Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сюжетам (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). Преобладание образов и форм, косвенно выражающих со­ держание современности, — одна из отличительных осо­ бенностей искусства конца XIX — начала XX в. Определя­ ю щ и м стилем в искусстве становится модерн.

Главенствующую роль играют художники из «Мира ис­

кусства», наряду с

н и м и

существует Союз

русских

худож­

ников, объединения

художников

«Голубая

роза»,

«Бубно­

вый валет». Художественная

жизнь

начала XX в. отличает­

ся небывалой интенсивностью . Желание переосмыслить многовековую историю, различные эксперименты, обра­ щение к традициям и полное их отрицание — таковы край­ ние проявления художественной ситуации в русском ис­ кусстве начала XX в. — века, который открыл миру мно­ жество имён замечательных русских художников.

С

САЛОН (фр.) — 1) устар. парадная гостиная, комната для приёма гостей в буржуазном или аристократическом доме; 2) помещение для выставки, а также — магазин художест­ венных изделий; ателье и т. п.; 3) переодическая выставка современного искусства, главным образом во Франции .

САЛОННОЕ ИСКУССТВО (от салонов - официаль­ ных художественных выставок во Ф р а н ц и и , устраивавших­ ся в 1737—1848 гг. в Квадратном салоне Лувра) — искус­ ство XIX—XX вв., приспосабливающее любые входящие в моду течения к обывательским вкусам.

САНГИНА (фр., от лат. «кроваво-красный») — 1) ка­ рандаш без оправы, изготовленный из каолина (белой гли­ ны) и окислов железа. Художники эпохи Возрождения це­ нили С. за её живописность, способность смягчать острые контрасты на бумаге. Во время работы сангиной её можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность

штриха. Сангиной исполнены портреты Леонардо да Вин­ чи, П. П. Рубенса, бытовые сцены А. Ватто, пейзажи О. Фра­ гонара. В искусстве XIX—XX вв. С. употреблялась довольно редко; 2) техника рисунка и рисунок, и с п о л н е н н ы й та­ ки м карандашом .

СВЕТОТЕНЬ — одно из основных средств изобразитель­ ного искусства. Она позволяет художнику передавать фор­ му предмета, его объём, особенност и его поверхности . И в натуре, и в живописи светотеневой строй целого за­ висит от взаимосвязи света, тени, полутени, рефлекса. По сравнению с цветом С. обладает гораздо более широки м

значением: графика и

скульптура могут легко обходиться

без цветами почти не

существуют без С.

С В Я З У Ю Щ Е Е ВЕЩЕСТВ О — это плёнкообразую ­ щи е вяжущие вещества, с помощью которых частицы пиг­ мента скрепляются между собой и закрепляются на поверх­ ности основы или грунта, образуя красочный слой. От них зависит прочность красочного слоя, старение и разруше­ н и е , эстетические э ф ф е к т ы (блеск, бархатистость, про­ зрачность и т. п.), а также техника и технология живописи. Виды живописи различаются именно составом С. в.: для фресок — это гашёная известь, для темперы — эмульсии, для акварели — гуммиарабик и декстрин в сочетании с мёдом или глицерином и т. д.

СГРАФФИТО (ит. «процарапанный») — способ деко­ ративной отделки стен. На стену накладывают 2 или боль­ ше слоев штукатурки разного цвета, верхний — обычно белый. Когда штукатурка совершенно высохнет, её начи­ нают процарапывать металлическими скребками, а иног­ да и п о л н о с т ь ю с н и м а т ь в п р о ц а р а п а н н о м контуре, — и тогда из-под белого фона проступают силуэтные изоб­ ражения других цветов. Долговечность С. зависит от каче­ ства штукатурки. Из-за чёткости и силуэтности рисунка С. чаще всего используется для орнаментальных композиций.


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ {фр., от «чувство») — течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII — начале XIX в. Для С. характерны чув­ ствительные сюжеты и сентиментальные восхваления се­ мейных добродетелей. Представителем этого течения был

Ж. Б. Грёз (Франция), лю­ б и в ш и й изображать жен­ ские и детские головки.

