Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б. М. Кустодиев. Групповой портрет художников «Мира искусства». 1916—1920. Слева направо: И. Грабарь, H. Рерих, Е. Лансере, Б. Кустодиев, И. Билибин,

А.Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Г. Нарбут, К. Петров-Водкин, H. Милиоти,

К.Сомов, М. Добужинский

Г Р У П П О В О Й П О Р Т Р Е Т — разновидность портретной живописи, изображение двух ( п а р н ы й портрет) или не­ скольких персонажей, например некоторые Г. п., выпол­ ненные голландскими мастерами XVII в. На этих портре­ тах и з о б р а ж е н ы члены ремесленных цехов, купеческих гильдий. Лучшие образцы Г. п. принадлежат кисти голланд­ ских художников XVII в. Франса Халса и Рембрандта Гарменса ван Рейна (см. цв. вкл.). Герои этих произведений все­ гда объединены живым внутренним взаимодействием. При­ мером может служить картина Рембрандта «Ночной дозор», на которой изображены руководители корпорации амстер­ дамских стрелков.

Г У А Ш Ь (фр., от ит. «водяная краска») — 1) краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил; употребля­ ются преимущественно для живописи по бумаге, шёлку, дереву и пр. Для живописи гуашью характерна матовая бар­ хатистость красок. Неверно взятый тон можно исправить наложением нового слоя, который полностью закроет вы-

сохший нижний, однако следует помнить, что толстые слои

Г. с к л о н н ы к растрескиванию; 2) живопись, выполнен­ ная этими красками.

Д

ДАДАИЗМ (фр., от «детский ле­ пет») — модернистское течение в з а п а д н о е в р о п е й с к о м , преимуще ­ ственно французском и немецком искусстве, существовавшее в 1916— 1922 гг. Д. сложился в Швейцарии

всреде анархиствующей интелли­ генции. Её протест против мировой

во й н ы выразился в своеобразном художественном хулиганстве: в кара­ кулях, псевдочертежах, наборе слу­ чайных предметов (М. Эрнст, Ж. Арп

И Др.). На СМену Д. пришёл Сюрреализм. Дадаизм. Ж. Арп. 1916

ДЕКАДЕНТСТВО, иначе декаданс (фр., от лат. «упа­ док») — общее наименование явлений в искусстве конца XIX — начала XX в.; для Д. характерны настроения безна­ дёжности, стремление к ничем не ограниченной свободе личности и творчества, уход от общепринятых моральных норм и реальной жизни. Многие мотивы Д. стали достояни­ ем ряда художественных течений модернизма.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - термин, объединя­ ю щ и й различные искусства, произведения которых наря­ ду с архитектурой художественно формируют окружаю­ щую человека материальную среду: монументально-деко­ ративное искусство (служит для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства), декоративноприкладное искусство (создаёт художественные предметы быта), оформительское искусство и т. д.



Д И П Т И

Х (гр., букв, «сложенный вдвое») — 1) у древ­

них греков

и римлян — 2 покрытые воском и соединён­

ные вместе дощечки для письма; 2) двустворчатый скла­

день с ж и в о п и с н ы м или рельефным изображением на каж­

дой створке; 3) 2 картины, связанные единым замыслом.

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Е ЦВЕТА - цвета, которые при оптическом смешении создают в глазу ощущение белого или серого цвета, например оранжевый и синий, зелёножёлтый и^фиолетовый.

ДОСКА — металлическая (медная, стальная, цинковая) пластина или пластина из твёрдых пород дерева (груша, пальма, самшит), на которую наносится рисунок для по­ следующего воспроизведения; соответствует полиграфиче­ скому термину «печатная форма».

Д Р А П И Р О В К А (фр., от «укладывать складки») — уло­ женная в красивые складки материя; процесс укладки. В древности драпировками пользовались для придания одеж­ де особой красоты . Так, в Древнем Р и м е тога (верхняя одежда) создавалась с п о м о щ ь ю ряда сложных драпировок. Во все времена Д.

служила предметом изображения в жи­ вописи и скульптуре.

