ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
мета в перспективе, с сокращением удалённых от зрителя частей изображённого на плоскости предмета.
РАМА — обрамление картины, завершающее компози цию, придающее ей единство, н а п р а в л я ю щ е е в н и м а н и е зрителя на само произведение . Обрамления чаще всего имеют прямоугольную форму, несколько реже — круг лую и овальную. Картина, в современном смысле этого слова, а вместе с ней и Р. рождаются примерно в XIV в. Первые Р. сохраняли золотой цвет иконного фона. Когда в живописи исчез золотой фон, цвет Р. стал восприниматься как атрибут оформления, помогающий выделить картину в помещении. Традиция золочения Р. сохранялась долго; она встречается и сейчас. В эпоху Возрождения распространил ся тип Р., составленной из архитектурных элементов: ка пителей, пилястр, полуколонн, карнизов, консолей . По тогдашним представлениям о живописи картина в обрам л е н и и была как бы «окном в мир». Другой тип Р. напоми нал оправу зеркал. Эти Р. изготавливались не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материа лов. Чтобы помочь зрителю погрузиться в мир изображае мого, у Р. делались сложные тонкие профилировки, как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к самой картине. В искусстве барокко Р. имели богатые скульптур ные украшения . На них изображались гирлянды цветов, различные плоды, раковины, фигурки путти. В искусстве рококо Р. приобрели сложные очертания, отдельные эле менты их резьбы даже заслоняли поверхность живописи. В XIX в. Р. стали оформляться богато и сложно, привлекая зрителя своей пышностью . Каждый художник предпочи тал определённую окраску Р.: например, импрессионисты окрашивали Р. в светлые, жёлтые, фиолетовые и розовые тона, гармонирующие с их живописью. Французский ху д о ж н и к Ж. Сера рисовал Р., как синие бордюры, прямо на холсте. В конце XIX в. для Р. используют неокрашенное
д е р е в о, а п п л и к а ц и и и з к о ж и , н и к е л и р о в а н н у ю сталь. Оформленные в стиле модерн, Р. выглядели как предметы декоративно-прикладного искусства. В конце XX в. обрам ление снова привлекло к себе внимание: Р. окрашиваются в различные тона, появляются Р. с богатыми пластиче скими мотивами.
РАСТУШКА — в изобразительном искусстве — корот кая палочка (из бумаги или замши) с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании па
стелью и |
другими |
мягкими |
материалами. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
РЕЗЦОВАЯ Г Р А В Ю Р А - |
|||||||
|
|
|
техника |
выполнения |
углублён |
|||||
|
|
|
ной |
гравюры |
на |
металле, |
п р и |
|||
|
|
|
которой |
рисунок |
прорезается |
|||||
|
|
|
штихелем |
на |
поверхности |
доски |
||||
|
|
|
из меди, цинка, стали; обра |
|||||||
|
|
|
зовавшиеся углубления запол |
|||||||
|
|
|
няются краской |
для печатания |
||||||
|
|
|
на бумаге. Такие гравюры от |
|||||||
|
|
|
л и ч а ю т с я |
ч ё т к и м и |
линиями, |
|||||
|
|
|
толщина |
которых |
варьирует |
|||||
|
|
|
ся в |
зависимости |
от |
углубле |
||||
|
|
|
н и я |
резца, в |
металл. |
|
|
|||
|
|
|
РЕЛЬЕ Ф (фр., от лат. |
|||||||
|
|
|
«поднимать») |
— |
вид |
скульп |
||||
|
|
|
туры, в котором изображение |
|||||||
|
|
|
является |
выпуклым (или |
глу |
|||||
б и н н ы м ) |
по о т н о ш е н и ю |
к п л о с к о с т и |
фона. |
О с н о в н ы е |
||||||
виды — барельеф |
и горельеф. |
|
|
|
|
|
|
|
РЕНЕССАНС (фр., букв, «возрождение») — то же, что
Возрождение. |
|
|
|
|
|
РЕТУШЬ |
(фр.) |
— |
исправление изображений |
(рисунков, |
|
ф о т о с н и м к о в и |
т. |
д.) п р о р и с о в к о й |
их карандашами и л и |
||
