Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мета в перспективе, с сокращением удалённых от зрителя частей изображённого на плоскости предмета.

РАМА — обрамление картины, завершающее компози­ цию, придающее ей единство, н а п р а в л я ю щ е е в н и м а н и е зрителя на само произведение . Обрамления чаще всего имеют прямоугольную форму, несколько реже — круг­ лую и овальную. Картина, в современном смысле этого слова, а вместе с ней и Р. рождаются примерно в XIV в. Первые Р. сохраняли золотой цвет иконного фона. Когда в живописи исчез золотой фон, цвет Р. стал восприниматься как атрибут оформления, помогающий выделить картину в помещении. Традиция золочения Р. сохранялась долго; она встречается и сейчас. В эпоху Возрождения распространил­ ся тип Р., составленной из архитектурных элементов: ка­ пителей, пилястр, полуколонн, карнизов, консолей . По тогдашним представлениям о живописи картина в обрам­ л е н и и была как бы «окном в мир». Другой тип Р. напоми­ нал оправу зеркал. Эти Р. изготавливались не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материа­ лов. Чтобы помочь зрителю погрузиться в мир изображае­ мого, у Р. делались сложные тонкие профилировки, как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к самой картине. В искусстве барокко Р. имели богатые скульптур­ ные украшения . На них изображались гирлянды цветов, различные плоды, раковины, фигурки путти. В искусстве рококо Р. приобрели сложные очертания, отдельные эле­ менты их резьбы даже заслоняли поверхность живописи. В XIX в. Р. стали оформляться богато и сложно, привлекая зрителя своей пышностью . Каждый художник предпочи­ тал определённую окраску Р.: например, импрессионисты окрашивали Р. в светлые, жёлтые, фиолетовые и розовые тона, гармонирующие с их живописью. Французский ху­ д о ж н и к Ж. Сера рисовал Р., как синие бордюры, прямо на холсте. В конце XIX в. для Р. используют неокрашенное


д е р е в о, а п п л и к а ц и и и з к о ж и , н и к е л и р о в а н н у ю сталь. Оформленные в стиле модерн, Р. выглядели как предметы декоративно-прикладного искусства. В конце XX в. обрам­ ление снова привлекло к себе внимание: Р. окрашиваются в различные тона, появляются Р. с богатыми пластиче­ скими мотивами.

РАСТУШКА — в изобразительном искусстве — корот­ кая палочка (из бумаги или замши) с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании па­

стелью и

другими

мягкими

материалами.

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗЦОВАЯ Г Р А В Ю Р А -

 

 

 

техника

выполнения

углублён­

 

 

 

ной

гравюры

на

металле,

п р и

 

 

 

которой

рисунок

прорезается

 

 

 

штихелем

на

поверхности

доски

 

 

 

из меди, цинка, стали; обра­

 

 

 

зовавшиеся углубления запол­

 

 

 

няются краской

для печатания

 

 

 

на бумаге. Такие гравюры от­

 

 

 

л и ч а ю т с я

ч ё т к и м и

линиями,

 

 

 

толщина

которых

варьирует­

 

 

 

ся в

зависимости

от

углубле­

 

 

 

н и я

резца, в

металл.

 

 

 

 

 

РЕЛЬЕ Ф (фр., от лат.

 

 

 

«поднимать»)

вид

скульп­

 

 

 

туры, в котором изображение

 

 

 

является

выпуклым (или

глу­

б и н н ы м )

по о т н о ш е н и ю

к п л о с к о с т и

фона.

О с н о в н ы е

виды — барельеф

и горельеф.

 

 

 

 

 

 

 

РЕНЕССАНС (фр., букв, «возрождение») — то же, что

Возрождение.

 

 

 

 

 

РЕТУШЬ

(фр.)

исправление изображений

(рисунков,

ф о т о с н и м к о в и

т.

д.) п р о р и с о в к о й

их карандашами и л и

красками, выскабливанием отдельных

участков.