С Е П И Я (лат., от гр.

«каракатица») — 1) кара­ катица — род головоногих моллюсков; 2) к о р и ч н е в а я краска, получаемая из кра­ сящего вещества, выраба­ тываемого особым органом («чернильным мешком») в теле этого моллюска, а так­ же изготавливаемая искус­

с т в е н н о ;

употребляется в

живописи;

3) рисунок, сде­

ланный такой краской.

СИЕНА (по названию города и провинции в Италии) — тёмно-жёлтая краска, используемая в живописи.

СИККАТИВЫ (лат. «высушивающий») — катализаторы, которые ускоряют высыхание лакокрасочных материалов, содержащих растительные масла (например, олиф).

СИЛУЭТ (по имени французско­ го министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была нарисована кари­ катура в виде теневого п р о ф и л я — ответ на его попытку уменьшить го­ сударственные расходы за счёт упро­ щения моды) — очертание предмета, подобие его тени; вид графической техники, п л о с к о с т н о е о д н о т о н н о е изображение фигур и предметов. Си­ луэты рисуются тушью (или белила­ ми) или вырезаются из бумаги и на­ клеиваются на фон. В такой технике

выполнила много работ Е. С. Кругликова (1865—1941 гг.), в частности портреты Л. С. Бакста (1914 г.), К. А. Сомова (1916 г.), А. А. Блока (1921 г.) и др.

С И М В О Л И З М (фр., от гр. «знак, опознавательная при­ мета») — направление в европейском, а м е р и к а н с к о м и русском искусстве 1870—1910 гг. Основой художественного творчества символистов был образ — символ; в нём ино­ сказательно отражались некие мистические, таинственные силы, якобы правящие миром. С. привлёк внимание мно­ гих крупных художников, чьи символические образы ста­ ли воплощением гуманистических идеалов и свободолю­ бивых порывов. С. в изобразительном искусстве сформи­ ровался в 1860—1880 гг. в живописи француз а П ю и де Шаванна . Открыто противопоставили своё творчество ре­ альному миру символисты последних десятилетий XIX— XX в. — живописцы Г. Моро (Франция), Ф. фон Штук и



Символизм.

Г. Климт. Гигиея, богиня здоровья. 1901

М. Клингер (Германия), график О. Бердслей (Англия), со­ здавшие полуфантастические композиции, п р о н и з а н н ы е мистикой. С. внёс романтическую символику в стиль мо­ дерн. Особую роль здесь сыграли П. Гоген ( Ф р а н ц и я ) , Г. Климт (Австрия, см. цв. вкл.), М. К. Чюрленис (Литва), М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов (Россия) — в их ра­ ботах отразились поиски нового художественного языка, который бы ритмикой линий и цветовых сочетаний смог выразить сложный символический смысл.

СКАРПЕЛЬ {ит.,

от лат. «ножичек») — стальной круг­

л ы й или г р а н ё н ы й

стержень, и м е ю щ и й с одного к о н ц а

форму острой отточенной лопатки. Используется скульпто­ ром при обработке камня .

СКИПИДАР (терпентинное масло) — бесцветная жид­ кость с запахом хвои, которую получают из смолы хвой­ ных деревьев. Разбавитель лаков и красок, средство для мытья кистей. Со временем он осмоляется и при этом жел­ теет и густеет. Краски на таком С. плохо сохнут и темне­ ют, поэтому предпочтительней использовать пинен — п и -

н е н о в у ю ф р а к ц и ю С .

(см.

Разбавитель).

СКУЛЬПТУРА (лат.)

