ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
сюжетам (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). Преобладание образов и форм, косвенно выражающих со держание современности, — одна из отличительных осо бенностей искусства конца XIX — начала XX в. Определя ю щ и м стилем в искусстве становится модерн.
Главенствующую роль играют художники из «Мира ис
кусства», наряду с |
н и м и |
существует Союз |
русских |
худож |
|
ников, объединения |
художников |
«Голубая |
роза», |
«Бубно |
|
вый валет». Художественная |
жизнь |
начала XX в. отличает |
ся небывалой интенсивностью . Желание переосмыслить многовековую историю, различные эксперименты, обра щение к традициям и полное их отрицание — таковы край ние проявления художественной ситуации в русском ис кусстве начала XX в. — века, который открыл миру мно жество имён замечательных русских художников.
С
САЛОН (фр.) — 1) устар. парадная гостиная, комната для приёма гостей в буржуазном или аристократическом доме; 2) помещение для выставки, а также — магазин художест венных изделий; ателье и т. п.; 3) переодическая выставка современного искусства, главным образом во Франции .
САЛОННОЕ ИСКУССТВО (от салонов - официаль ных художественных выставок во Ф р а н ц и и , устраивавших ся в 1737—1848 гг. в Квадратном салоне Лувра) — искус ство XIX—XX вв., приспосабливающее любые входящие в моду течения к обывательским вкусам.
САНГИНА (фр., от лат. «кроваво-красный») — 1) ка рандаш без оправы, изготовленный из каолина (белой гли ны) и окислов железа. Художники эпохи Возрождения це нили С. за её живописность, способность смягчать острые контрасты на бумаге. Во время работы сангиной её можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность
штриха. Сангиной исполнены портреты Леонардо да Вин чи, П. П. Рубенса, бытовые сцены А. Ватто, пейзажи О. Фра гонара. В искусстве XIX—XX вв. С. употреблялась довольно редко; 2) техника рисунка и рисунок, и с п о л н е н н ы й та ки м карандашом .
СВЕТОТЕНЬ — одно из основных средств изобразитель ного искусства. Она позволяет художнику передавать фор му предмета, его объём, особенност и его поверхности . И в натуре, и в живописи светотеневой строй целого за висит от взаимосвязи света, тени, полутени, рефлекса. По сравнению с цветом С. обладает гораздо более широки м
значением: графика и |
скульптура могут легко обходиться |
без цветами почти не |
существуют без С. |
С В Я З У Ю Щ Е Е ВЕЩЕСТВ О — это плёнкообразую щи е вяжущие вещества, с помощью которых частицы пиг мента скрепляются между собой и закрепляются на поверх ности основы или грунта, образуя красочный слой. От них зависит прочность красочного слоя, старение и разруше н и е , эстетические э ф ф е к т ы (блеск, бархатистость, про зрачность и т. п.), а также техника и технология живописи. Виды живописи различаются именно составом С. в.: для фресок — это гашёная известь, для темперы — эмульсии, для акварели — гуммиарабик и декстрин в сочетании с мёдом или глицерином и т. д.
СГРАФФИТО (ит. «процарапанный») — способ деко ративной отделки стен. На стену накладывают 2 или боль ше слоев штукатурки разного цвета, верхний — обычно белый. Когда штукатурка совершенно высохнет, её начи нают процарапывать металлическими скребками, а иног да и п о л н о с т ь ю с н и м а т ь в п р о ц а р а п а н н о м контуре, — и тогда из-под белого фона проступают силуэтные изоб ражения других цветов. Долговечность С. зависит от каче ства штукатурки. Из-за чёткости и силуэтности рисунка С. чаще всего используется для орнаментальных композиций.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ {фр., от «чувство») — течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII — начале XIX в. Для С. характерны чув ствительные сюжеты и сентиментальные восхваления се мейных добродетелей. Представителем этого течения был
Ж. Б. Грёз (Франция), лю б и в ш и й изображать жен ские и детские головки.
С Е П И Я (лат., от гр.
«каракатица») — 1) кара катица — род головоногих моллюсков; 2) к о р и ч н е в а я краска, получаемая из кра сящего вещества, выраба тываемого особым органом («чернильным мешком») в теле этого моллюска, а так же изготавливаемая искус
с т в е н н о ; |
употребляется в |
живописи; |
3) рисунок, сде |
ланный такой краской.
СИЕНА (по названию города и провинции в Италии) — тёмно-жёлтая краска, используемая в живописи.
СИККАТИВЫ (лат. «высушивающий») — катализаторы, которые ускоряют высыхание лакокрасочных материалов, содержащих растительные масла (например, олиф).
СИЛУЭТ (по имени французско го министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была нарисована кари катура в виде теневого п р о ф и л я — ответ на его попытку уменьшить го сударственные расходы за счёт упро щения моды) — очертание предмета, подобие его тени; вид графической техники, п л о с к о с т н о е о д н о т о н н о е изображение фигур и предметов. Си луэты рисуются тушью (или белила ми) или вырезаются из бумаги и на клеиваются на фон. В такой технике
выполнила много работ Е. С. Кругликова (1865—1941 гг.), в частности портреты Л. С. Бакста (1914 г.), К. А. Сомова (1916 г.), А. А. Блока (1921 г.) и др.
С И М В О Л И З М (фр., от гр. «знак, опознавательная при мета») — направление в европейском, а м е р и к а н с к о м и русском искусстве 1870—1910 гг. Основой художественного творчества символистов был образ — символ; в нём ино сказательно отражались некие мистические, таинственные силы, якобы правящие миром. С. привлёк внимание мно гих крупных художников, чьи символические образы ста ли воплощением гуманистических идеалов и свободолю бивых порывов. С. в изобразительном искусстве сформи ровался в 1860—1880 гг. в живописи француз а П ю и де Шаванна . Открыто противопоставили своё творчество ре альному миру символисты последних десятилетий XIX— XX в. — живописцы Г. Моро (Франция), Ф. фон Штук и
Символизм.