 


РИСУНОК — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Основу Р. составляют линия, штрих, светотеневые пятна в одном или нескольких цветах, пре­ имущественно на бумаге; наносятся карандашом, пером, ки­ стью, углём и т. д. Главные виды художественного Р.: стан­

ковый Р., эскиз,

этюд, зарисовка с натуры и т. д. Р. — осно­

ва всех видов

изобразительного искусства и самый древний

из них. Первобытный человек рисовал минеральными крас­ ками на стенах пещер; вплоть до XV—XVI вв. рисовали на деревянных дощечках, пергаменте, а с XVI в. — на бумаге. Самый древний инструмент для рисования — металличе­ ский грифель (штифт). В средние века художники рисовали обычно свинцовым штифтом, который оставлял мягкие, легко стирающиеся линии. В XV в. любимым инструментом становится серебряный штифт, которым рисовали на грун­ тованной или тонированной бумаге. Им пользовались та­ кие великие мастера, как Я. ван Эйк, А. Дюрер (см. рис. на с. 96), Леонардо да Винчи, Рафаэль. В середине XVI в. появ­ ляется графитный карандаш; в конце XVIII в. — каранда­ ши различной твёрдости, а также резинки (раньше линии стирали хлебным мякишем) . С этого момента графитный карандаш становится очень популярным. В России в 1-й по­ ловине XIX в. прекрасными рисовальщиками были О. А. Кип­ ренский, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. О. Орловский, А. А. Иванов. Рисовали художники и пером: тростниковым, гусиным, позже — металлическим. Пером пользовались жи­ в о п и с ц ы Рембрандт, Рафаэль, Дж . Б . Тьеполо, Ван Гог и др., а также и скульпторы, н а п р и м е р Микеланджело . Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией. Часто приме­ няли комбинированную технику пером и кистью, и если в XV—XVI вв. п р е д п о ч т е н и е отдавали перу, то в XVII — XVHI вв. — кисти. Со времени появления бумаги основны­ ми материалами Р. остаются карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, однотонная акварель, пастель.

А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Рисунок серебряным штифтом. 1484

П. А. Федотов. Карандашный рисунок

Рембрандт. Пейзаж с большими деревьями и крестьянскими хижинами. Рисунок. Тростниковое перо, размывка кистью, бистр. Ок. 1657


Р О Д Ы ИСКУССТВ

подразделение

видов искусства,

сложившееся в Европе

в XV—XVI вв.:

живопись — стан­

ковая, монументальная, театрально - декорационная, де­ коративная роспись предметов домашнего обихода (деко­ ративно - прикладное искусство), иконопись, миниатюра, диорама, панорама; скульптура — станковая, монументаль­

ная и малых ф о р м ; графика

станковая, к н и ж н а я , га-

зетно-журнальная, прикладная

и т. д.

РОКОКО (рокайль) (от фр. «осколки камней, ракови­ ны») — стиль в искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Ф р а н ц и и при Людовике XV. Ис­ кусство Р. было завершением и поздней, наиболее утон­ чённой стадией искусства барокко. Для Р. характерен уход от противоречий ж и з н и в мир фантазий, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве господствует граци­

озный, прихотливый орнаментальный ритм.

Скульптура и

живопись и з я щ н ы ,

чрезвычайно декоративны,

но

неглу­

боки.

 

 

 

РОМАНСКИЙ

СТИЛЬ {фр., от лат. «римский»)

- пре­

емственно связанный с древнеримской культурой;

Р. с. —

стиль з а п а д н о е в р о п е й с к о г о искусства в эпоху раннего средневековья (X—XIII вв.). Значительное развитие Р. с. получил во Ф р а н ц и и , в Г е р м а н и и , И т а л и и , И с п а н и и , Англии. Высокого мастерства достигла в Р. с. миниатюр­ ная живопись^ в священных книгах.