Д Р Е В Н Е Р У С С К О Е И С К У С С Т В О - так п р и н я т о называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского го­ сударства и продолжался вплоть до Пет­ ровских времен (с IX по XVII в.). На­ чальный период в развитии Д. и. опреде­ л и л с я искусством в о с т о ч н ы х с л а в я н , поэтому многие из мифологических мо­ тивов (образы священных коней, жар - птица) бережно сохранялись в приклад­ ном искусстве — в вышивках, резьбе —

Древнерусское

искусство.

Софийский собор

'в Киеве

'(по рисунку XVII в.)

Древнерусское

искусство.

Фрагмент правой части изображения Тайной Вечери. Мозаика в Софийском соборе в Киеве

вплоть до наших дней. С принятием христианства искусст­ во приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры. На Руси появились греческие мастера — строители и живописцы . В изобразительном искусстве круг тем и сюжетов был пре­ имущественно религиозным. Росписью церквей занимались живописцы, среди них в XIV в. приехавший из Византии Ф е о ф а н Грек, в XV в. — г е н и а л ь н ы й А н д р е й Рублёв, в конце XV в. — его ученик Дионисий . Творчество Диони­ сия замыкает золотой век древнерусской живописи.

Ж

Ж А Н Р (фр. «род, вид») — исторически сложившаяся устойчивая разновидность художественного произведения. Деление на роды и Ж. сложилось в европейском изобрази­ тельном искусстве в XV—XVI вв. и существует во всех ви­ дах искусства, хотя в разных искусствах имеет разные ос­ нования. В изобразительном искусстве деление на Ж. ярче всего проявляется в живописи, где о н и различаются по предмету изображения: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жиз­ ни — сюжетно-тематическая картина. Каждый из этих Ж. подразделяется на жанровые разновидности, которые, как правило, тоже называют жанрами, например: пейзаж — с е л ь с к и й , г о р о д с к о й , и н д у с т р и а л ь н ы й ; н а т ю р м о р т — с цветами, со снедью, с вещами; сюжетно-тематические картины — историческая, батальная, бытовая, анимали­ стическая, интерьер (см. цв. вкл.). Нередко в одном произ­ ведении сочетаются черты нескольких жанров. Перечислен­ ные Ж. характерны и для графики. В других видах искусства Ж. не столь чёткие.

Ж А Н Р И С Т (от жанр) —

мастер, работающий в обла­

сти бытовой живописи (см.

Бытовой жанр).


Ж И В О П И С Н А Я ОСНОВА - материал, на к о т о р о м выполняется живопись. Станковые произведения чаще все­

го п и ш у т с я на

п о л о т н е

( л ь н я н о й

холст),

на

картоне,

реже — на бумаге

(главным

образом

акварель).

Для

мону­

ментально-декоративной живописи основой также может служить холст. Монументальная живопись (мозаика или фреска), создаваемая на полах, стенах, колоннах, сводах, куполах архитектурных сооружений, выполняется прямо на специально подготовленной поверхности.

Ж И В О П И С Ь — один из основных видов изобразитель­ ного искусства, произведения которого создаются на плос­ кости, выполняются при п о м о щ и красок, смальт и других материалов, наносимых на какую-либо твёрдую поверх­ ность. Ж. подразделяется на станковую, монументальную и декоративную. В основе художественных средств Ж. лежат цвет, светотень и линия — с их помощью художники до­ стигают высокой точности в изображении. Основные раз­ новидности живописной техники связаны с особенностя­ ми применяемых красочных материалов. В станковой Ж. чаще всего применяются масляные краски, а также аква­ рель, темпера, гуашь и др .

В монументальной Ж. приме­ няется мозаика, фреска. До­ ступные ж и в о п и с и широта и полнота охвата действи­ тельности проявляются в раз­ личных, присущих ей жанрах (натюрморт, портрет, пей­ заж, сюжетно-исторические

картины).