красками, выскабливанием отдельных |
участков. |
|
РИСУНОК — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Основу Р. составляют линия, штрих, светотеневые пятна в одном или нескольких цветах, пре имущественно на бумаге; наносятся карандашом, пером, ки стью, углём и т. д. Главные виды художественного Р.: стан
ковый Р., эскиз, |
этюд, зарисовка с натуры и т. д. Р. — осно |
ва всех видов |
изобразительного искусства и самый древний |
из них. Первобытный человек рисовал минеральными крас ками на стенах пещер; вплоть до XV—XVI вв. рисовали на деревянных дощечках, пергаменте, а с XVI в. — на бумаге. Самый древний инструмент для рисования — металличе ский грифель (штифт). В средние века художники рисовали обычно свинцовым штифтом, который оставлял мягкие, легко стирающиеся линии. В XV в. любимым инструментом становится серебряный штифт, которым рисовали на грун тованной или тонированной бумаге. Им пользовались та кие великие мастера, как Я. ван Эйк, А. Дюрер (см. рис. на с. 96), Леонардо да Винчи, Рафаэль. В середине XVI в. появ ляется графитный карандаш; в конце XVIII в. — каранда ши различной твёрдости, а также резинки (раньше линии стирали хлебным мякишем) . С этого момента графитный карандаш становится очень популярным. В России в 1-й по ловине XIX в. прекрасными рисовальщиками были О. А. Кип ренский, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. О. Орловский, А. А. Иванов. Рисовали художники и пером: тростниковым, гусиным, позже — металлическим. Пером пользовались жи в о п и с ц ы Рембрандт, Рафаэль, Дж . Б . Тьеполо, Ван Гог и др., а также и скульпторы, н а п р и м е р Микеланджело . Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией. Часто приме няли комбинированную технику пером и кистью, и если в XV—XVI вв. п р е д п о ч т е н и е отдавали перу, то в XVII — XVHI вв. — кисти. Со времени появления бумаги основны ми материалами Р. остаются карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, однотонная акварель, пастель.
А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Рисунок серебряным штифтом. 1484
П. А. Федотов. Карандашный рисунок
Рембрандт. Пейзаж с большими деревьями и крестьянскими хижинами. Рисунок. Тростниковое перо, размывка кистью, бистр. Ок. 1657
Р О Д Ы ИСКУССТВ — |
подразделение |
видов искусства, |
сложившееся в Европе |
в XV—XVI вв.: |
живопись — стан |
ковая, монументальная, театрально - декорационная, де коративная роспись предметов домашнего обихода (деко ративно - прикладное искусство), иконопись, миниатюра, диорама, панорама; скульптура — станковая, монументаль
ная и малых ф о р м ; графика — |
станковая, к н и ж н а я , га- |
зетно-журнальная, прикладная |
и т. д. |
РОКОКО (рокайль) (от фр. «осколки камней, ракови ны») — стиль в искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Ф р а н ц и и при Людовике XV. Ис кусство Р. было завершением и поздней, наиболее утон чённой стадией искусства барокко. Для Р. характерен уход от противоречий ж и з н и в мир фантазий, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве господствует граци
озный, прихотливый орнаментальный ритм. |
Скульптура и |
||
живопись и з я щ н ы , |
чрезвычайно декоративны, |
но |
неглу |
боки. |
|
|
|
РОМАНСКИЙ |
СТИЛЬ {фр., от лат. «римский») |
- пре |
|
емственно связанный с древнеримской культурой; |
Р. с. — |
стиль з а п а д н о е в р о п е й с к о г о искусства в эпоху раннего средневековья (X—XIII вв.). Значительное развитие Р. с. получил во Ф р а н ц и и , в Г е р м а н и и , И т а л и и , И с п а н и и , Англии. Высокого мастерства достигла в Р. с. миниатюр ная живопись^ в священных книгах.