Г. Климт. Гигиея, богиня здоровья. 1901
М. Клингер (Германия), график О. Бердслей (Англия), со здавшие полуфантастические композиции, п р о н и з а н н ы е мистикой. С. внёс романтическую символику в стиль мо дерн. Особую роль здесь сыграли П. Гоген ( Ф р а н ц и я ) , Г. Климт (Австрия, см. цв. вкл.), М. К. Чюрленис (Литва), М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов (Россия) — в их ра ботах отразились поиски нового художественного языка, который бы ритмикой линий и цветовых сочетаний смог выразить сложный символический смысл.
СКАРПЕЛЬ {ит., |
от лат. «ножичек») — стальной круг |
л ы й или г р а н ё н ы й |
стержень, и м е ю щ и й с одного к о н ц а |
форму острой отточенной лопатки. Используется скульпто ром при обработке камня .
СКИПИДАР (терпентинное масло) — бесцветная жид кость с запахом хвои, которую получают из смолы хвой ных деревьев. Разбавитель лаков и красок, средство для мытья кистей. Со временем он осмоляется и при этом жел теет и густеет. Краски на таком С. плохо сохнут и темне ют, поэтому предпочтительней использовать пинен — п и -
н е н о в у ю ф р а к ц и ю С . |
(см. |
Разбавитель). |
СКУЛЬПТУРА (лат.) |
— |
один из видов изобразитель |
ного искусства, в котором художник создаёт объёмные изображения, в ы п о л н е н н ы е из мягкого материала (гли ны, воска, пластилина), высеченные из к а м н я , вырезан ные из дерева, отлитые из гипса или бронзы. Цвет в С. применяется ограниченно и условно. Т а к же к а к и жи вопись, С. может быть с т а н к о в о й (статуи, портреты,
жанровые сцены), т. е. имеющей самостоятельное художе ственное значение, и м о н у м е н т а л ь н о й (памятники,
декоративная С. в садах и парках, рельефы на зданиях), |
|||
физически и пространственно связанной с архитектурой |
|||
и поэтому |
статично |
з а к р е п л ё н н о й |
(например, на пьеде |
стале). По |
жанрам С. |
разделяется на |
портретную, жанро |
вую (бытовую), а н и м а л и с т и ч е с к у ю , |
историческую . По |
форме изображения различают круглую |
скульптуру и рель |
еф . Многие из этих видов С. были известны уже древним е г и п т я н а м , х у д о ж н и к а м М е с о п о т а м и и и о к о н ч а т е л ь н о закрепились в античном искусстве, мастера которого оста
вили лнам |
классические |
образцы |
искусства ваяния. |
СОУС |
(фр.) (чёрный |
мел) — |
карандаш без о п р а в ы , |
внешне похожий на сангину чёрного, серого и коричнево го цвета. Соусом либо рисуют так же, как сангиной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой ще тинной кистью, прорисовывая затем детали карандашом «Ретушь» или чёрным карандашом (сухой способ). П р и
мокром способе порошок С. разводят водой и рисунок вы полняется щетинной или акварельной кистью. В этом слу чае техника исполнения близка к однотонной акварели. Высохшие поверхности хорошо высветляются резинкой. По высохшему С. можно прорисовать детали карандашом «Ре
тушь» или чёрным карандашом. |
|
С П О Н С ОР (англ.) — 1) поручитель; 2) |
л и ц о , органи |
зация и т . п., финансирующие какие-либо |
мероприятия, |
организации и т. д.; рекламодатель; 3) организатор; ини циатор. В конце XX в. пришло на смену слову меценат.
СР Е Д Н Е В Е К О В О Е ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВ
РО П Ы — период развития культуры и искусства со вре мени падения Западной Р и м с к о й империи (V в.) до на
чала эпохи Возрождения (XV в.). В истории западноевро п е й с к о г о искусства с р е д н и х веков п р и н я т о р а з л и ч а т ь
3 периода — искусство раннего средневековья (V—IX вв. — время формирования новой культуры), романское искус ство и готику. Последние два имеют условный характер. Когда появился термин «романское искусство», под готи кой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV в., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием (см. Го тика).
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — термин, которым обо значают произведения живописи, скульптуры и графики,
и м е ю щ и е самостоятельное значение, не связанное с ка ким - либо художественным ансамблем или утилитарными функциями . Это прежде всего живопись, которая создава лась не на стенах и потолках зданий, а отдельно, на стан ке (мольберте). Затем название «С. и.» распространилось и на другие виды изобразительного искусства. С. и. возникло в эпоху Возрождения. Художественная выразительность произведений С. и. неизменна — независимо от места, где о н и находятся, и времени: станковые ф о р м ы и п о н ы н е занимают одно из главных мест в мировом изобразитель ном искусстве.
СТАНОК СКУЛЬПТУРНЫЙ - стол на ножках с по воротным щитом, на котором создаётся будущее скульп турное, произведение, чаще всего способом лепки.
СТАРЫЕ МАСТЕРА — термин, обычно употребляе м ы й по о т н о ш е н и ю к выдающимся европейским худож никам XV—XVII вв. и крупнейшим русским художникам XVIII в. В более широком значении так называют всех вид ных художников предшествующего времени, в том числе вы дающихся современных живописцев, скульпторов, графи ков и т. д. старшего поколения.
СТАТУЭТКА (фр., от лат. «статуя») — вид мелкой пла стики, небольшая статуя, служащая, к а к правило, для украшения жилища .