ЖИЛЛОТАЖ (по и м е н и автора) — метод получения выпуклых клише путём трав­ ления кислотой металличе-

Жиллотаж. О. Домье. Воспоминания о Дворне правосудия. 1865

ской доски, изобретённый в 50-е гг. XIX в. французским гра­ вёром Жилло . П р и Ж. на отшлифованной медной, позже цинковой пластинке художник выполнял штриховой (од­ нотонный) рисунок жирной тушью. П р и обливании кис­ лотой пластинка травилась только в местах, не защищен­ ных тушью, — рисунок же оставался нетронутым. После нескольких последовательных травлений на доске полу­ чался достаточно глубокий рельеф, пригодный для печати. Этот метод сохранял полную факсимильность авторского почерка, исключая вмешательство резчика. Ж. вдохновил Домье на создание серии рисунков «Воспоминания о Двор­ це правосудия».

3

ЗАРИСОВКА — быстро выполненный рисунок с натуры. ЗАСТАВКА — небольшая орнаментальная или изобра­ зительная композиция (элемент о ф о р м л е н и я книги), вы­ деляющая и украшающая начало или конец какого-либо

раздела книги или журнала.


и

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (фр. «приближение к идеалу, приу­ крашивание», через позднелат., от гр. «понятие») — пред­ ставление чего-либо лучшим, чем оно есть в действитель­ ности; обдуманное или и н т у и т и в н о е создание художе­ ственного образа, отвечающего представлению художника

об идеале.

 

И Д И Л Л И Я

(гр. «картинка», от « м и р н ы й , безмятеж­

ный») — вид

бытового жанра; изображение мирной добро­

детельной сельской жизни на фоне прекрасной природы; использование мифологических и пасторальных сюжетов (идеализированное изображение пастушеской жизни).

И Е Р О Г Л ИФ (от гр. «священный» и «то, что выреза­ но») — древние рисуночные знаки египетского письма. Тер­ м и н И. применяется также по отношению к знакам мно­ гих других неалфавитных письменностей (китайское пись­ мо, японское письмо). И., например китайские, вырезались на камне, кости, бамбуке; по мере развития потребности в у с к о р е н и и п и с ь м а , в о з н и к л а необходимость перехода к пись­ му на материалах (кожа, шёлк).

К о р е н н ы е и з м е н е н и я претер­ пело написание знаков около 200 г. н. э., когда были изобре­ тены кисть, затем тушь, а по­ зднее и бумага.

ИЗОБРАЖЕНИЕ - 1) вос­ создание действительност и в художественных образах; 2) то, что изображено {рисунок, кар­ тина, фотография, скульптура

и т . д.).

И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н Ы Е ИСКУССТВА - раздел пла­ стического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, о с н о в а н н ы й на в о с п р о и з в е д е н и и к о н к р е т н ы х явлений ж и з н и в их видимом предметном облике. Види­ мое сходство, подобие образа и реальности — характерная черта этих искусств. Это сходство достигается в каждом искусстве разными способами: в скульптуре — пластикой объёмных форм, в живописи — красками на плоскости, в графике — линиями и пятнами в условном цвете. Изобра­ жая один конкретный момент, художник может создать целостный образ того или иного явления. А. К. Саврасов говорил своим ученикам, что пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка не было видно на картине, но чтобы пе­ ние его было слышно . В изобразительном искусстве разли­ чают роды искусства, виды искусства, жанры.

ИЗОГРАФ {гр.) — название живописца, часто встре­ чающееся в русских литературных источниках XVII в.

ИКОНА {гр., от «изображение, образ») — в правосла­ вии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богома­ тери и святых; произведение иконописи. И к о н а м и называ­ ются также священные живописные изображения в лама­ изме.

ИКОНОГРАФИЯ (от гр. «изображение, образ» и «пишу, рисую») — 1) в изобразительном искусстве строго уста­ новленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных схем. И к о н о п и с ц ы обычно не придумыва­ ли, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы . Они сле­ довали выбранному и утверждённому обычаем и церков­ н ы м и властями иконографическому типу. Этим объясня­ ется то, что иконы на один сюжет, даже отдалённые веками, так похожи друг на друга. Считалось, что мастера обязаны следовать образцам, собранным в и к о н о п и с н ы х подлин­ никах, и могут проявлять себя только в колорите. В ос­ тальном они были ограничены рамками традиционных ка-