РОМАНТИЗМ (фр.) — идейное и художественное на правление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в. Характерная черта мировос п р и я т и я этого периода — мучительный разлад идеала и действительности. В пластических искусствах Р. ярко про явился в живописи (см. цв. вкл.) и графике. Наиболее после довательная школа романтического искусства сложилась во Ф р а н ц и и в борьбе с социальным академическим клас сицизмом (живописцы Т. Жерико, Э. Делакруа, Ж. Мишель,
скульпторы Ф. Рюд, А. Л. Бари); в ней соседствовали инте рес к национальному прошлому (нередко его идеализирова ли), традициям фольклора, культуре своего и других наро дов, стремление создать универсальную картину м и р а с мотивами «мировой скорби» и «мирового зла». В России ро мантические мотивы характерны для творчества О. А. Кип ренского, А. О. Орловского, К. П. Брюллова и др.
РОСПИСЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - это составная часть монументального искусства. В древности росписи украша ли стены дворцов, общественных зданий, гробниц; неко торые из них сохранились до нашего времени. В средние века, в эпоху Возрождения стенными росписями (обычно фресками) покрывались внутренние п о м е щ е н и я церквей и отдельные помещения в жилищах знатных вельмож. Все мирную известность приобрели росписи Успенского собора во Владимире (Андрей Рублёв), С и к с т и н с к о й капеллы в Риме, (Микеланджело) .
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII - начала XX в. - ис кусство нового времени, основополагающее значение для которого имеет эпоха Петра I. В его основе лежит уход от к а н о н и з и р о в а н н ы х средневековых образцов к светскому искусству (см. цв. вкл.). Среди жанров живописи, начиная с Петровского времени и на протяжении всего XVIII в., ведущим становится портрет. Творчество 2 знаменитых портретистов — И. Н. Никитина и А. М. Матвеева — знаме нует рождение собственно психологического портрета.
2-я половина XVIII в. — время расцвета нового русского искусства, эпохи классицизма — эпохи, которая противо поставила пышности барокко строгую логику искусства ан тичности и эпохи Возрождения. С эпохой классицизма свя зан взлёт отечественной скульптуры в творчестве М. И. Коз ловского, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина . Свидетельством зрелости русского искусства являются и живописные пор треты, созданные Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким. Твор-
чество В. Л. Боровиковско |
||||
го з а в е р ш а е т б л е с т я щ и й |
||||
расцвет |
п о р т р е т н о г о ис |
|||
кусства |
XVIII |
в. |
|
|
Наступление XIX в. озна |
||||
меновано рождением в Рос |
||||
с и и |
нового |
художествен |
||
ного |
течения |
— |
романтиз |
|
ма, п е р в ы м |
выразителем |
|||
которого стал О. А. Кип |
||||
ренский; с именем А. Г. Ве |
||||
нецианова связано рожде |
||||
ние русского бытового жан |
||||
ра {см. цв. вкл.). Одним из |
||||
ведущих |
жанров |
наряду с |
||
портретом становится ин |
||||
терьер. |
|
|
|
|
В 1860-е гг. в изобрази |
||||
тельном |
искусстве |
доми |
нирует жанровая живопись, в 1870-х гг. возрастает роль портрета (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко) и пейзажа (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Ш и ш к и н , А. И. Куинджи, В. Д. Поленов). Доминирующую роль в ис кусстве занимают передвижники. Развивается собиратель ная деятельность П. М. Третьякова. Следующий период рус ского искусства — конец XIX — начало XX в. В 80-е гг. были созданы такие шедевры русской живописи, как «Утро стре лецкой казни», «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Кре стный ход в Курской губернии», «Не ждали» И. Е. Репина.
Р я д о м |
с |
н и м и |
уже выступают художники |
нового |
поко |
л е н и я |
с |
н о в о й |
творческой п р о г р а м м о й — |
В. А. |
Серов, |
М. А. Врубель, К. А. Коровин. Гармонию и красоту начина ют искать в области художественной фантазии. На этой ос нове оживает интерес к аллегорическим и мифологическим