ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Византийское искусство. Икона Владимирской Богоматери
и глубокая религиозность. В XII в. был создан шедевр визан тийской иконописи — икона Владимирской Богоматери, — в том же веке попавшая на Русь. Важную роль сыграла Ви зантия в развитии художественной культуры Древней Руси {см. Древнерусское искусство).
ВИНЬЕТКА {фр.) — украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или кон це текста (части, раздела и т. п.), при начальных буквах текста.
В О З Р О Ж Д Е Н ИЕ (Ренессанс) — одна из самых ярких эпох в истории мирового искусства. Она охватывает XIV— XVI вв. в Италии, XV—XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Своё название — В. — этот период полу чил в связи с возрождением интереса к античному искус ству, обращением к нему как к прекрасному идеалу. Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы челове ка, беспредельную м о щ ь человеческого разума. Готиче ские строения уступили место пропорциональным здани ям В., не п о д а в л я ю щ и м человека, а в о з в ы ш а ю щ и м его. Родиной В. стала Флоренция . «Отцами» В. называют живо писца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV— XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот пе риод наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким В. Основной круг мастеров этого пе риода, искусство которых легло в основу многих явлений европейской культуры, — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, позднее Тициан {см. цв. вкл.). Глав ной отличительной чертой живописи стала научно обосно ванная перспектива: художники могли строить в трёхмер ном пространстве сложные многофигурные композиции. В середине 1400-х гг. известный флорентийский философ Ф и - ч и н о написал об этой эпохе: «Золотой век вновь вызвал на свет свободные искусства, которые прежде были совер-
Возрождение.
Микеланджело.
Давид.
Возрождение.
Донателло. Поджо Браччолини
ш е н н о забыты: правильную речь, красноречие, живопись, ваяние, музыку. И^это всё во Флоренции!»
ВОСКОВАЯ Ж И В О П И С Ь — техника живописи, в ко торой связующим краски веществом является воск. Выполня ется расплавлением (энкаустика), а также растворёнными в летучих маслах красками или эмульсией (восковая темпера).
ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА — вид гравюрной техники, к
которой относятся ксилография, линогравюра (см. также Гравюра).
ВЯЗЬ — старинное декоративное письмо с переплета ю щ и м и с я буквами.
Г
«ГАЛАНТНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА» (фр. «учтивый, любез ный») — вид бытового жанра, п р о и з в е д е н и я которого посвящены сценам из ж и з н и светского общества. Одним из величайших представителей этого жанра XVIII в. был Антуан Ватто (1684—1721 гг.), художник, внёсший в изобра жение жизни подлинную поэзию и глубину чувств.
ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА (от ф а м и л и и и т а л ь я н с к о г о учёного Л. Гальвани и гр. «ваяние») — метод получения точных металлических копий электролитическим осажде нием металла на металлическом или неметаллическом ори гинале, изобретённый в 1838 г. русским учёным, академи ком Петербургской академии наук Б. С. Якоби . Это изоб ретение использовал М о н ф е р р а н для отливки скульптур внутреннего и наружного оформления Исаакиевского собора^в Санкт-Петербурге.
ГАММА КРАСОЧНАЯ (гамма цветовая) (по названию 3-й буквы греческого алфавита) — ряд гармонически вза имосвязанных оттенков цвета, используемых при созда н и и художественных произведений . Различают тёплую, холодную, светлую цветовые гаммы.
«Галантные празднества». А. Ватто. Качели
ГАРМОНИЯ (лат., от гр. «стройность, связь») — строй ная согласованность частей единого целого. В изобразитель ном искусстве это согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
ГОРЕЛЬЕФ (фр., букв, «высокий рельеф») — скульп
турное и з о б р а ж е н и е |
и л и орнамент, в ы с т у п а ю щ и й над |
|
плоскостью ф о н а более чем на половину объёма |
изобра |
|
жённого предмета (ср. Барельеф). |
|
|
ГОТИКА, готический стиль (от французского названия |
||
германского п л е м е н и |
готов) — художественный |
стиль, |
преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Ф р а н ц и и и в позднем средневековье распространив шийся по всей Западной Европе. Живопись этого периода соответствовала архитектурным нормам: человеческие фи гуры удлинялись, высокие головные уборы и одежда вся чески это подчёркивали. В XIII в. во Флоренции живопись считалась ремеслом, а не искусством. Художники входили в один цех со столярами и каменщиками, работы которых они украшали, расписывали. Во 2-й половине XIII в. во Флоренции появился художник Чимабуэ (ок. 1240 — ок. 1302) — представитель проторенессанса, ученик француз ской школы живописи, сумевший отойти от византийских канонов. Его картины отличались динамичностью и эмо циональностью . Несмотря на то что Ч и м а б у э называли «первая гордость флорентийского искусства», его ученик Джотто превзошёл учителя. Он порвал со средневековыми канонами, внёс в религиозные сцены земное начало, при дав изображениям осязаемость и пластичность. Эпоха Г. —
время |
расцвета |
книжной |
миниатюры. |
ГРАВЮРА (фр.) — вид |
графики, в которой изображе |
||
н и е |
является |
п е ч а т н ы м |
оттиском р е л ь е ф н о г о рисунка, |
нанесённого на доску гравёром. Оттиски также называют гравюрой. В Европе это искусство возникло на рубеже XIV— XV вв. В зависимости от материала, на который мастер на носит л и н и и и штрихи будущего изображения, Г. подраз
деляют на |
в ы п у к л ы е , когда |
краска |
покрывает поверх |
||
н о с т ь в ы п у к л о г о |
р и с у н к а |
(ксилографию, |
линогравюру, |
||
жиллотаж и |
др.), и |
у г л у б л ё н н ы е , |
когда |
краска за- |
Готика.