один из видов изобразитель­

ного искусства, в котором художник создаёт объёмные изображения, в ы п о л н е н н ы е из мягкого материала (гли­ ны, воска, пластилина), высеченные из к а м н я , вырезан­ ные из дерева, отлитые из гипса или бронзы. Цвет в С. применяется ограниченно и условно. Т а к же к а к и жи­ вопись, С. может быть с т а н к о в о й (статуи, портреты,

жанровые сцены), т. е. имеющей самостоятельное художе­ ственное значение, и м о н у м е н т а л ь н о й (памятники,

декоративная С. в садах и парках, рельефы на зданиях),

физически и пространственно связанной с архитектурой

и поэтому

статично

з а к р е п л ё н н о й

(например, на пьеде­

стале). По

жанрам С.

разделяется на

портретную, жанро­

вую (бытовую), а н и м а л и с т и ч е с к у ю ,

историческую . По

форме изображения различают круглую

скульптуру и рель­

еф . Многие из этих видов С. были известны уже древним е г и п т я н а м , х у д о ж н и к а м М е с о п о т а м и и и о к о н ч а т е л ь н о закрепились в античном искусстве, мастера которого оста­

вили лнам

классические

образцы

искусства ваяния.

СОУС

(фр.) (чёрный

мел) —

карандаш без о п р а в ы ,

внешне похожий на сангину чёрного, серого и коричнево­ го цвета. Соусом либо рисуют так же, как сангиной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой ще­ тинной кистью, прорисовывая затем детали карандашом «Ретушь» или чёрным карандашом (сухой способ). П р и


мокром способе порошок С. разводят водой и рисунок вы­ полняется щетинной или акварельной кистью. В этом слу­ чае техника исполнения близка к однотонной акварели. Высохшие поверхности хорошо высветляются резинкой. По высохшему С. можно прорисовать детали карандашом «Ре­

тушь» или чёрным карандашом.

 

С П О Н С ОР (англ.) — 1) поручитель; 2)

л и ц о , органи­

зация и т . п., финансирующие какие-либо

мероприятия,

организации и т. д.; рекламодатель; 3) организатор; ини­ циатор. В конце XX в. пришло на смену слову меценат.

СР Е Д Н Е В Е К О В О Е ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВ­

РО П Ы — период развития культуры и искусства со вре­ мени падения Западной Р и м с к о й империи (V в.) до на­

чала эпохи Возрождения (XV в.). В истории западноевро­ п е й с к о г о искусства с р е д н и х веков п р и н я т о р а з л и ч а т ь

3 периода — искусство раннего средневековья (V—IX вв. — время формирования новой культуры), романское искус­ ство и готику. Последние два имеют условный характер. Когда появился термин «романское искусство», под готи­ кой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV в., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием (см. Го­ тика).

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — термин, которым обо­ значают произведения живописи, скульптуры и графики,

и м е ю щ и е самостоятельное значение, не связанное с ка­ ким - либо художественным ансамблем или утилитарными функциями . Это прежде всего живопись, которая создава­ лась не на стенах и потолках зданий, а отдельно, на стан­ ке (мольберте). Затем название «С. и.» распространилось и на другие виды изобразительного искусства. С. и. возникло в эпоху Возрождения. Художественная выразительность произведений С. и. неизменна — независимо от места, где о н и находятся, и времени: станковые ф о р м ы и п о н ы н е занимают одно из главных мест в мировом изобразитель­ ном искусстве.

СТАНОК СКУЛЬПТУРНЫЙ - стол на ножках с по­ воротным щитом, на котором создаётся будущее скульп­ турное, произведение, чаще всего способом лепки.

СТАРЫЕ МАСТЕРА — термин, обычно употребляе­ м ы й по о т н о ш е н и ю к выдающимся европейским худож­ никам XV—XVII вв. и крупнейшим русским художникам XVIII в. В более широком значении так называют всех вид­ ных художников предшествующего времени, в том числе вы­ дающихся современных живописцев, скульпторов, графи­ ков и т. д. старшего поколения.

СТАТУЭТКА (фр., от лат. «статуя») — вид мелкой пла­ стики, небольшая статуя, служащая, к а к правило, для украшения жилища .