ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная профилактика молодёжного экстремизма в России
Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации
§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики
Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§2. Программа профилактики молодёжного экстремизма. Результаты реализации
Перечень программных мероприятий
Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма
Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»
Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме
Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»
Конкурс эссе «Экстремизм в молодёжной среде»
Лекция на тему «Религиозный экстремизм»
На данный момент бывший лидер «Славянского Союза» является главой высшего национального совета объединения «Русские».
Межрегиональная общественная организация "Национал-большевистская партия" (НБП). Российская общественно-политическая организация, не имеющая официального статуса партии, зарегистрированная в качестве юридического лица в 1993 г., ликвидированная решением суда в 2005 году. Организация признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года.
10 июля 2010 года на учредительном съезде бывшие члены Национал-большевиcтской партии создали новую партию «Другая Россия».
НБП выступает за социальную справедливость в экономике, имперское доминирование во внешней политике, гражданские и политические свободы во внутренней политике.
Первоначально НБП во многом копировала идеологические и стилистические подходы итальянского фашизма.
Согласно программе 1994 года, глобальной целью национал-большевизма является создание «Империи от Владивостока до Гибралтарана базе русской цивилизации», а сущность национал - большевизма заключается в ненависти либерализму, демократии и капитализму.
В 2004 году на V всероссийском съезде НБП была принята новая программа, согласно ей, главная цель национально-большевистской партии –превращение России в современное мощное государство, уважаемое другими странами и народами и любимое собственными гражданами, путём обеспечения свободного развития гражданского общества, независимости СМИ и защиты национальных интересов русскоязычного населения.
Методы, используемые членами НПБ:
акции прямого действия – «захват» административного здания с политическими требованиями;
митинги, марши;
ежедневное собрание дежурных членов НПБ для ответов на вопросы и распространения агитационных материалов;
распространение СМИ и листовок;
граффити и стикеры.
Таким образом, можно сделать вывод, что молодёжные экстремистские организации – это не стихийно созданные группы людей, а в большинстве своем четко структурированные, имеющие сложную организацию объединения. У большинства экстремистских организаций имеется главный орган управления, координирующий действия региональных «филиалов» организации, у наиболее развитых организаций имеются свою структуры и за границами РФ. У большинства организаций есть четкая идеология, выражающаяся в целях, задач и средствах их достижения.
Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма [63].
На федеральном уровне профилактика экстремизма в молодёжной среде регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Основным законом Российской Федерации – Конституцией, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установлены запреты на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, пропаганду и агитацию такого превосходства. Таким образом, Конституция Российской Федерации является основой создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности.
С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремизму официально признано актуальным направлением правоохранительной работы. Названный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, что согласно правовому акту сделано в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также основ конституционного строя и обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. В уголовном законодательстве данный Закон был отражен в ст. ст. 2821 («Организация экстремистского сообщества»), 2822 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ. В последствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в отдельные законодательные акты были внесены изменения и дополнения в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму.
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже – в средних специальных учебных заведениях и совсем редко – в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь.
Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах.
С учетом остроты проблемы государством сегодня принимается целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом направлении стало принятое в сентябре 2008 года президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры по противодействию экстремизму функционируют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации – самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.
Основными задачами ГУПЭ МВД России являются:
участие в формировании государственной политикив установленной области деятельности;
участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;
организация борьбы с преступлениямиэкстремистской направленности;
организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах [40].