РОМАНТИЗМ (фр.) — идейное и художественное на­ правление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в. Характерная черта мировос­ п р и я т и я этого периода — мучительный разлад идеала и действительности. В пластических искусствах Р. ярко про­ явился в живописи (см. цв. вкл.) и графике. Наиболее после­ довательная школа романтического искусства сложилась во Ф р а н ц и и в борьбе с социальным академическим клас­ сицизмом (живописцы Т. Жерико, Э. Делакруа, Ж. Мишель,


скульпторы Ф. Рюд, А. Л. Бари); в ней соседствовали инте­ рес к национальному прошлому (нередко его идеализирова­ ли), традициям фольклора, культуре своего и других наро­ дов, стремление создать универсальную картину м и р а с мотивами «мировой скорби» и «мирового зла». В России ро­ мантические мотивы характерны для творчества О. А. Кип­ ренского, А. О. Орловского, К. П. Брюллова и др.

РОСПИСЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - это составная часть монументального искусства. В древности росписи украша­ ли стены дворцов, общественных зданий, гробниц; неко­ торые из них сохранились до нашего времени. В средние века, в эпоху Возрождения стенными росписями (обычно фресками) покрывались внутренние п о м е щ е н и я церквей и отдельные помещения в жилищах знатных вельмож. Все­ мирную известность приобрели росписи Успенского собора во Владимире (Андрей Рублёв), С и к с т и н с к о й капеллы в Риме, (Микеланджело) .

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII - начала XX в. - ис­ кусство нового времени, основополагающее значение для которого имеет эпоха Петра I. В его основе лежит уход от к а н о н и з и р о в а н н ы х средневековых образцов к светскому искусству (см. цв. вкл.). Среди жанров живописи, начиная с Петровского времени и на протяжении всего XVIII в., ведущим становится портрет. Творчество 2 знаменитых портретистов — И. Н. Никитина и А. М. Матвеева — знаме­ нует рождение собственно психологического портрета.

2-я половина XVIII в. — время расцвета нового русского искусства, эпохи классицизма — эпохи, которая противо­ поставила пышности барокко строгую логику искусства ан­ тичности и эпохи Возрождения. С эпохой классицизма свя­ зан взлёт отечественной скульптуры в творчестве М. И. Коз­ ловского, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина . Свидетельством зрелости русского искусства являются и живописные пор­ треты, созданные Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким. Твор-

чество В. Л. Боровиковско­

го з а в е р ш а е т б л е с т я щ и й

расцвет

п о р т р е т н о г о ис­

кусства

XVIII

в.

 

Наступление XIX в. озна­

меновано рождением в Рос­

с и и

нового

художествен­

ного

течения

романтиз­

ма, п е р в ы м

выразителем

которого стал О. А. Кип­

ренский; с именем А. Г. Ве­

нецианова связано рожде­

ние русского бытового жан­

ра {см. цв. вкл.). Одним из

ведущих

жанров

наряду с

портретом становится ин­

терьер.

 

 

 

В 1860-е гг. в изобрази­

тельном

искусстве

доми­

нирует жанровая живопись, в 1870-х гг. возрастает роль портрета (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко) и пейзажа (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Ш и ш к и н , А. И. Куинджи, В. Д. Поленов). Доминирующую роль в ис­ кусстве занимают передвижники. Развивается собиратель­ ная деятельность П. М. Третьякова. Следующий период рус­ ского искусства — конец XIX — начало XX в. В 80-е гг. были созданы такие шедевры русской живописи, как «Утро стре­ лецкой казни», «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Кре­ стный ход в Курской губернии», «Не ждали» И. Е. Репина.

Р я д о м

с

н и м и

уже выступают художники

нового

поко­

л е н и я

с

н о в о й

творческой п р о г р а м м о й —

В. А.

Серов,

М. А. Врубель, К. А. Коровин. Гармонию и красоту начина­ ют искать в области художественной фантазии. На этой ос­ нове оживает интерес к аллегорическим и мифологическим