Мадонна в византийском стиле
Готика.
Мадонна Джотто
п о л н я е т углубления |
(акватинта, |
меццо-тинто, |
мягкий |
||||
лак, |
офорт, |
лавис, резцовая |
гравюра, |
сухая |
игла, |
пунктир |
|
ная |
манера, |
карандашная |
манера |
и др.). |
К Г. |
относят и ли |
тографию. Наряду со станковыми Г. |
(эстампами), |
распро |
странена к н и ж н а я гравюра (иллюстрации, заставки |
и т. д.). |
|
ГРАДАЦИЯ (лат. «ступень; усиление») — в живописи — |
||
постепенное изменение какого-либо |
цвета, а также тона |
исветотени.
ГР А Н И Л Ь Н ИК — стальной инструмент: п л а с т и н к а , овальный конец которой покрыт мелкими зубцами, при дающими шероховатость доске в гравюре меццо-тинто.
|
ГРАТТАЖ (фр., |
от |
«скре |
|
|
сти, царапать») |
— |
с п о с о б |
|
|
в ы п о л н е н и я |
рисунка |
путём |
|
|
процарапывания острым ин |
|||
|
струментом (например, иг |
|||
|
лой) бумаги, |
картона, зали |
||
|
тых тушью. При этом достига |
|||
|
ется чёткость и прозрачность |
|||
|
и з о б р а ж е н и я , |
недоступная |
||
|
перу или кисти. |
|
|
|
|
ГРАФИКА (г/?, «живопись», |
|||
|
от «пишу, рисую») — вид |
|||
Граттаж, м. в. добужинский. |
изобразительного |
|
искусства, |
|
Иллюстрация к повести |
|
|
|
|
Ф. M. Достоевского «Белые ночи» |
ВКЛЮЧаЮЩИЙ рисуНОК |
На бу |
маге и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительны ми средствами и выразительными возможностями. Г. де лится на станковую (произведения, и м е ю щ и е самостоя тельное художественное значение, например рисунок, эс тамп), книжную и газетно - журнальную (иллюстрации,
о ф о р м л е н и е и макетирование печатных изданий), при кладную (промышленная Г., почтовые марки, экслибрис)
иплакат. Выразительные средства
Г.— контурная линия, штрих, пят но (иногда цветовое) и фон, с ко торым изображение образует контра стное или нюансное соотношение.
Г Р А Ф Ф И ТИ |
(ит. «нацарапан |
|||
н ы й » ) |
— д р е в н и е н а д п и с и , |
глав |
||
н ы м образом |
бытового |
характера, |
||
рисунки, |
н а ц а р а п а н н ы е |
на |
стенах |
зданий, сосудов и т. д. В нынешнее время к области Г. относят также современные надписи и рисунки, в и з о б и л и и у к р а ш а ю щ и е стены до
мов, оград и других поверхностей, на которых самовыра жаются горожане разного возраста. Процесс нанесения Г. не прост: вначале на бумаге придумывается рисунок, за тем на стену переносится его контур, а потом раскраши вается сам рисунок и его фон. В труднодоступном месте авторы размещают свои подписи — таги. Хорошо выпол ненные забавные рисунки на сером бетоне спальных рай
онов многим |
радуют глаз. |
ГРИЗАЙЛЬ |
(фр., от «серый») — в и д живописи, преиму |
щественно декоративной, на основе использования оттен ков одного цвета, чаще всего серого.
ГРОТЕСК (фр., от ит. «причудливый, комичный») — 1) орнамент в виде переплетающихся изображений жи вотных, растений и др., наиболее древние образцы кото рого были обнаружены в развалинах древнеримских пост
роек, |
называвшихся в народе |
гротами, откуда он и полу |
ч и л |
своё н а з в а н и е ; 2) |
в изобразительном искусстве |
изображение людей или предметов в фантастически пре увеличенном, уродливо-комическом виде. Примером мо гут служить произведения таких художников, как И. Босх, П. Брейгель, О. Домье, М. Шагал и др.