на борьбу с существующим государственным строем, внутренней и внешней политикой, национальной, религиозной, экономической, социальной, военной программами государства.
Второй признак подразумевает, что данная деятельность должна быть запрещена законом. А экстремистские действия нарушают соответствующие нормы [26; 45]. Подобный признак экстремизма может находить свое отражение не только в случае привлечения виновного лица к уголовной ответственности, но и применятся для определения экстремистских действий юридического лица, когда встает вопрос о его ликвидации или запрете деятельности.
Третий признак означает, что лица, осуществляющие экстремистскую деятельность не приемлют чужого мнения, идей и в связи с этим могут применить насилие по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим их убеждения.
Четвертый признак заключается в том, что экстремизм характеризуется определенной идеологической направленностью. Это означает, что помимо отрицания чужих взглядов, экстремисты пытаются апеллировать к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претендуют на свое «истинное» или «углубленное» толкование того или иного учения.
Обратим внимание на то, что при выработке определения экстремизма необходимо учитывать, что все вышеуказанные признаки не только имеют место, но и в большинстве случаев тесно взаимодействуют между собой, вытекают один из другого, имеют неразрывную внутреннюю связь. Большинство из них присущи любому экстремистскому движению.
Таким образом, под экстремизмом в юридической науке и законодательстве следует понимать противоправную деятельность юридических и физических лиц, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающаяся отрицанием инакомыслия и нетерпимостью к сторонникам иных взглядов, идеологически направленную на отрицание основ государственного строя, принципов международного права, общества и государства [72].
В своей научной работе мы за основу взяли определение экстремизма данное в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», обуславливая это тем, что в дальнейшей работе мы будем рассматривать особенности экстремизма непосредственно в Российской Федерации. В то же время следует понимать, что данное определение является лишь отправной точкой для рассмотрения конкретных видов экстремизма.
Следовательно, необходимо классифицировать формы проявления экстремизма. Как уже отмечалось, формы экстремизма разнообразны и многолики. Это предопределяет большое количество подходов к их классификации. Так, А.В.Иванов, выделяет следующие виды экстремизма.
Рациональный экстремизм. Данная форма экстремизма ставит своей целью максимально эффективное преодоление социальных дисфункций с помощью радикальных мер. Зачастую причиной рационального экстремизма служит бездеятельность исполнительной власти или законодателя, которые не в состоянии решить возникшую социальную проблему легитимным способом.
Иррациональный экстремизм. Такой вид экстремизма также часто безжалостен, но цели его приземленные, не вызывающие такого сочувствия, которые можно испытывать перед вариантами рационального экстремизма. Это экстремизм молодежный (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п. такую разновидность экстремизма весьма просто объяснить, учитывая психологическое восприятие толпы и нюансы психологического восприятия, в основном, несовершеннолетних [21; 123].
Представляется, что подобная классификация достаточно логично дифференцирует формы экстремизма, однако она не позволяет остановиться на конкретных видах экстремисткой деятельности. Кроме того, используя такой подход невозможно разграничить несколько экстремистских деяний (например, действий рационального и иррационального характера), совершенных одним субъектом.
На наш взгляд, не вызывает возражений следующая классификация форм проявления экстремизма: